a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспекты НОД

Автор: Авдиенко Ольга Михайловна Опубликовано: 2016-05-06 12:03:22

МБДОУ д/ с №31. Занятие – презентация. Тема: «Знакомство детей дошкольного возраста с ядерным топливным циклом». Подготовила: воспитатель Авдиенко О. М. г. Зеленогорск 2013г. Знакомство с ядерным топливным циклом. Цель: Ознакомление детей дошкольного возраста с этапами получения атомной энергии через презентацию «Ядерный топливный цикл». Задачи: 1. Закрепить полученные ранее знания об атоме. 2. Познакомить со способами добычи урановой руды, обогащения урана, получения ядерного топлива. Помочь понять детям данную тему, используя доступную их возрасту познавательно- исследовательскую деятельность, игры. 3. Развивать мыслительные процессы: анализ и синтез, долговременную память. 5. Воспитывать чувство гордости у дошкольников за наш город и предприятие( ЭХЗ) , которое имеет большое значение для атомной отрасли и всей нашей страны. Материалы и оборудование: Презентация «Ядерный топливный цикл», наборы рисовой и гречневой крупы, пластилин, изготовленные ранее цилиндрики из прозрачного материала для экспериментирования и исследования, атрибуты для подвижной игры «Веселая центрифуга»( наборы карточек синего и желтого цветов по количеству детей) . Ход деятельности: Под песню о Зеленогорске дети входят в зал. В- тель: Ребята, мы с вами живем в замечательном городе. Как называется наш город? ( ответ детей) - Почему он так называется? ( ответы детей: весь утопает в зелени, чистый, красивый, вокруг тайга) - А как по- другому называют наш город? ( город атомщиков) Вы знаете почему? ( ответы детей: у нас в городе есть завод ЭХЗ, на котором работают с атомами. ) В- тель: Обратите внимание на плакат. Что изображено на плакате? ( портрет атома) В- тель: А что такое атомы? ( ответы детей: это невидимые кирпичики( частицы) и з которых построены мы и все, что нас окружает) . - Давайте вспомним, как называются эти частицы( ответы детей: протоны, нейтроны, электроны) . В- тель: Что есть внутри атома? ( ядро) В- тель: Все частицы взаимодействуют друг с другом, между ними очень мощные ядерные силы. И если какая- нибудь частичка попадет в ядро и разобьет его, то выделится много, много тепла. В- тель: Давайте сейчас с вами поиграем с пальчиками, поэкспериментируем. ( Пальчиковая игра) Наши пальчики в замке( пальцы сложены в замок) Словно нейтроны и протоны в атомном ядре Мощные ядерные силы крепко связали частицы( пальцы сильно сжимать в замке, чтобы покраснели) Им горячо, им жарко Не могут они развалиться. Мимо частичка пролетела( дуют на «замок») Наши ядрышки разбила( расцепить пальцы) Вокруг стал такой жар( горячими пальцами прикасаются к щекам) Что вода превращается в пар( шевеля пальцами, поднимают руки вверх) Выделилась энергия атома Она эффективна, чиста, экономична( на каждое слово поднимают большой палец правой руки вверх, левой руки, оба пальца) Применяется очень широко: ( разводят руки в стороны) Используется в медицине, Является топливом на АЭС и даже в космосе далеко( на каждое слово загибают пальчики) . Входит герой: Знайка. З: Здравствуйте ребята! Я проходил мимо и услышал ваш разговор. Вы говорили про атом, атомную энергию? О! Это очень интересно! Это моя любимая темам разговора! Я много знаю про атомы, атомную энергию? А вы знаете, как ее получают? Хотите я вам расскажу? З: У меня есть замечательный волшебный чемоданчик, он- то и поможет мне! Знайка открывает свой чемоданчик с презентацией и комментирует, доступным для детей «языком», каждый слайд. З: Получение атомной энергии состоит из нескольких этапов. ( Сл. 2) От добычи урана до переработки отходов – называется ядерным топливным циклом( ЯТЦ) . З: Сначала добывают урановую руду, которая есть в природе. ( Сл. 3) ; рассказывает о методах добычи( дети помогают, глядя на слайд) . В добытой урановой руде есть атомы « нужного»- легкого и «ненужного»- тяжелого урана. «Нужный уран» используется в атомной энергетике для производства ядерного топлива. З: На следующем этапе уран обогащают. В- тель: Знайка, а что значит, обогащают уран? З: Обогащают – это значит сортируют его, отделяют «нужный» от «ненужного» Знайка предлагает пройти в лабораторию( сесть за столы) поиграть в игру «Сортировщики». Каждому ребенку дается горсть рисовой крупы «ненужный уран» и несколько крупинок гречневой- «нужный». Дети отделяют гречневую крупу от рисовой и сравнивают, какого урана больше. З: Дети, мы с вами обогатили уран, но на заводе роль сортировщиков выполняют не люди, а специальные устройства, которые называются центрифуги. Они- то и сортируют уран на «нужный» и «ненужный» т. е. его обогащают. ( Сл. 4) В- тель: Знайка, а центрифуги похожи на те, которые есть в стиральных машинах? Это такой быстровращающийся барабан? З: Да, да! Только на заводе очень большие центрифуги. Когда включают центрифугу, барабан быстро вращается и «ненужные»( тяжелые) атомы урана отлетают к стенкам, а «нужные»( легкие) - как бы приклеиваются к стержню в центре( оси центрифуги) Детям предлагается подвижная игра «Веселая центрифуга»( см. приложение 1) . З: Ребята, я слышал, что вы знаете, о том, что у нас в Зеленогорске есть завод ЭХЗ. Вы говорили, что он работает с атомами. На этом заводе и обогащают уран. На нем огромное количество центрифуг( сл 5) . Наш завод один из нескольких в нашей стране и его обогащенный уран используется на всех атомных станциях не только России, но и соседних стран. З: Обогащенный на нашем заводе уран по железной дороге в специальных вагонах увозят на другой завод, в другой город. ( Сл. 6) В- тель: Ребята, давайте сейчас отвезем наш уран, который мы обогатили в другой город. Следует помнить, что уран радиоактивен, его нужно упаковать в непроницаемую тару, а ее поместим в герметичный контейнер, чтобы уран был безопасен для окружающего. Обязательно наклеим предупреждающий знак «Радиация». Под веселую музыку «вагончики»- дети с контейнером( металлический термос) в руках отправляются в путь. З: Ну вот, вы приехали на завод, где изготавливают урановые таблетки( сл7) Все вместе обсуждают слайд: одна урановая таблетка, по размеру меньше наперстка, может дать столько же энергии, сколько, получается, от сжигания 3 бочек бензина или 400 кг угля. Детям предлагается практическое задание «Изготовление урановых таблеток, используя пластилин и гречневую крупу. ( См. приложение; изготавливают по несколько штук каждый) З: Ребята, а ведь одной такой таблетки мало, чтобы использовать ее, как ядерное топливо, их нужно много и необходимо поместить в металлическую трубку, которая называется тепловыделяющим элементом – ТВЭЛ( Сл. 8) . Практическая деятельность детей: «Изготовление ТВЭЛов »( см приложение) В- тель: Ребята, а на что похож ТВЭЛ? Дети предлагают разные варианты, основываясь на собственном опыте( упаковка жевательной резинки, упаковка витамин, сосательных конфет и т. д. ) В- тель: Знайка, а разве одного такого ТВЭЛа достаточно для того, чтобы работала атомная электростанция? З: Нет, ребята, одного ТВЭЛа не достаточно. Нужно все изготовленные ТВЭЛы собрать вместе. Дети собирают все изготовленные ТВЭЛы вместе( на одной подставке) - это тепловыделяющая сборка. Именно в таком виде используется ядерное топливо для АЭС( расшифровать) ( сл 9) З: Тепловыделяющие сборки с завода перевозят на атомные электростанции. А о том, как работают атомные электростанции, где еще применяется атомная энергия, я расскажу вам в следующий раз. До скорой встречи, мои юные атомщики! В- тель: Как много сегодня рассказал нам Знайка и его чудесный чемоданчик! ( Дети обмениваются впечатлениями, благодарят Знайку) . В- тель: А сейчас я хочу сказать несколько слов о нашем заводе. Завод производит мирный атомом. На нем работает много грамотных, образованных специалистов. Они выполняют важную и ответственную работу. Горожане очень гордятся своим заводом. И, не случайно, называют его: «Сердце города, гордость России! » Под песню о заводе детям демонстрируются слайды с фотографиями завода, цехов, работников на рабочих места

Оставить комментарий: