Консультация для родителей "Школа здоровья"

Опубликовано: 17:16:25 22-05-2016

Автор: Пономарёва Оксана Петровна

«Школа здоровья»

Спортивные  игры – эстафеты  в формировании физических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Автор  О.П. Пономарева, воспитатель МБДОУ № 3 «Ласточка»

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которое способствует функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т.е. создать условия для того, чтобы все дети росли здоровыми. И одной из форм работы с детьми старшего дошкольного возраста являются спортивные игры – эстафеты, которые направлены на формирование физических качеств у детей.

В методической работе представлен перспективный годовой план с детьми старшего дошкольного возраста, перспективный годовой план  с участием родителей в спортивных играх – эстафетах и комплекс игр-эстафет.

Методические рекомендации предназначены  для педагогов ДОУ,  которые могут успешно решать задачи по формированию физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Введение

Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения всегда находится в центре внимания. Очень важной составной частью гармонической личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства.

Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. На смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что ребенку все меньше времени остается для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников. Анализ, касающийся вопросов развития двигательных способностей и качеств детей, проведенный в нашем ДОУ, свидетельствует, что около 40% старших дошкольников имеют уровень развития двигательных способностей ниже среднего. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения здоровья детей, снижения жизненного тонуса.

            Кроме того, простудная заболеваемость наших детей в последние годы приобретает характер стихийного бедствия, с которым практически не справляются ни педиатры, ни родители, ни воспитатели ДОУ. Снизилось количество абсолютно здоровых детей (с 23 до 15%), увеличилось число детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Известно также, что в школе тенденция к ухудшению здоровья детей с возрастом усиливается, дети приобретают ряд физических недостатков и вредных привычек.

          В связи с этим актуален поиск путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению на основе жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы мы видим в создании совокупности социально-педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное физическое и личностное развитие ребенка. Наиболее ценными в этом отношении представляются игровые формы организации двигательной деятельности детей.Из всего разнообразия игр, теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствует, что особую значимость имеют игры - эстафеты, направленные на развитие таких качеств как ловкость, быстрота, выносливость, координация движений.

   Решением проблемы развития физических качеств дошкольников занимались отечественные специалисты ( Е.Н. Вавилова, Е.М. Клевенко, В.А. Муравьев, Н.Н. Назаров, А. Рунова и др.)[1, 6, 10, 13]. При проведении игр-эстафет дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.

Неотъемлемым компонентом двигательной деятельности детей служит

сознательная ориентировка их в пространстве, без которой не может быть целенаправленных, уверенных и точных движений и действий.Такжеважно значение соревнования для достижения высокого качества и быстроты выполнения движений, стимулирования к проявлению физических качеств.

Таким образом, игры-эстафеты следует рассматривать как особый вид при обучении детей двигательным навыкам и при формировании у них физических качеств.

 Цель:

Формирование физических качеств у детей старшего дошкольного возраста через использование спортивных  игр – эстафет.

Задачи:

  1. Создавать условия для проведения игр – эстафет для формирования физических качеств детей старшего дошкольного возраста.
  2. Развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость.
  3. Воспитывать чувства коллективизма,  взаимопомощи.

Взаимодействие ДОУ с родителями  по физическому воспитанию

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным,  крепким,  здоровым – это желание родителей и одна из ведущих  задач,  стоящих перед дошкольным  учреждением.

Семья   и  детский  сад - те социальные  структуры,  которые   в   основном определяют   уровень    здоровья     ребенка.   Поступая   в   детский сад,   многие  дети    имеют    отклонения     в    физическом    развитии: нарушение   осанки,    излишний    вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. Здоровье детей зависит   не  только   от   их   физических    особенностей,   но    и от условий жизни в семье, санитарной  грамотности    и   гигиенической     культуры населения. С этой позиции  в   центре    работы   по   полноценному   физическому развитию  и  оздоровлению   детей    должны    находиться    семья   и    детский сад как две   основные  социальные  структуры, которые  в  основном   определяют уровень здоровья ребенка.           Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое общество (детей-родителей-педагогов), для которого характерно содействие друг другу.                   Организуя  сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, и глубоко  понимая  тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной программы детского сада, надо особое внимание уделять поиску новых подходов к физическому развитию детей.

Таким образом, совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.

1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работой в детском саду, а педагоги используютлучший опыт семейного воспитания.

2. Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.

 3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

         Таким образом, физическое воспитание играет важную роль в формировании всех систем и функций организма, во всестороннем развитии ребенка и является не однодневным мероприятием, а предполагает целенаправленную систематическую работу как в ДОУ, так и в семье.

Заключение

В заключение важно отметить, что воспитание физических качеств является одной из основных сторон физического воспитания. Развитие основных физических качеств (ловкость, быстрота, координация, сила, выносливость, и др.) происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков.

Учитывая особенности дошкольного возраста, в котором основным видом деятельности является игра, необходимо шире ее использовать, включая игровые задания, эстафеты для развития всех физических качеств.         

Игры-эстафеты относятся к командным подвижным играм с правилами. Эти игры характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением личных интересов интересам всей команды.

В пяти - шестилетнем возрасте происходят существенные изменения в развитии двигательных качеств. Дети могут выполнять движения в различном темпе, с разной амплитудой, демонстрируя хорошие скоростно-силовые способности и выносливость. Ребенок учится действовать экономно, проявляя необходимую в конкретных условиях быстроту, гибкость, силу, выносливость, ловкость. Робкие и малоинициативные дети в процессе соревновательных игр и игр-эстафет часто становятся смелыми и активными.

При проведении игр-эстафет в физкультурном зале и на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Многократное повторение элементов игр-эстафет  в условиях большого пространства в теплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств.

Таким образом, игры – эстафеты в нашем саду являются эффективным средством для развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Перспективный план работы на год для детей старшего дошкольного возраста с использованием спортивных игр - эстафет

Месяц

Название игр – эстафет

Цель

Сентябрь

Игра – эстафета «Посадка овощей», «Бег сороконожек», «Водоносы», «Крабы».

Цель: развивать у детей координацию, ловкость, быстроту движения.

Октябрь

Игра – эстафета «Скорый поезд», «Рыболовы – спортсмены», «Кто быстрее», «Караван».

Цель: развивать у детей меткость, быстроту, ловкость.

Декабрь

Игра – эстафета «Пингвины», «Не задень предмет», «Кто быстрее сварит уху», «Кто быстрее соберет ромашку».

Цель: развивать у детей координацию движений, ловкость, выносливость.

Январь

 «Эстафета со скакалкой», «Репка», «Оленьи упряжки», «Кто больше сорвет снежков».

Цель: развивать у детей силу, быстроту, ловкость, выносливость.

Март

Игра – эстафета «Защити крепость», «Кто быстрее украсит кактус», «Колобок», «Поезд».

Цель: развивать у детей меткость, ловкость и уверенность в себе.

Апрель

Игра – эстафета «Кто первый?», «Дорожка футболиста», «Догони!»,

«Команда быстроногих».           

Цель: развивать у детей ловкость, меткость, уверенность в себе.

май

«Встречная эстафета с обручем и скакалкой», «Преодолей полосу препятствий!», «Перетягивание каната», «Мяч в корзину».

 

Цель: развивать у детей ловкость, силу, выносливость, точность движения.

Перспективный план работы на год с семьей с использованием спортивных игр - эстафет

Месяц

Название игр – эстафет

Цель

Сентябрь

«Сказочная эстафета»  – физкультурное развлечение.

 Цель: в игровой форме развивать основные физические качества:  силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений, гибкость.

Ноябрь

«Папа, мама, я –дружная семья!» - спортивный праздник.

Цель: в игровой форме развивать основные физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений, гибкость.

Январь

«Веселые старты» - спортивный праздник.

Цель: в игровой форме развивать основные физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений, гибкость

Февраль

 «С физкультурой мы дружны – нам болезни не страшны!»   - спортивный праздник.

Цель: развивать основные физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений, гибкость.

март

«Мы сильные, смелые, ловкие» - спортивный праздник.

Цель: в игровой форме развивать основные физические качества:  силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений, гибкость.

май

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» - спортивный праздник.

Цель: в игровой форме развивать основные физические качества:  силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений, гибкость.

июль

«Лето красное пришло!» - спортивный праздник.

Цель: в игровой форме развивать основные физические качества:  силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений, гибкость.

Конспект игры-эстафеты для детей старшей группы

«С физкультурой мы дружны – нам болезни не страшны»

Цель: Повысить интерес детей к физической культуре. В игровой форме развивать основные физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений, гибкость. Формировать мышечно-двигательные навыки, правильную осанку. Воспитывать доброту и взаимовыручку в команде.

Место проведения и инвентарь.

Игра проводится в основной части физкультурного занятия в зале. Для игры требуются 3 ящика (размером 65Х55 см, глубиной 40 см), 3 плоских обруча (диаметром 40 см), 3 куба (40Х40Х40 см), 3 гимнастические скамьи (высотой 25 см, длиной 2,5 м, шириной 20 см), 2 резиновые веревочки (длиной 3 м), 3 гимнастических мата, 3 пирамиды с набором колец двух цветов.

Подготовка к игре. Три равные по количеству и силам команды выстраиваются в колонну по одному за линией. Помощники воспитателя или дежурные в это время расставляют инвентарь. Напротив каждой команды, у линии, на расстоянии 1 м друг от друга ставят на боковую сторону три ящика, на них кладут по плоскому обручу. В 2 м от ящиков ставят кубы, в 1,5 м от кубов ставят гимнастические скамейки вдоль зала и натягивают поперек их резиновые веревочки на расстоянии 1,5 м друг от друга - первую на высоте 40 см, вторую- 85 см от пола. В 2 м от скамеек кладут гимнастические маты, у противоположного конца зала ставят пирамиды, около них кладут кольца двухцветов.

Описание игры. По сигналу воспитателя первые игроки влезают на ящик,

пролезают в обруч снизу вверх, спрыгивают с ящика и, положив обруч на ящик,

бегут, запрыгивая на куб и спрыгивая с него, до скамей. Пробегают по ним, перешагивая и подлезая под резиновые веревочки, спрыгивают и, подбежав к гимнастическим матам, выполняют на них кувырок вперед. Быстро встают, добегают до пирамид и, надев на них кольцо нужного цвета, выполняют игровое задание в обратном порядке (кроме влезания на ящик и пролезания в

обруч). Передают эстафету очередному игроку своей команды, касаясь его плеча рукой. Очередной игрок выполняет то же самое. Выигрывает команда, игроки которой, без нарушений правил первыми закончили игру.

Правила игры:

  1. Очередной игрок начинает движение только после того, как ему передали эстафету за линией.
  2. Если во время игры игрок уронит обруч, пирамиду, он должен сразу поднять их и продолжать игру.
  3. При пробегании  по скамье игроки не должны касаться натянутых веревочек и терять равновесие.
  4. Игроки должны составлять пирамиду так, чтобы кольца одного цвета чередовались с кольцами другого цвета.

Методические указания. Игру можно проводить в форме соревнования между командами на точность, правильность выполнения игрового задания. Повторять игру можно на 3-4 занятиях подряд, не более трех раз на одном занятии.

При проведении усложненных вариантов этой игры следует также обращать внимание на точность выполнения игровых действий, предоставляя детям возможность проявить инициативу в выборе удобного способа выполнения задания. В целях усложнения можно инвентарь и оборудование менять местами, ставить дополни тельные препятствия, усложнить правила

игры, ввести новые.

Вариант 1. Поменять местами скамейки и кубы.

Вариант 2. Поставить дополнительные скамейки поперек зала - между матами и скамейками, над которыми натянуты резиновые веревочки.

Вариант 3. Поставить на место кубов на ребро про лет гимнастической стенки или лестницу.

Педагогическое значение игры. В эту игру включены разнообразные физические упражнения с учетом их разностороннего влияния на организм ребенка с преимущественным развитием точности движений, которые наряду с ловкостью развивают функцию равновесия. А наличие соревновательного момента оказывает влияние на развитие быстроты движений, способности быстро переключаться с одного вида движения на другой. В игре у детей воспитываются чувства поддержки, товарищества, сопереживания и т. д.

Летом дети с особенным интересом и желанием выполняют игровые задания на дорожке препятствий.

 

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: