a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Региональная междисциплинарная научно-практическая конференция: «Экологическое, духовно-нравственное и социальное проектирование как форма воспитания детей в школе и в детском саду»

Опубликовано: 2016-05-16 13:04:19

Документы для скачивания

1 Региональная междисциплинарная научно- практическая конференция «Экологическое, духовно- нравственное и социальное проектирование как форма воспитания детей в школе и в детском саду» Доклад воспитателя МДОУ Детский сад «Березка» с. О зерное Аткарского района Саратовской области Васильева Р. Ф. ( старший возраст) Проектирование экологического образовательного пространства в условиях инновационной деятельности детского сада" Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой" . Экологическое состояние нашей планеты требует от человеческого общества понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Человечеству необходимо отойти от отношения к природе, ко всему окружающему с точки зрения антропоцентризма, т. к. человечество стоит на грани экологического кризиса. Не нужно забывать, что человек это только часть природы, целиком и полностью от нее зависящая. Светлана Николаевна Николаева писала, что 20- 21 век- это кульминация негатива, созданного человеческой цивилизацией, где человек считает себя царем природы. Поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного воспитания и образования. . Важным условием перехода современного общества к" устойчивому развитию" является экологическое образование Экологическое образование, в том числе и дошкольников, признано в нашей стране приоритетным направлением в образовании в целом. Развитие ДОУ в современных условиях зависит от умения руководителя быстро и гибко реагировать на изменения, происходящие в экономической, социальной, образовательной сферах. Моделирование деятельности дошкольного учреждения начинается с проектирования единого экологического образовательного пространства. Одно из основных направлений разработки и внедрения экологического проекта- реализация образовательной программы, Программы развития ДОУ. Свободный выбор образовательной программы позволяет педагогам проявлять творчество, смело использовать инновации, а детям иметь комфортную среду обитания, чувствовать уважение их интересов и признание самоценности дошкольного периода жизни. Начиная работу над проектами, мы в первую очередь начали обогащать предметную эколого- развивающую среду в группе. В группе был создан уголок природы, который поделён на зоны: зона цветов, где имеются все необходимые виды комнатных растений; зона мини- лаборатории, которая способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. зона коллекции- коллекция семян фруктовых деревьев и кустарников, овощных культур, речных и морских раковин, коры деревьев, мхов и лишайников, гербарий лекарственных растений; зона библиотеки с красочными книгами, которые   помогают расширить экологические знания и кругозор дошкольника; зона игр – игры экологического характера, позволяющие закрепить знания детей по экологическому образованию. Оформили календарь природы, с ежедневными наблюдениями за живой и неживой природой. В системе дошкольного воспитания наиболее распространены следующие варианты экологических проектов: экологическая акция, экологический марафон, экологическая инициатива, экологическая почта, экологическая экспедиция, экологический тренинг. Детей этому необходимо научить, как выучивают таблицу умножения, чтобы однажды, наконец, увидеть: чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Организовывая в своем детском саду и за ее территорией экскурсии с детьми, пытаемся показать и закрепить, где и как бросать мусор: как поступить с пищевыми отходами, бытовым мусором. В нашем детском саду на протяжении многих лет функционирует экологический кружок" Зеленый друг" . Одно из направлений экологического кружка- изготовление и применение в жизни детского сада дидактического материала и пособий из бытовых отходов. Цель кружка: учить и воспитывать детей жить в согласии с окружающей средой, природой, не загрязняя ее бытовым мусором. Экологический марафон- комплексная программа, цикл творческой экологически ориентированной деятельности соревновательного характера между двумя группами детского сада. . В период проведения" Марафона" мы сотрудничаем с сельской школой, библиотекой, пожарным отделением села. Задача педагога- создать ситуацию, стимулирующую детей к активной экологической деятельности посредством организации целевых прогулок следующей тематики: " Лесная стоянка" , " Стоянка цветов" , " Стоянка насекомых" , " Мертвая стоянка" , " Служба Айболита" . Экологическая почта- форма организации разных видов экологической деятельности детей, обусловленная перепиской с воображаемым персонажем. Например, в день Земли 22 апреля мы с детьми пишем письмо Земле. В нем мы рассуждаем, как нужно беречь и охранять природу. Что конкретно обещает сделать каждый ребенок для этого! Это письмо мы вместе с детьми относим на почту что придаёт значимость этому. Всё проходит в игровой форме. Главное ребятам нравится. А в День Защиты Детей 1 июня «получаем ответ» от ЗЕМЛИ, где она благодарит детей, за то, что они выполнили свои обещания! Развитие творческого потенциала личности происходит в творческой деятельности, ребенок получает положительные эмоции. Возможности эмоциональных переживаний мы достигаем, создавая проблемные игровые ситуации в экологической проектной деятельности. Работа над проектом может быть спланирована на одно занятие, на день или может продолжаться от недели до нескольких месяцев. . Результатом работы может быть: решение проблемы, составление коллекции, альбома, стенгазеты, журнала, книги, праздник и т. д. Дети только вступают в жизнь и им важно иметь представление о мире, в котором они живут. Участие самого ребенка в проектной деятельности позволяет ему шире познать окружающую действительность. Экологическая экспедиция- завершает изучение крупной темы, или раздела программы и закрепляет полученные знания практическим путем. Например, изучаем определенную тему, исследуем её, читаем литературу, смотрим слайды и видео, вживую или виртуально отправляемся в то место. И, затем делаем выводы, подводим итоги нашей экспедиции. ( п итьевая вода – в пустыне, в лесу, в море и т. д. ) . В нашем детском саду систематически проводятся экскурсии по различным маршрутам( «Отдохни на привале» – чистота после отдыха на природе; «Красная книга»- охрана ландышей и других полевых цветов, которые занесены туда; «Огонь друг- огонь враг»- костер на природе и др. ) . Цель проведения: Развитие у дошкольников стремления к здоровому образу жизни, познанию родного края. В нашем образовательном учреждении педагогами созданы мини- музеи и на их основе разработаны следующие проекты и технологии: * " Удивительный мир коры" ; * " Вода- водица" , * " Почва и ее роль в выращивании растений" , * " Искусство вышивки и окружающий мир природы" , * " Мини- музей песка" , * " Музей опавших листьев" Проект «Волшебница- вода» начался после того, как я решила провести эксперимент. Взяли стакан, вместе с детьми наполнили его снегом, поставили на окошко и стали ждать. Через некоторое время снег в стакане стал наполняться водой( таять! ) . Каково было удивление детей, когда они вдруг открыли для себя, что снег «сделан» из воды и поэтому может растаять, да к тому же еще вода грязная. Значит, снег есть нельзя! Этот простой эксперимент пробудил в детях такое любопытство, что они активно начали интересоваться природой вещей. Появилась проблема проекта – что такое вода? Для решения проблемы в ходе проекта я проводила тематические беседы «Знакомство с капелькой», «Основные свойства воды», дети получили знания о значении воды в жизни человека. Я познакомила детей с историями «Приключения Кап и Л и», дети отгадывали загадки, отвечали на вопросы викторины, играли, рисовали, создавали плакаты о бережном отношении воды. С большим интересом дети участвовали в опытах таких, как «Прозрачная вода», «Вода принимает форму». А стихи, музыка, иллюстрации помогли детям увидеть красоту рек, услышать капель, звуки шумящего моря. Результатом работы над проектом стало не только обогащенное представление детей об объектах неживой природы, но и освоение простых форм наглядно- действенного и наглядно образного мышления. В совместную работу над проектами вовлекаю родителей, вовлекаю ненавязчиво, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Важно, чтобы экологическим воспитанием дошкольников занимались и родители. Когда ведется целенаправленная работа всеми участниками педагогического процесса, тогда можно ждать хороших результатов. Очень важно было, убедить родителей продолжать начатое в саду дело и дома, в семье. Приятно осознавать важность и значимость детского сада в жизни ребенка. Совместная работа родителей, воспитателей и детей дал положительный результат: родители стали не только помощниками, но и активными участниками в жизни группы и детского сада. Родители очень отзывчивы, готовы прийти на помощь в любу минуту. В возрасте 5 – 6 лет у ребенка резко расширяется сфера познавательных интересов. Он смотрит в большой мир широко открытыми глазами, все вызывает его интерес, он задает массу вопросов, основой из которых «почему? » это говорит о том, что ребенка интересует не только предметная сторона, но и связи и отношения предметов и явлений большого мира. Кроме того, формируется его отношение к окружающему. Таким образом, говоря об экологических проектах, можно выделить такие базовые принципы: * возможность привлечения участников. Это дети, родители, сотрудники детского сада, представители пожарной охраны села и др. ) ; * наличие разных видов деятельности( познавательная, экспериментальная, творческая, изобразительная, игровая, культурно- досуговая и т. д. ) ; * интеграция с традиционными формами экологического воспитания( занятие, игра, прогулка, развлечение и др. ) ; * продолжительность( от 20 минут до 1 года) в зависимости от характера поставленных задач; * общественная значимость( для чего это нужно) Таким образом, экологические проекты показывают, что они являются интересными и востребованными. Это обусловлено большой вовлеченностью детей в процесс познания окружающего мира, личностной и социальной значимостью экологических проблем, возможностью вести широкомасштабные наблюдения, экспериментальную деятельность. Все это способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям; понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения. Я твердо убеждена, что любить, охранять и беречь можно только то, что хорошо знаешь и понимаешь. И в этом мне помогает метод проектов. В заключени и хочется прочесть строки из стихотворения: Все мы дети природы, ее малые части, От ее основания мы все поднялись, Без живительных ветров не ведать нам счастья И без солнечных циклов закончится жизнь. Нас влекут бесконечно далекие дали, Облака над горами, течения рек, В каждой ветке цветка видны наши печали, В каждой клетке живого сокрыт человек. Ты подумай об этом в свободное время И о том, что сокрыто за множеством слов? На природу, взвалив непосильное бремя, Разрушая, что создано ходом веков. Разрывая природные сложные связи, Мы не свой разоряем, Божественный дом И тем самым, быть может, не вдруг, и не сразу, Мы лишаем детей пребывания в нем.

Оставить комментарий: