a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Скоро в школу" консультация для родителей. Подготовила педагог-психолог: Трунова О.А.

Опубликовано: 2014-05-22 15:23:59

Документы для скачивания

«Скоро в школу»

(консультация для родителей)

Подготовила педагог-психолог МАДОУ д/с № 14: Трунова О.А

Казалось бы, ответить на этот вопрос можно просто: поступает в школу. Но это иллюзия простоты. Есть дети, которые, обучаясь в первом и даже во втором, третьем классе, остаются дошкольниками. А есть и такие, что, поступив в школу, теряют черты дошкольника, но по-настоящему в школьников так и не превращаются. Разница между дошкольником и школьником - не внешняя, а внутренняя, психологическая. И определяется она тем, как ребенок относится к другим людям - взрослым, сверстникам, к заданиям, которые он выполняет, и тем, насколько развиты у него психические качества, необходимые для систематического усвоения знаний. Проблемой многих современных первоклассников является то, что на них с младенчества обрушивается огромный поток информации — от родителей из телевизора, из компьютера, из музыкальной или художественной школы... Часто ко времени поступления в школу ребенок превращается в маленького старичка, который считает, что уже всё знает, всё умеет, и уже устал учиться. Довольно часто дети невольно оказываются заложниками взрослых и получают ненужную или негативную ин формацию. Ребенок смотрит все телевизионные передачи подряд; играет в комнате, где бабушка смотрит сериал; малыш оказывается свидетелем беседы родителей, в которой они обсуждают недостатки воспитателя, учителя.. Нервная система ребенка не справляется с таким потоком информации он становится раздражительным, возбужденным  либо вялым, пассивным, плаксивым Главное условие, необходимое ребенку, который идет в школу, —  положительная мотивация к учению, он должен хотеть учиться. Именно этим чаще всего мотивируют родители свое решение отправить своего ребенка в школу с шести лет: «Он хочет в  школу!» Большинство 6—7-летних детей хотят идти школу (часто они говорят, что школа лучше, чем детский сад, потому что там не надо спать днем) и собираются туда с определенными представлениями,  которые можно сформулировать приблизительно так: настоящий школьник — это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил; он слушает (слушается) учителя, поднимает руку и получает отметки. Причем «отметка» и «пятерка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребенок уверен, что он будет хорошим учеником, так как видел, что мама купила для него все необходимое к школе. В таких поверхностных образах детских надежд таится большая опасность: ведь для ребенка школа — это очередная игра, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Учебная деятельность, которая является ведущей для детей младшего школьного возраста (7—10 лет), требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть определенными мыслительными операциями,  уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, планировать свою деятельность (при выполнении знакомых действий: обслуживающий труд, рисование и т. д.), осуществлять самоконтроль своих действий, адекватно реагировать на замечания взрослого,  проявлять волевые усилия для решения поставленной задачи. Не менее важны навыки речевого общения со сверстниками и взрослыми, зрительно-двигательная координация, достаточно развитая мелкая моторика рук. Все это требует подготовки, но нельзя забывать что полноценную учебную деятельность можно формировать только на основе игровой. Для становления личности будущего школьника важную роль играет ролевая игра. Игра — как освоенная детьми форма моделирования отношений взрослых. Именно в этой игре ребенок активно осваивает «мир вещей» и «мир людей». В играх формируется умение пользоваться речью, умение договариваться (устанавливать правила, условия игры, распределять роли), умение управлять и быть управляемым.  Все это очень необходимо будущему первокласснику для успешного вхождения в школьную жизнь, для овладения необходимым социальным опытом. Очень серьезной проблемой в жизни б—7-лет детей является «недоигранность». Малыши постоянно заняты «учебой» с самого раннего детства. Дошкольникам некогда играть. А часто они просто не умеют играть ни с игрушками (игрушек много, но взрослые не играют с ребенком, а значит, не учат с ними играть), ни со своими сверстниками (за партой, во время занятий-уроков нельзя играть, надо заниматься). Неумение играть и общаться между собой и учителя наблюдают на переменах. «Не навреди», «Яд от лекарства отличается дозой» — эти медицинские правила актуальны и для учителей, и для воспитателей, и для родителей в вопросах не только лечения, но и образования детей. Не бывает правил без исключений. Но все-таки вряд ли стоит готовить ребенка к поступлению в ВУЗ ‚уже в детском саду. Здоровый ребенок, у которого есть желание учиться, который готов к сотрудничеству со сверстниками и учителями, — это самый хороший и самый успешный первоклассник!

Портрет будущего первоклассника

  1. Ребёнок спокойно идёт на контакт со взрослыми и сверстниками.
  2. Общается со сверстниками, знает правила общения.
  3. Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен, недрачлив.
  4. Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен.
  5. Хорошо адаптируется к новой обстановке.
  6. Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого.
  7. Не избегает общения.
  8.  
  9. Может планировать свою деятельность.
  10. Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.
  11. Самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе, не ждёт конкретных указаний.
  12. Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут.
  13. Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.
  14. При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.
  15. Не отказывается от заданий.
  16.  
  17. Ребёнок правильно произносит звуки родного языка.
  18. Может выделить звук в начале, середине и конце слова.
  19. Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.
  20. Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.
  21. Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке.
  22. В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.
  23. Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запинок).
  24.  
  25. Ребёнок уверенно действует в быту: ест вилкой, ложкой, одевается, раздевается.
  26. В сохранении равновесия движения координированы и ловки.
  27. Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо).
  28. Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.
  29. Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др.
  30. Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник).

 

  1. Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные признаки.
  2. Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.
  3. Различает расположение фигур (над-под, на-за, перед-возле, сверху-снизу и т.п.).
  4. Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов и элементов.
  5. Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и элементов.
  6. Находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме.
  7. Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.

 

  1. Ребёнок осознаёт как вести себя со сверстниками и со взрослыми.
  2. Стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе общения со взрослыми, и со сверстниками.
  3. Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нужно присутствия взрослого.
  4. Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат.
  5. 5. Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого.
  6. Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п.
  7. Стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я уже знаю, умею…)

 

  1. Ребёнок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год).
  2. Не подвержен тяжёлым и хроническим заболеваниям.
  3. Спокоен, усидчив, нераздражителен.
  4. Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, нет ночного недержания мочи).
  5. Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества).
  6. В поведении отсутствуют навязчивые движения (подёргивание, моргание).
  7. В речи нет выраженных задержек в развитии.

 

  1. Ребёнок удерживает внимание в течении 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или трудна).
  2. Для концентрации внимания в течении 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.
  3. Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители.
  4. Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.
  5. Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.
  6. Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их.
  7. После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.

 

Оставить комментарий: