a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Подвижные игры на асфальте», как форма организации двигательной активности детей на прогулке.

Автор: Мусина Лариса Дамировна Опубликовано: 2016-05-08 07:30:09

В наше время к уровню психофизического развития дошкольников, к их готовности к обучению в школе предъявляются высокие требования. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физкультуры, которые способны совершенствовать их физические качества. Однако предметно-развивающая среда, используемая ныне в ДОУ для организации двигательной активности детей на воздухе, не в полной мере обеспечивает их физическое развитие, что, в свою очередь, вызывает существенные трудности при разработке и реализации приемов и методов физического воспитания.

Предметно-развивающая среда должна соответствовать правилам охраны жизни и здоровья дошкольников, требованиям гигиены и эстетики, отвечать анатомо-физиологическим особенностям детей, являться многофункциональной, практичной, экономичной, доступной и привлекательной для них.

Поэтому, предлагаю на территории ДОУ оформить  комплекс «Игры на асфальте», который является одной из форм организации активности детей на воздухе, способной расширять их двигательный опыт и обогащать новыми координационно-сложными движениями.

Игры с использованием рисунков на асфальте не требуют специального оборудования и дополнительного места для проведения. Их легко организовать везде, где есть асфальт, например на  дорожке вокруг детского сада. Игры на асфальте многофункциональны и вариативны. В процессе их проведения совершенствуются разные виды движений, варьируются способы организации детей. Используя один рисунок, можно организовать несколько игр для детей разного возраста и различной физической подготовленности – игр, направленных на развитие двигательных навыков.  В играх на асфальте количество участников не ограничено: правила предусматривают одновременное участие в игре всех детей, что способствует повышению двигательной плотности физкультурно-оздоровительного мероприятия.

Отличительная особенность игр заключается в том, что одну и ту же игру можно проводить каждый день, используя разные виды двигательной активности и разные рисунки, что позволяет избежать однообразия. Более того, меняющаяся игровая обстановка позволяет закрепить знание правил игры, обогащает двигательный опыт детей и обеспечивает его творческое использование в играх, что способствует проявлению ловкости в разнообразных жизненных ситуациях.

Игры помогут воспитателю интересно и эффективно провести прогулку, организовать самостоятельную деятельность детей и индивидуальную работу по развитию и совершенствованию двигательных навыков и умений.

С точки зрения решаемых в играх на асфальте педагогических задач их можно классифицировать по следующим основаниям:

  по интенсивности движений (игры малой, средней и высокой подвижности);

  по типу преимущественного двигательного действия (бег, прыжки, ведение мяча, метание и др.);

  по сложности построения игры (индивидуальные, командные);

  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;

  по способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без них, сюжетные, бессюжетные);

  по развиваемым физическим качествам (игры, способствующие развитию ловкости, быстроты, координации движений, скоростно-силовых качеств, выносливости);

Игры на асфальте создают атмосферу радости и потому позволяют наиболее эффективно в комплексе решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Основными видами двигательной активности в играх на асфальте являются разные виды бега, ходьбы, прыжков, метания, упражнений с мячом. Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей наиболее целесообразно (рационально) и находчиво использовать двигательные навыки и умения, способствуют осознанию игровых правил и возможности переноса собственного двигательного опыта в игровую деятельность, что обеспечивает развитие и совершенствование физических качеств: быстроты реакции, ловкости, равновесия, координации движений, навыков пространственной ориентировки, глазомера.

Классики или классы — старинная детская игра, популярная во всём мире, включая Россию и СССР. Играется, как правило, на асфальте, расчерченном мелом на квадратики или другие фигуры («классы»). Играющие, прыгая на одной ноге, толкают «биту» (например, баночку из-под гуталина или шайбу) из квадрата в следующий квадрат, стараясь не попасть ей на черту и не наступить на черту ногой.

Совсем маленьким детям разрешается прыгать на двух ногах

Игра в классики была популярна в Европе уже в Средние века,хотя иногда отмечают, что корни игры восходят к временам Римской империи.

Правила игры

Итак, на асфальте рисуем прямоугольник, а потом делим его на 10 квадратов и пронумеровываем их. Играющие должны прыгать на одной ножке и толкать биту  из первого квадрата во второй, и так далее. Как только бита перелетит в следующий квадрат, нужно самому прыгнуть туда же, при этом, не наступив на черту. Также нельзя опираться на вторую ногу.

Пропрыгав таким образом по всем классикам, нужно вытолкнуть биту за пределы игрового поля – первый этап пройден. Потом бросаешь биту на вторую клеточку и также прыгаешь. Если и этот этап удалось преодолеть, в следующий заход кидаешь биту на третью клеточку и так далее.

Игру можно сделать интереснее, если добавить в игровое поле некоторые элементы. Например, на 5 клеточке написать слово «дом» - это значит, что на этом поле можно встать на две ноги, потоптаться и передвинуть биту. Или последнюю  клеточку разделить на 3 части и написать на них: "банк", "ход" и "огонь".

Когда игрок закончит очередной этап, он встает спиной к игровому полю и кидает биту, а затем смотрит, попала ли она на какую-то часть.

"Банк" означает, что игроку присваивается 10 баллов (за 50 баллов можно купить любой квадратик от 1 до 8 и у игрока появится еще один «дом» в котором можно отдохнуть).

"Ход" означает, что игрок, даже если наступил на черту, продолжает играть или получает дополнительное право хода.

"Огонь" означает, что все деньги, заработанные в банке, сгорели. А если их нет, то он пропускает свой ход.

Для маленьких детей можно придумать упрощенные варианты: с меньшим количество классов, с возможностью просто шагать из клеточки в клеточку. Постепенно игру нужно усложнять - дать ребенку биту, пусть пробует ее пинать из классика в классик. Затем можно учить его бросать биту в нужную клеточку и т.д. Когда увидите, что ребенок освоил эти приемы, учите его прыгать на одной ножке по классикам. Покажите малышу, как нужно прыгать из одного квадрата в другой, стараясь не наступить на линию. По мере совершенствования, предложите крохе прыгать на одной ножке. Не забывайте тренировать как правую, так и левую ногу.

Для большего веселья посадите в последнюю клеточку игрушку, которая заблудилась и её нужно выручить из беды.

Что развивает игра в классики?

Игра в классики развивает глазомер, координацию движений,  чувство равновесия. А еще, как и любая другая игра с правилами, естественно и непринужденно учит ребенка управлять своими поведением в соответствии с правилами. И здесь у ребенка нет протеста, т.к. правила диктуются не взрослым, а самой игрой. Именно умение управлять своим поведением в соответствии с правилами, умение не только побеждать, но и проигрывать является очень важным для подготовки ребенка к школьному обучению.

Разные виды классиков.

Улитка.

 Рисуется на асфальте огромная закрученная улитка, делится на квадраты. Выбираются участники игры (обычно, не больше трех-пяти) иустанавливаем очередность по считалке или по жребию.

Тот, кто будет играть первым, начинает.

  • Он бросает камушек (шайбу) в первую клеточку и прыгает на одной ножке в эту клеточку так, чтобы не задеть ни одной линии.
  • Затем носком ноги он старается передвинуть шайбу так, чтобы она передвинулась в следующую клеточку. Если камушек при передвижении попал на одну из линий, то придется начать все сначала. И уступить ход другому игроку.
  • Когда дойдешь до «огня» — заштрихованной клеточки, надо огонь перепрыгнуть. Для этого носком ноги нужно подтолкнуть шайбу и передвинуть ее вперед, пропуская заштрихованную клетку огня. Вслед за шайбой нужно самому перепрыгнуть в эту клеточку. Если шайба или нога задела заштрихованную клеточку или любую линию улитки, то придется уступить ход и начать все сначала.

Задача игрока – провести камушек без ошибок и заступов до середины улитки и вернуться обратно. В середине улитки можно поменять ногу.

Правила игры в классики «Улитка»

  • В заштрихованные клеточки нельзя наступать.
  • В заштрихованные клеточки нельзя попадать камешком.
  • Если попадешь на заштрихованную клетку ногой или камешком (шайбой), то придется начинать всё сначала.
  • Если попадешь ногой на любую нарисованную черту улитки, то придется начать сначала.

Если ребенок играет один, то при ошибке он возвращается и начинает всё сначала. Можно ставить задачу на время – за сколько минут удастся пройти улитку без ошибок?

Если играет группа игроков, то при любой ошибке право игры переходит следующему по очереди игроку.

Улитка может быть как очень короткой –  счет до 10 (для дошкольников), так и  очень длинной с большим количеством клеточек – до 30 клеточек (для школьников).

Решетчатые классики.

В решетчатых "классиках" прыгают одной и двумя ногами попеременно - одна, одна, две, одна, две, одна, две, поворот и обратно.

Проходим 1-й "класс":

Нужно встать одной ногой на "Землю" и кинуть биток так, чтобы он попал в клеточку 1. Вторая нога при броске может стоять на земле. Если же биток упал правильно, игрок на одной ноге должен впрыгнуть в первую клеточку. Потом стоя на одной ноге, надо наклониться и поднять биток. Дальше, прыгая надо вернуться на "Землю". Если вы это сделали, то вы переходите во 2-й "класс". Ура!

Проходим остальные "классы":

Первый раз биток нужно бросить так, чтобы он попал в клетку 2 и т.д. в клетку по номеру "класса". Дальше необходимо перескочить к битку по клеткам, поднять биток и вернуться назад. С каждым разом задача как бы усложняется, так как бросать приходиться все дальше. Выигрывает тот, кто первым пройдет все "классы", то есть будет выпускником.После прохождения всех этапов нужно сдать экзамен. Об условиях его  проведения игроки договариваются сами. Например, просто проскакать все классы на одной ноге 3 раза.

Ошибкой считается попадание битка не в ту клетку, которая на очереди, нельзя чтобы биток попадал на линию. Ошибкой будет также то, что прыгун оступился или наступил ногой на линию, разделяющую клетки. Ошибешься — уступаешь место следующему, а когда очередь прыгать дойдет до тебя снова, начинаешь с того, на чем остановился. Если биток залетал в "Котел"(или в "Костер", или в "Воду", или "Огонь"), то все попытки сгорают, и нужно начинать с 1-го "класса".

Прямоугольные классики

В прямоугольных "классиках" прыгают только на одной ноге.

Проходим 1-й "класс":

Нужно аккуратно встать правой ногой в зону броска ("Земля") и кинуть биток так, чтобы он попал в клеточку 1. Вторая нога при броске может стоять на земле. Если же биток упал правильно, игрок на одной ноге должен впрыгнуть в первую клеточку. Потом, слегка подпрыгивая, биток надо перетолкнуть ногой в следующий квадрат, и перепрыгнуть вслед за ним. Затем снова нужно подтолкнуть биток в следующую клетку и прыгнуть вслед за ним, и так до конца клеток. И последним прыжком нужно вытолкнуть биток за пределы поля. Если вы это сделали, то вы переходите во 2-й "класс". Ура!

Проходим остальные "классы":

Первый раз биток нужно бросить так, чтобы он попал в клетку 2 и т.д. в клетку по номеру "класса". Дальше необходимо перескочить к битку по клеткам и подталкивать биток из клетки в клетку. Так что с каждым разом задача как бы упрощается.

Выигрывает тот, кто первым пройдет все "классы", то есть будет выпускником.

Ошибкой считается попадание битка не в ту клетку, которая на очереди, нельзя чтобы биток попадал на линию. Ошибкой будет также то, что прыгун оступился или наступил ногой на линию, разделяющую клетки. Ошибешься — уступаешь место следующему, а когда очередь прыгать дойдет до тебя снова, начинаешь с того "класса", на котором ошибся. Если биток залетал в "Котел"(или в "Костер", или в "Воду", или "Огонь"), все попытки сгорают, и нужно начинать проходить "класс" с самого начала.

Круглые классики.

 Рисовать можно на разное количество цифр. Прыгать так: •    На цифру 1 – одной ногой. •    На цифры 2 и 3 – левой и правой соответственно. •    На цифру4 – одной ногой. •    На цифры 5 и 6 – левой и правой соответственно. •    На цифру 7 – одной ногой. •    На цифры 8 и 9 – левой и правой соответственно. Потом прыжок и разворот. •    На цифры 9 и 8 – левой и правой соответственно. •    На цифру 7 – одной ногой. •    И т. д. до конца.

«Воздушный шарик» (рис. 1):

- на асфальте нарисован большой воздушный шар, внутри которого геометрические фигуры 4-х видов (круги, ромбы, треугольники, квадраты) с порядковыми номерами и разного цвета;

- используется для проведения игр, игровых упражнений и эстафет в организованной и самостоятельной деятельности детей при фронтальном и поточном способе их организации.

«С кочки на кочку»

(2 – 3 года) 

Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, обогащать двигательный опыт, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.

Ход игры: Прыжки на двух ногах по фигурам (желательно создавать различные игровые ситуации: прыгаем как зайки, прыгаем как лягушки; прыгаем через болото, прыгаем, чтобы попасть в гости к кому-нибудь или добраться до предмета, лежащего на другой стороне шарика).

Вариант:

для детей 3-х лет можно предлагать передвигаться по фигурам определенного цвета (только по синим, зеленым и т.п.). 

«Пройди и перешагни»

(2 – 3 года)

Цель: упражнять детей в ходьбе с перешагиванием, обогащать двигательный опыт, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.

Ход игры:Ходьба с перешагиванием через фигуры (для поддержания интереса создавать различные игровые ситуации).

Вариант:

- прыжки через фигуры.

«Не задень!»

(3 – 4 года)

Цель: упражнять детей в ходьбе и беге змейкой, обогащать двигательный опыт, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.

Ход игры:Ходьба или бег змейкой между фигурами (для поддержания интереса создавать различные игровые ситуации).

Вариант:

- прыжки змейкой между фигурами. 

 «Найди свое место!»

(3 – 7 лет) 

Цель: развитие ловкости, умения быстро реагировать на сигнал, формирование навыков ориентировки в пространстве.

Ход игры:   Дети передвигаются вокруг шарика, выполняя задания: по команде «Треугольники!» стараются встать на треугольники; по команде «Круги!» занимают круги и т.д.

Вариант 1.

При каждом повторении игры способ передвижения детей меняется (бег, подскоки, галоп, прыжки на 2-х или одной ноге и др.).

Вариант 2.

Вместо фигур педагог называет цвета или цифры.

Вариант 3.

Количество участников игры может быть больше, чем количество определенных фигур, и тогда дети, не успевшие занять место, выбывают из игры.

«По местам!»

(3 – 7 лет) 

Цель: развитие внимания, умения действовать по сигналу, формирование навыков ориентировки в пространстве.

Ход игры:Дети встают на любую фигуру. По сигналу ведущего «Синие!» бег вокруг шарика начинают дети, стоящие на  фигурах синего цвета. По сигналу «Зеленые!» к ним присоединяются дети, стоящие на фигурах зеленого цвета. По сигналу «Оранжевые!» начинают бег дети, стоящие на оранжевых фигурах и т.д. По команде «По местам!» все стараются найти фигуру своего цвета.

Вариант 1.

При каждом повторении игры способ передвижения детей меняется (бег, подскоки, галоп, прыжки на 2-х или одной ноге и др.).

Вариант 2 (5 – 7 лет).

Дети двигаются вокруг шарика, отбивая мяч (одной рукой, двумя руками, попеременно правой и левой рукой).

«Снайперы»

(4 -7 лет)

Цель: развивать ловкость, глазомер, координацию движений, меткость.

Ход игры:На фигурах расставляются кольцебросы. Дети размещаются за контуром воздушного шарика, у каждого по 3 – 5 колец, которые они по сигналу взрослого одновременно начинают набрасывать на кольцеброс. Игра заканчивается, когда у детей не останется колец.

Подсчитываются попадания, выбирается самый меткий игрок.   

Вариант (3 – 7 лет):

- метание мешочков в горизонтальную цель разными способами.

«Кто быстрей?» - эстафета

(5 – 7 лет)

Цель: развитие ловкости, быстроты, координации движений, умения действовать в команде; упражнять в выполнении прыжков разными способами.

 Варианты:

- прыжки на одной ноге;

- прыжки на 2-х ногах с мячом (мешочком) между колен.

«Донеси – не урони!» - эстафета

(5 – 7 лет)

Цель: развитие координации движений, чувства равновесия, умения действовать в команде.

Ход игры:   В эстафете участвуют 2 – 4 команды. Все выстраиваются с одной стороны шарика, каждая команда – напротив определенной геометрической фигуры. По сигналу ведущего первые участники команды прыжками начинают передвигаться по своим фигурам по порядку – от цифры 1 до цифры 5; выполнив задание, выпрыгивают из шарика с противоположной стороны. В это время в соревнование включается следующий участник команды и т.д. Закончив эстафету, команды выстраиваются на противоположной стороне шарика. Эстафета повторяется – дети выполняют прыжки в обратном порядке.

 Вариант:

   - Дети передвигаются по фигурам по порядку номеров, стараясь удержать мешочек на голове.

- передвигаясь по фигурам, нести теннисный шарик на ракетке.

«Змейка» (рис. 2):

- на асфальте чертят 2 дорожки, одинаковые по длине и количеству поворотов; «змейки можно расчертить клетками 2-х контрастных цветов, чередуя их;

- используется для проведения эстафет, аттракционов, общеразвивающих и игровых упражнений;

- способ организации детей – поточный.

«По извилистой дорожке» -

игровое упражнение, парное соревнование

(3 – 5 лет)

Цель: развитие ловкости, координации движений, чувства равновесия, обогащение двигательного опыта.

Ход игры:Разные виды ходьбы, бега, прыжков по извилистой дорожке с сохранением равновесия (для детей младшего возраста создавать игровые ситуации).

Вариант:

- для детей 4,5 – 5 лет можно ввести элементы соревнования парами (по типу игры «Наперегонки вдвоем»).

"Попади в цель!»

(4 – 7 лет)

Цель: развивать ловкость, координацию движений, глазомер, упражнять в метании.

Ход игры:На разных участках дорожки размещают кольцебросы, дети забрасывают на них кольца, все время увеличивая расстояние между собой и кольцебросом.

Варианты:

- на дорожке размещают корзины, в которые дети разными способами забрасывают мячи;

- на дорожке размещают обручи, в которые дети разными способами забрасывают набивные мешочки.

«Быстрая команда» - эстафета

(5 – 7 лет) 

Цель: развитие ловкости и быстроты, умения двигаться разными способами по ограниченной извилистой дорожке, сохраняя равновесие и скорость движения, формирование навыков игры в команде, обогащение двигательного опыта.

Ход игры:Две равные по количеству участников команды строятся на старте. Забег начинает участник под № 1. Как только он достигает финиша, стартует следующий игрок и т.д. Эстафета заканчивается, когда вся команда окажется на другом конце дорожки.

Варианты:

- эстафета с ведением мяча (обруча); ведение мяча клюшкой по дорожке;

- бег в чередовании с прыжками через короткую скакалку;

- прыжки через длинную скакалку с продвижением вперед;

- прыжки на двух ногах (одной ноге) из клетки в клетку; через клетку (только по зеленым или только по желтым); через  змейку; боковые прыжки;

- две команды одновременно начинают бег по дорожкам; побеждает та команда, которая сделала меньше ошибок на дистанции и быстрее добралась до финиша. 

«Донеси – не урони» -

 соревнование, эстафета, парный аттракцион

(5 – 7 лет)

Цель: развитие координации движений, чувства равновесия, умения действовать в команде.

Ход игры:Идя по дорожке, нести теннисный шарик на ракетке (мешочек на голове, картошку в ложке и т.п.).

Вариант:

- с мешочками на голове передвигаться двойками или тройками, держась за плечи (пояс) друг друга.

«Полоса препятствий» - эстафета

(5 – 7 лет)

Цель: развитие ловкости, быстроты, координации движений, обогащение двигательного опыта, формирование умения следовать заданным условиям.

Ход игры:На каждом повороте дорожки установлен вертикальный или горизонтальный обруч. Дети, пробегая дистанцию, пролезают в них. Победителем считается команда, участники которой первыми выполнили задание и допустили меньше ошибок.

Вариант:

- вместо обручей использовать другие препятствия, которые надо преодолеть (дуги – подлезание; большие кубы – перешагивание с наступанием на куб, огибание, прыжки вокруг каждого куба; малые кубы – перепрыгивание). 

«Лови, бросай – упасть не давай!»

(5 – 7 лет)

Цель: развивать ловкость, координацию движений, упражнять в бросании и ловле мяча.

Ход игры:Дети выстраиваются в шеренгу на самую ближнюю к ведущему часть дорожки. Он бросает мяч каждому игроку. Ребенок ловит мяч и возвращает его ведущему таким же способом. Выполнив упражнение без ошибки, дети отходят на следующую часть дорожки. Ребенок, допустивший ошибку в ловле или броске мяча, остается на месте до следующей попытки. По окончании игры победителем выбирают участника, который оказался на самой дальней от ведущего части дорожки.

Вариант:

- бросать мяч каждому игроку разными способами: снизу, от груди, с ударом о землю, из-за головы и т.п.

«Геометрические фигуры» (рис. 3):

- на двух противоположных сторонах площадки рисуют несколько видов геометрических фигур разного цвета в чередующемся порядке;

- используется для игр и эстафет с одновременным участием всех детей.

«Добеги и принеси!»

- эстафета

(3 – 7 лет)

Цель: развивать ловкость, быстроту, умение реагировать на сигнал, обогащать двигательный опыт, формировать навыки ориентировки в пространстве.

Ход игры:Игроки располагаются на фигурах с одной стороны площадки. На противоположной стороне напротив каждого ребенка на такой же фигуре лежит какой-нибудь предмет (кубик, флажок, кегля и пр.). По команде ведущего дети должны добежать до своего предмета и принести его: при повторении эстафеты отнести предмет.   

Вариант:

- условия те же, но на противоположной стороне напротив каждого ребенка вертикально установлен обруч; по сигналу ведущего дети добегают до обручей, пролезают через них, берут предмет и возвращаются на свое место. Игру можно повторить несколько раз, называя разные фигуры.

«Кто быстрей?» - эстафета

(4 – 7 лет)

Цель: развивать ловкость, быстроту, умение реагировать на сигнал, обогащать двигательный опыт, формировать навыки ориентировки в пространстве.

Ход игры:Дети располагаются на фигурах. Их количество должно соответствовать числу детей. По сигналу «Треугольники!» бегут наперегонки дети, стоящие на треугольниках. Добегают до таких же фигур на противоположной стороне площадки и возвращаются на свои места. Повторяя игру, воспитатель называет другую фигуру (или цвет).

Варианты (5 – 7 лет):

- дети передвигаются по площадке с мешочком на голове;

- дети передвигаются по площадке, отбивая мяч (целесообразно использовать разные способы ведения мяча), прокатывая обруч; прыгая через скакалку;

- дети передвигаются по площадке разными способами (прыжками, спиной вперед, гигантскими шагами, приставным шагом, подскоками, галопом, на носках, на пятках и пр.);

- дети передвигаются по площадке, преодолевая различные препятствия (подлезая под дуги, перепрыгивая через бруски, огибая кубы, собирая и расставляя  кегли и др.).

«Найди  фигуру»

(4 – 7 лет)

Цель: развивать ловкость, быстроту, внимание,  умение реагировать на сигнал, обогащать двигательный опыт, формировать навыки  ориентировки в пространстве.

Ход игры: Все дети двигаются врассыпную, выполняя задания ведущего (бегом, шагом, на носках, в полуприседе, высоко поднимая колени, прыжками, галопом, как мышки, как медведи, как зайчики и др.). Неожиданно ведущий говорит название фигуры (цвета) – дети стараются найти соответствующий рисунок и встать на него. Дети, не успевшие занять фигуру или допустившие ошибку, считаются проигравшими. 

Вариант (5 – 7 лет):

- при назывании фигуры можно сочетать сразу 2 признака: цвет и название (красный квадрат, синий треугольник и т.п.) 

«Поменяйтесь местами!»

(4 – 7 лет)

Цель:  развивать ловкость, быстроту, внимание,  умение реагировать на сигнал, обогащать двигательный опыт, формировать навыки  ориентировки в пространстве.

Ход игры:Дети выбирают себе пару и располагаются на разных концах площадки на одинаковых фигурах напротив друг друга. По сигналу «Круги!» меняются местами те, кто стоит напротив друг друга на этих фигурах. При повторении игры ведущий называет другие фигуры. 

Вариант (5 – 7 лет):

- условия те же, но между игроками, находящимися напротив друг друга, ставится гимнастическая скамейка; играющие должны поменяться местами, пройдя одновременно навстречу друг другу по скамейке и разминувшись, сохранив равновесие.

«Снайперы»

(4 – 7 лет)

Цель: развивать ловкость, глазомер, координацию движений, меткость.

Ход игры: Каждый ребенок выбирает фигуру-мишень, располагается напротив на некотором расстоянии от него с мешочком, бросает его в горизонтальную цель разными способами.

Варианты:

- на фигурах размещают кольцебросы – дети забрасывают на них кольца;

- на фигурах стоят корзины – дети забрасывают в них мячи;

- дети с мячами занимают фигуры-домики; напротив каждого стоит кегля; прокатывая мяч, ребенок старается сбить ее (можно ставить воротики и кеглю, дети прокатывают мяч в воротики и стараются сбить кеглю).   

«Божья коровка» («Бабочка»)(рис. 4, 5):

- на крыльях божьей коровки нарисованы цифры в кругах;

- аналогичный вариант – бабочка с геометрическими фигурами или цифрами на крыльях;

- количество участников не ограничено; задания можно выполнять индивидуально и подгруппой, фронтально и поточно, в форме подвижных игр, упражнений и эстафет.

«Ловкие ножки идут по дорожке»

(2 – 4 года) 

Цель: развитие ловкости, координации движений, умения действовать по сигналу, обогащение двигательного опыта, формирование навыков ориентировки в пространстве.

Варианты заданий для младших дошкольников

(для поддержания интереса создавать различные игровые ситуации).

   1) Ходьба, бег, прыжки по контуру божьей коровки (бабочки) («По извилистой дорожке»).

   2) Ходьба, бег, прыжки между фигурами («Не задень!»).

   3) Перешагивание и перепрыгивание через фигуры («Не наступи!»).

   4) Ходьба, прыжки по фигурам («С кочки на кочку»; «По названной дорожке» - только по треугольникам, квадратам и т.п.).

«Займи фигуру»

(4 – 7 лет)

Цель: развивать ловкость, быстроту, внимание,  умение реагировать на сигнал, обогащать двигательный опыт, формировать навыки  ориентировки в пространстве.

Ход игры:Дети двигаются вокруг бабочки, выполняя задания педагога. По сигналу «Треугольники!» («Круги!», «Квадраты!»), дети стараются встать на них. При каждом повторении игры педагог называет разные фигуры.

Варианты (разные способы передвижения):

- дети передвигаются по контуру бабочки с мешочком на голове или между колен;

- дети передвигаются, отбивая или подбрасывая мяч;

- дети передвигаются разными способами (прыжками, спиной вперед, гигантскими шагами, приставным шагом, подскоками, галопом, на носках, на пятках, с ускорением и замедлением темпа, с различными движениями рук, с высоким подниманием колена, с хлопками под коленом, в полуприседе и пр.).

«Снайперы»

(4 – 7 лет)

Цель: развивать ловкость, глазомер, координацию движений, меткость.

Ход игры:Дети располагаются за контуром рисунка и бросают набивные мешочки, стараясь попасть в разные фигуры.

Варианты:

- дети набрасывают кольца на кольцебросы;

- прокатывая мячи, дети сбивают установленные на фигурах кегли.

«Кто быстрей?» - эстафета

(5 – 7 лет)

Цель: развитие ловкости, быстроты, координации движений, умения действовать в команде; обогащение двигательного опыта.

Ход игры:Дети делятся на 2 команды, каждая располагается с одной стороны божьей коровки (бабочки) около ее крыла. По сигналу первые участники начинают передвижение по порядку номеров (или между фигурами). Выполнив задание, обегают рисунок с одного боку и, передав эстафету следующему участнику своей команды, встают в ее конец. Эстафета заканчивается, когда все участники выполнят задание. 

Варианты (разные способы передвижения):

- прыжки на двух или одной ноге;

- прыжки с мячом между колен;

- ходьба с мешочком на голове («Донеси – не урони!»);

- бег между фигурами («Не задень!»);

- перешагивание и перепрыгивание через фигуры («Не наступи!»);

- ведение мяча змейкой между фигурами.

«По местам!»

(5 – 7 лет)

Цель: развивать ловкость, быстроту, внимание,  умение реагировать на сигнал, обогащать двигательный опыт, формировать навыки  ориентировки в пространстве.

Ход игры:Дети встают на любую цифру божьей коровки. Ведущий громко считает от 1 до 13. Ребенок, услышав свою цифру, начинает бег вокруг рисунка. По сигналу «По местам!» каждый старается найти свое место. При повторении игры дети двигаются вокруг божьей коровки подскоками, галопом, прыжками и др.

Вариант:

каждый ребенок, чью цифру назвал ведущий, начинает вести мяч вокруг божьей коровки.

«Ловишки – перебежки»

(5 – 7 лет)

Цель: развитие ловкости, быстроты, координации движений.

Ход игры:Дети встают на одно крыло бабочки (божьей коровки), занимая свой домик-фигуру. В центре бабочки (на туловище) лицом к игрокам стоит водящий. После сигнала «1, 2, 3 – беги!» игроки стараются перебежать с одного крыла бабочки на другое, заняв свой домик. Водящий во время перебежки должен осалить как можно больше детей, пока они не успели занять свой домик. Осаленный ребенок выбывает из игры. Игра повторяется, только дети перебегают в другом направлении. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2 – 3 не пойманных ребенка, которые считаются победителями.

Варианты:

-  увеличение числа ловишек;

- передвижение с одного крыла на другое прыжками

«Колпачки с сюрпризом»

 - эстафета

(5 – 7 лет)

Цель: развитие ловкости, быстроты, внимания, умения ориентироваться в пространстве.

Ход игры:На каждой фигуре бабочки (божьей коровке) стоят конусообразные колпачки, под некоторыми из них спрятаны мелкие предметы (по 1 – шишки, маленькие мячи, кубики). Дети делятся на 2 команды, каждая располагается с одной стороны божьей коровки (бабочки) около ее крыла. По сигналу ведущего первый участник каждой команды, передвигаясь по игровому полю, поднимает один (любой) колпачок и смотрит, есть ли там сюрприз. Если там есть предмет, то игрок забирает его, ставит колпачок на место и бежит в хвост колонны, предварительно положив сюрприз в корзинку своей команды. Если предмета нет, то игрок все равно ставит колпачок на место и возвращается в конец колонны. Затем бежит следующий участник команды. Каждый игрок имеет право поднять только 1 колпачок. Побеждает та команда, которая соберет больше сюрпризов и первой закончит эстафету.

«Прокати и сбей» - эстафета

(5 - 7 лет)

Цель: развивать ловкость, глазомер, координацию движений, меткость.

Ход игры: Дети делятся на 2 команды, каждая располагается с одной стороны божьей коровки (бабочки) около ее крыла. На каждой фигуре рисунка размещают кегли. По сигналу первый участник каждой команды, прокатывая мяч, пытается сбить кеглю. Затем ловит мяч и встает в конец строя, а задание начинает выполнять следующий игрок. Эстафета заканчивается, когда последний участник команды выполнил свои действия. Побеждает самая меткая команда.   

Вариант:

- условия те же, но игрок прокатывает мяч до тех пор, пока не собьет 1 кеглю, и только после этого возвращается в хвост колонны. Эстафета заканчивается тогда, когда сбиты все кегли. Побеждает та команда, которая быстрей собьет свои кегли.

«Паровозик» (рис. 6):

- на асфальте чертятся 2 одинаковых паровозика;

- используются для организации соревнований, игр-эстафет;

- рациональнее использовать поточный способ организации детей.

«Веселый паровозик»

(2 – 4 года)

Цель: развитие ловкости, координации движений, умения действовать по сигналу, обогащение двигательного опыта, формирование навыков ориентировки в пространстве.  

Варианты игр и упражнений для младших дошкольников

1) «Не задень!»: передвижение змейкой между вагончиками разными способами (прыжками как зайчики; на носочках как мышки; с высоким подниманием колена; ходьба и бег «паровозиком», «ручейком»).

2) «Пройди и перешагни!»: ходьба с перешагиванием через вагоны – для детей 4-х лет с мешочком на голове.

3) «Ловкие ножки!»: прыжки из вагончика в вагончик с продвижением вперед на двух ногах (с 4-х лет – можно на одной ноге).

4) «Попади в вагон!»: метание мешочков в горизонтальную цель.

5) «Наперегонки вдвоем»: парные соревнования для детей 4-х лет.

«Кто быстрей?» - эстафета

(5 – 7 лет)

Цель: развитие ловкости, быстроты, координации движений, умения действовать в команде; обогащение двигательного опыта.

Ход игры:Дети деля

Оставить комментарий: