a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методическая разработка Роль публичных выступлений в формировании исполнительского мастерства

Автор: Раскатова Галина Сергеевна Опубликовано: 2016-05-12 06:04:11

Роль публичных выступлений в формировании исполнительского мастерства Как известно, в процессе обучения музыкантов формирование их профессионального мастерства в наиболее концентрированной форме осущ е ствляется в условиях публичных выступлений, которые предоставляют уч а щимся уникальную возможность проявлять свой художественно- творческий потенциал в музыкально- исполнительской деятельности. К публичным выступлениям могут быть отнесены все формы испо л нения в присутствии одного или нескол ьких слушателей. Поэтому каждо му обу ча ю щемуся, какой бы специальности он ни обучался, приходится пост о янно сталкиваться с подобного рода мероприятиями во время академических концертов, экзаменов, зачетов, прослу шиваний или конкурсов. Р ечь не идет о том, что по окончании учебного заведения все выпус к ники ДШИ станут музыкантами, концертными исполнителями. Сегодня как раз речь пойдет о том, какие качества личности могут сформирова т ь ся у р е бенка благодаря публичным выступлениям. В свое время знаменитый актер, режиссер и педагог К. С. Станисла в ский писал о том, что «публичные выступления обладают свойством закре п лять, фиксировать то, что происходит на сцене и внутри самого артиста. Вс я кое действие или переживание, проделанное с творческим или иным волн е нием, вызываемым присутствием толпы, запечатлевается в эмоциональной памяти сильнее, чем в обычной, репетици онной, или в домашней обстановке. Поэтому как ошибки, так и удачи, совершенные на сцене, закре пляются прочнее на публике». Бесспорно, качественная подготовка к выступлению является основой профессионализма музыканта- исполнителя и одним из главных условий у с пешности концертного выступления. Однако помимо профессиональных з а дач в музыкальном исполнительстве существует и другой не менее важный аспект – психологический. Психологическая подготовка означает спосо б ность исполнителя успешно осуществлять свои твор ческие намерения в стрессовой ситуации выступления перед аудиторией. По своим характеристикам публичные выступления музыкантов, впр о чем, как и выступления актеров, ораторов и спортсменов, относятся к стре с совым ситуациям. Главным стрессором для них является зрительный зал, осознание того, что каждое их действие прослеживается и оценивается др у гими людьми. Поэтому в любой сфере человеческой деятельности, которая осуществляется в присутствии публики и для нее, перед выступающим во з никают трудности психологического порядка. Выступление музыканта перед аудиторией также сопряжено с особыми условиями, проистекающими из публичности и итоговости данного мероприятия, из самого факта, что испо л нитель находится в фокусе внимания слушателей. Зачастую публичные выступления становятся настоящим испытанием «на прочность» даже для концертирующих исполнителей, признанных ма с теров сцены, не говоря уже о воспита нниках ДШИ. Для успеха публичных выступлений ребенок должен научиться вл а деть механизмами саморегуляции и самоконтроля, быть способным адапт и роваться к экстремальным условиям. Успешная саморегуляция имеет сле д ствием то, что стресс «оборачивается» с благоприятной стороны, оказывает позитивное воздействие на выполняемые действия. В то же время неспосо б ность владеть навыками саморегуляции и самоконтроля дает, как правило, сугубо отрицательный эффект, вплоть до разрушительного влияния на де я тельность. Можно выделить основные, генетически первичные причины сцен и ч е ского волнения учащихся- музыкантов, имеющего деструктивные последс т вия. Во- первых, как уже было сказано, действия исполнителя происходят «на публике», подобная ситуация почти всегда сопряжена с волнением, с сил ь ным нервно- психическим напряжением. К причинам, ощутимо влияющим на нервно- психическое состояние музыканта, относится и гру ппа так называемых « эгофакторов », то есть фа к торов, имеющих отно шение к таким качествам и свойствам человека, как самолюбие, амбициозность и т. п. Музыкант- исполнитель не может остават ь ся безразличным к тому, как его оценивают педагоги. с верстники, какова его собственная самооценка – и все это вместе взятое вызывает, естественно, с о ответствующие реакции со стороны психики. Существуют и другие факторы, обусловленные спецификой публичн о го выступления и повышающие градус нервно- психической напряженности исполнителя как до выхода на сцену, так и в процессе музицирования. Осо з нание того, что он, исполнитель, не имеет права на ошибку, на технический сбой действует угнетающим образом на внутреннее состояние музыканта. Боязнь забыть текст, остановиться во время игры также выступает в качестве стрессора, имеющего следствием соответствующее нервно- психическое с о стояние. Сценическое волнение проявляется в различных видах и формах. Оно может обнаруживаться в виде страха, панического состояния; может тран с формироваться в подавленное расположение духа, апатию, безволие, неверие в свои силы и т. д. В других случаях, напротив, волнение вызывает в человеке празднично- приподнятые, возбужденно- радостные чувства. Нередки также резкие смены- перепады душевных состояний, сложные сочетания и контр а сты эмоциональных красок. Волнуются практически все люди, выходящие «на публику», но одни располагают достаточными волевыми ресурсами для решения поставленных задач, другие же, по причине слабой, ненатренированной воли теряются и терпят неудачу. Работать над закалкой воли необходимо с такой же последовательн о стью и настойчивостью, с которыми ведется работа над развитием технич е ских умений и навыков, убеждены опытные мастера. Неудачи и срывы на э с траде зачастую происходят не столько от недостатка «исполнительской те х ники», сколько от недостатка «исполнительской воли», по утверждению и з вестного пианиста Г. Р. Гинзбурга[ 3] . Необходимо отметить, что факторы, способствующие усилению или, напротив, ослаблению сценического волнения учащегося, имеют достаточно разнообразные предпосылки. Сказывается и то, как построена программа в ы ступления, и какова сложность исполняемых произведений, и особенности времяпрепровождения в преддверии концерта, и предварительная « обыгра н ность » программы. Музыкант должен учитывать эти обстоятельства заранее, уже в ходе подготовки к выступлению. Таким образом, стресс, возникающий в концертной обстановке, отн о сится к числу планируемых и ожидаемых состояний, поэтому у большинства опытных артистов при его появлении моментально включаются специфич е ские приемы реагиро вания и адаптации. Что касается юных музыкантов, только осваивающих азы исполнтел ь ского искусства, то им необходима профессиональная помощь и поддержка. В связи с этим возрастает значимость педагога, который, помимо творческ о го наставничества, должен быть способен повлиять на положительное отн о шение к публичным выступлениям, заложить основы сценической культуры, помочь ученику в выборе сре дств пс ихологической подготовки к концерту. Так, по мнению Г. Г. Нейгауза, «влияние педагога- артиста- исполнителя пр о стирается обычно гораздо дальше, чем «чистого» педагога». Во всяком сл у чае, результат будет более эффективным в тесном творческом контакте с преподавателем, знающим тонкости концертно- исполнительской деятельн о сти. Конечно, выступления на очередных мероприятиях учебного плана с психологической стороны приближаются к открытым концертным мер о приятиям. Однако здесь, как правило, на первый план выходят строгие ак а демические требования, усиленные страхом перед высоким уровнем оцен и вающей комиссии и боязнью получить низкую оценку за исполнение своей программы. Поэтому, находясь в си туации экзамена, зачета Или контрольного урока многие дети, подчас, не имеют возможности в полной мере про явить свои способности. Таким образом, контрольные и с пытания часто оказываются стимулом с неоднозначным воздействием и не всегда способст вуют внутренней п оложительной мотивации обучающихся и поддержанию у них интереса к исполнительской деятельности. Напротив, привлечение начинающих музыкантов к публичным выст у плениям в концертных условиях, не обремененных экзаменационными тр е бованиями, в большей степени способствует их творческому росту и проб у ждает в них желание вы ступать. В учебной практике нередко встречаются ситуации, когда по тем или иным причинам некоторые учащиеся отказываются от выступлений в ко н цертах, ограничиваясь лишь исполнением на зачетах и экзаменах. Хотя именно они имеют важное и порой даже решающ ее значение для юного м у зыканта. Разумеется, приобщение к исполнительской деятельности не должно носить рутинный характер, предполагается личная заинтересованность уч а ще гося в возможности выхода на сцену в качестве артиста. Отчасти проб у дить интерес начинающих музыкантов к публичным выступлениям помог а ют концерты с их участием в роли ан самблистов вместе с педагогом. Играя в ансамбле, имея перед глазами ноты, многие исполнители чувствуют себя г о раздо спокойнее. Подобного рода выступления, если они практикуются с относительной регулярностью, способны в некоторой степени облегчить решение проблемы сценического стресса. О тсутствие или недостаток возможности полноценной самореализации учащихся в открытых публичных выступлениях, свободных от академич е ских рамок, существенно снижа ет результативность всей учебно- воспита- тельной деятельности. Поэтому преподавателю необходимо создавать о б ширное поле для творческой деятельности учащихся, где с усп ехом могут быть применены различные формы публичных вы ступлений. При этом ва ж но, чтобы динамика профессионального роста каждого учащегося непреры в но фиксировалась педагогом – от выступления к выступ лению на пр отяж е нии всего периода обучения.

Оставить комментарий: