a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект ООД по образовательной области "Речевое развитие" для детей среднего дошкольного возраста " Воздух - дар природы", воспитатель Бублик Н.Л.

Опубликовано: 2016-05-20 15:03:10

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 г. Шебекино Белгородской области» Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей средней группы на тему: «Воздух – дар природы» Подготовила: Бублик Н. Л. , воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 г. Ш ебекино» 2016 г. Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской деятельности. Программное содержание: расширить представление детей о воздухе, как материальной среде, как источнике всего живого, развивать способности устанавливать причинно- следственные связи на основе элементарных экспериментов и делать выводы; учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха, показать, что воздух есть везде – в земле, в организме человека, во многих вещах, которые нас окружают; расширить представление о значимости воздуха в жизни человека и всех живых существ; закрепить представления об источниках загрязнения воздуха и о том, как чистота окружающей среды влияет на здоровье человека, воспитывать заботливое отношение к своему организму, к природе; активизировать словарь детей. Материал и оборудование: бейджики с картинками работников лаборатории( по количеству детей) , иллюс трированный материал по теме( э кологические рисунки, плакаты, экологические знаки) , пластиковые ёмкости с водой, цел л офановые пакетики, трубочки, колпачки от фломастеров, резиновая игрушка, кусочек резины, с таканчики с землёй, апельсин, лимон чеснок, лук. Вертушки для игр с ветром. Ход. Реб ята, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем. «Если каждый улыбнётся, утро доброе начнется! » С егодня я предлагаю вам поиграть в и гру «Научная лаборатория». Разрешите мне на правах старшей по возрасту взять на себя роль заведующей лабораторией, а вы будите научными сотрудниками лаборатории, настоящими учёными- исследователями. Оденьте свои специа льные бэ йджики специалистов лаборатории и приступаем к работе. Напоминаю вам, что для успешной работы в лаборатории надо соблюдать определённые правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать аккуратно и внимательно. Что сегодня будет предметом нашего исследования вы узнаете отгадав загадку. Через нос проходит в грудь И обратный держит путь Он – невидимый, и всё же Без него мы жить не можем. ( Воздух) . Давайте пройдём в первую комнату нашей лаборатории. Я предлагаю вам для начала изучить свойства воздуха, чтобы выяснить, где он находиться и какую роль он играет в нашей жизни. Разделитесь на 2 подгруппы. Первая подгруппа опытным путём должна определить, к ак можно поймать воздух и показать нам. ( используют целлофановые пакетики) Вторая подгруппа – должна другим путём показать нам, где есть воздух и как его можно обнаружить. ( дуют в стаканчики с водой через кокт е льные трубочки) . Итак, уважаемые коллеги первой подгруппы, вы выявили первое качество воздуха – прозрачность. Коллеги подгруппы 2, ч то вы увидели? ( Пузырьки) А как пузырьки там оказались, ведь в стакане была только вода? Что внутри этих пузырьков? Вывод: пузырьки – это воздух, который внутри нас. Теперь подуйте чуть сильнее. Пузырьков было одинаково по сравнению с прошлым разом? ( Нет) Какой вы можете сделать вывод? Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда меньше, пузырьков мало. Итак, мы сделали вывод, что в организме каждого человека есть воздух. Попробуйте задержать дыхание на 5 секунд. Можем мы не дышать всё время? Нет, воздух нужен нам для жизни. Где есть воздух, как вы думаете? ( Воздух окружает нас со всех сторон, на улице в комнате) . Но как показал предыдущий опыт – воздух неви дим, потому что прозрачен. Проведём с вами ещё один опыт. Возьмите горсточку земли и опустите её в воду. Что появилось на поверхности воды? Какой вы можете сделать вывод? ( Воздух есть и в земле) . Кто дышит воздухом в земле? ( Жучки, червя чки, кроты, корни растений) . Вывод: всем живым существам нужен воздух. Итак, вы как настоящие учёные сумели воз дух увидеть, а теперь подумайте, как можно его услышать? Рассмотрите предметы на в аших столах. ( Взять колпачки от фломастеров и подуть в них) . Что делает артист, которы й играет на духовых инструментах, например на трубе? Он дует в отверстие инструмента. То есть звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперёд. Это называется колебание. Повторите. Звуки движутся по воздуху. На Луне, где нет воздуха, разговаривать бессмысленно, вас никто не услышит. Как люди используют голос воздуха? ( игра на музыкальных инструментах, ветер надувает паруса, силу ветра используют в быту- с его помощью работает пылесос, кондиционер) . А в природе, какую он роль играет, как вы думаете? Ветер разгоняет тучи, развеивает семена растений или пыльцу с цветов, дарит прохладу в жаркий день и людям и всем живым существам, зимой помогает снегу ровно лечь на землю и укрыть её снежным покрывалом, а осенью играет с разноцветными листьями и помогает растениям подготовиться к зиме. Воздушная оболочка земли, как одеяло, защищает землю от чрезмерного остывания и перегрева, охраняет всё живое от губительных космических лучей. Температура солнца 15- 20 миллионов градусов. Если бы не было защитной воздушной оболочки, то солнце сожгло бы всё живое. Воздух пропускает часть солнечного света, а остальное отражает обратно в космос. А когда ветер может навредить? ( ураган ломает деревья, срывает крыши с домов) . Ураган возникает тогда, когда быстрые потоки холодного воздуха несутся вперёд и встречаются с большой массой тёплого воздуха. Узкий холодный поток отталкивается от тёплой массы и, сворачиваясь в шар, начинает вращаться по спирали. Давайте изобразим движение воздуха. Физминутка. Выросли деревья в поле Хорошо расти на воле( потягивания – руки в стороны) Каждый старается, к небу, к солнцу тянется( потягивания, руки вверх, встать на носочки) Вот подул весёлый ветер Закачались тут же ветки( дети машут руками) Даже толстые стволы Наклонились до земли( наклоны вперёд, ) Вправо- влево, взад- вперёд Так деревья ветер гнёт( наклоны вправо- влево, вперёд- назад) Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? ( вращение туловищем) Ветер стих, взошла луна, Наступила тишина. А сейчас я тоже хочу провести эксперимент №3. Посмотрите, я беру кусочек резины и кладу его в воду и резиновую игрушку тоже кладу в воду. Что произошло? Почему игрушка не утонула, ведь она больше, чем кусочек резины? Какой можно сделать вывод? Вывод: внутри игрушки есть воздух, и он имеет вес, но воздух легче воды. А ка к вы думаете, с ам воздух имеет запах? Нет. Но он может эти запахи переносить. Например, когда на кухне готовится что- нибудь вкусненькое, то мы по запаху догадываемся, какое блюдо готовится. Эксперимент №4. Закройте глазки и угадайте по запаху аромат( апельсин, лимон, лук, чеснок) . Скажите, а для чего мы с вами резали лук и чеснок на блюдце и расставляли по группе? ( Чтобы бороться с вредными микробами, находящимися в воздухе) Итак, уважаемые коллеги, наши опыты показали, что воздух есть везде. Он нужен для жизни всем живым существам, он прозрачный, легче воды, переносит запахи, силу воздуха используют в природе и в быту. У меня есть для вас важная информация. Давайте перейдём в другую комнату нашей лаборатории( Лаборатория с различными иллюстрациями) . Специалисты первой лаборатории отвечают на вопрос, где находится чистый воздух, а специалисты второй лаборатории – чем загрязняется воздух вокруг на с( картинки: ок еан, река, лес, завод, горы, свалка, дым авто) Воздух – это смесь разных газов: азота, кислорода и углекислого газа. Когда человек дышит, то он вдыхает кислород( чистый возду х) , а выдыхает углекислый газ( грязный) . А растения наоборот, поглощают грязный углекислый газ, а вырабатывают ки слород. Поэтому деревья называют лёгкими планеты, они дарят нам чистый воздух, которым мы дышим. Здоровье человека зависит от чистоты воздуха. Как можно обеспечить чистый воздух? ( Проветривают помещения, высаживают деревья, цветы, ставят очистные сооружения на завод ских трубах) . В каком городе вам хотелось бы жить? Почему? ( иллюстрации грязного города и чистого) . Когда вы вырастите, может кто- нибудь из вас станет известным учёным и придумает такое изобретение, которое поможет очищать воздух нашей планеты. А пока вы можете помогать взрослы м высаживать зелёные растения и соблюдать самые простые правила поведения в природе – н е мусорить, не ломать ветки, не обрывать цветы и листочки деревьев, протирать пыль с листочков комнатных растений, помогать взрослым вытирать пыль с мебели, игрушек, рыхлить землю, если земля твёрдая в неё не проникает воздух и корням растений трудно дышать. Вы – молодцы, работаете в нашем уголке природы, ухаживаете за растениями. Что ещё вы можете делать? Вы можете позаботиться о своём здоровье и здоров ье своих близких: больше гулять в парках и скверах, подальше от дорог и автостоянок. Природа помогает нам, а мы должны помочь ей, ве дь наша планета – наш общий дом, который мы должны беречь для себя и будущих покол ений. А сейчас мы поработаем в парах. Возьмите карточки, рассмотрите их внимательно, ( один ребёнок достает картинку и высказывает своё мнение, другой слушает и соглашается или нет) . А теперь я буду говорить утверждения. Если вы со мной согласны, то поднимите зелёный светофор, если нет, то красный. 1) Воздух окружает нас со всех сторон. 2) Воздух можно услышать 3) Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. 4) Чистый воздух не имеет запаха, но может эти запахи переносить. 5) Человек может жить без воздуха 6) Ветер – это движение воздуха 7) Воздух состоит из азота и водорода 8) Воздух тяжелее воды 9) Растения поглощают кислород, а вырабатывают углекислый газ. 10) На луне есть воздух 11) сегодня вы все были молодцы Итог. Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами замечательно потрудились, проделали важную работу, выяснили, что такое воздух, каким свойствами он обладает, какое значение имеет. В следующий раз мы с вами выберем новый предмет исследования А теперь давайте узнаем, чем была полезна наша работа. Повернитесь ко мне спиной и слушайте внимательно. - повернитесь ко мне те, кому было интересно сегодня на занятии- п овернитесь ко мне те, кто правильно выполнял задание- повернитесь ко мне те, кого сегодня похвалили- повернитесь те, кому было трудно( что было трудным и почему? ) - повернитесь те, кто узнал что- то новое сегодня- повернитесь все, к ому 5 лет- Что полезного вы сможете рассказать дома о своей сегодня шней работе? - Чему можете научить своего друга? - Что было для вас особенно интересным? - Какой опыт вы хотели бы ещё провести? - Что бы вы хотели исследовать в следующий раз? Я благодарю вас за ваш полезный труд. На сегодня работа в нашей лаборатории закончена. Всем большое спасибо. За плодотворную работу я хочу подарить вам вертушки для игр с ветром. Мы пойдём с вами на улицу и сможем поиграть с ветром, изучить скорость и направление его движения.

Оставить комментарий: