Развитие речи

Опубликовано: 21:25:41 10-05-2016

Автор: Смородкина Нина Евгеньевна

Цели:- учить детей пересказывать текст, соблюдая последовательность    событий;

            - развивать слуховую и зрительную память, внимание, логическое мышление;

            -  расширять и активизировать словарный запас;

            -  развивать умение подбирать антонимы к заданным словам;

            - воспитывать умение слушать других детей, не перебивая.

 

Материал:  фланелеграф,  5 картинок к тексту, игрушка.

 

Предварительная работа: аналогичное занятие по другому тексту, пересказы знакомых сказок, игры в театр на фланелеграфе, чтение стихов о весне, разгадывание загадок о весне.

 

Методические приемы: дидактическая игра « », загадка,  рассказ воспитателя, вопросы, демонстрация, образец пересказа, совместный пересказ, самостоятельный пересказ детьми, поощрение.

 

Ход

 

Восп.: Ребята,  предлагаю вам игру «Скажи наоборот». Я называю слово, а вы придумываете другое слово с противоположным значением. Например, злой - добрый, глупый - умный. Кто ответит правильно, тот сможет сесть на понравившийся ему стульчик.

Быстрый – медленный, спокойный;

лёгкий – тяжелый, грузный;

старый – молодой, новый;

потерять – найти, обрести;

грусть – веселье, радость;

падать – вставать, подниматься;

день – ночь, вечер, сумерки;

холод – жара, тепло, пекло;

солнце – луна, месяц;

трус – смельчак, храбрец;

враг – товарищ, друг, приятель.

 

Восп.: Какое время года сейчас? А месяц? Назовите мне весенние месяцы. (Ответы детей.) А вы как определяете, что пришла весна?

Дети:  Тает снег, солнце светит ярко, птицы поют, прилетают перелётные птицы, стало тепло…

Восп.: Всё правильно, а ещё весной птицы вьют гнёзда и выводят птенцов. Но не все птицы живут в гнёздах, некоторые селятся в домиках, сделанных для них людьми. Кто знает, что это за птицы и как называется их домик?

Дети:Это скворцы, а живут они в скворечнике.

Восп.: Молодцы. Ребята, я хотела рассказать вам интересную историю пр скворцов, скворечник и детей, но уронила картинки и перепутала. Помогите, пожалуйста, построить рассказ в нужном порядке.

Дети рассматривают картинки на столе и вместе с воспитателем пытаются определить их правильный порядок. Воспитатель спрашивает детей, почему они выстроили рассказ так. Потом воспитатель предлагает занять свои места.

Восп.: Мы выслушали разные мнения, и я вспомнила, как с самого начала были разложены картинки, а как звучит рассказ не помню. Давайте вместе будем  описывать картинки и восстановим рассказ.

Воспитатель крепит картинки на фланелеграф в одну линию и по каждой дети рассказывают то, что видят, а потом воспитатель обобщает все высказывания и литературно обрабатывает текст, зачитывает полностью.

1 картинка. Тает снег. Весело журчат ручьи, по которым плывёт бумажный кораблик. Земля и дерево ещё голы, но скоро на них появится молодая зелень.

2 картинка. Мальчик и девочка возвращались из  школы и увидели на берёзе сломанный скворечник.  Им стало жалко скворца, оставшегося без домика, и дети решили сделать новый скворечник.

3 картинка.  Дети принесли домой доски. Девочка подавала доски, а мальчик их обрабатывал и сколачивал между собой.

4 картинка. Скворечник готов. Мальчик подставил к берёзе лестницу и прикрепил новый домик для скворцов.

5 картинка. Ребята спрятались за дерево, что бы увидеть новых жильцов скворечника. Долго ждать не пришлось, скоро прилетели два скворца и весело запели песню в благодарность ребятам. Дети были счастливы.

 

Восп.:  Как вы относитесь к поступку детей? Как можно назвать этот рассказ?

Ответы детей.

 

Восп.: - Молодцы ребята! А теперь встаньте возле своих стульчиков, отдохнём немножко.

 

Физкультминутка

Собираем  детвору

Поиграть в одну игру.

Покажите мне, ребята,

Как в лесу живут зверята.

Как лисёнок просыпается,

Как бельчонок умывается,

Как зайчонок поскакал,

Как волчонок пробежал,

Как ежонок и ежиха

Собирают ежевику.

Только медвежонок спит,

Просыпаться не спешит.

 

Восп.: - А теперь вернемся на свои места.

Дети садятся на стульчики.

 

Восп.: - Ребята, мне очень хочется узнать, кто самый внимательный из вас. Я прикреплю картинки, но не все, а вы постараетесь рассказать о том, что изображено на каждой из них.

Дети восстанавливая порядок рассказа, воспитатель побуждает детей воспроизводить в речи полное предложение по соответствующей картинке.

 

Восп.: - Ребята, вы очень внимательные, вот как хорошо вы запомнили рассказ. А кто-нибудь из вас сможет один сам рассказать весь текст полностью?

Воспитатель приглашает к фланелеграфу желающих по одному.

 

Восп.: - Попробуйте, можете смотреть на картинки, они вам помогут.

Дети по-одному воспроизводят текст, воспитатель следит за тем, чтобы другие дети не выкрикивали с места, слушали внимательно.

 

Восп.: Спасибо ребята,  вы все очень внимательные. А может, кто-то придумает своё окончание этой истории?

Дети придумывают другой вариант истории, воспитатель помогает грамотно составлять предложения.

 

Восп. : - А на этом наше занятие закончено, все ребята молодцы. Спасибо.

 

 

 

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: