Рекомендации для родителей по развитию игровой деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Воспитатель Арапова Ирина Родионовна

Опубликовано: 12:57:33 24-05-2016

Сюжетно-ролевые игры у детей  3-4лет возникают на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок, стихов). Ваш малыш подрастает, становится   всё более самостоятельным, многое умеет делать без вашей помощи. Дайте ребёнку почувствовать себя независимым и самостоятельным: самостоятельно кушать, заправлять кровать, одеваться. Пусть ваш малыш ещё многое не умеет, но уже всё понимает. Воспитывайте у него слуховое внимание, приучайте слушать то, о чём вы его просите. Хвалите ребёнка за самостоятельность и умение следить за собой, делать всё вовремя. Вы увидите, что в следующий раз он проявит больше инициативы, смелости, любознательности в быту. Ребёнок стремится подрожать поведению взрослого. Если ваш ребёнок бесцельно катает одну и ту же машинку, беспорядочно укладывает кукол, не заботясь об кукольных принадлежностях, это означает, что он просто не умеет играть.  Помогите и подскажите новые действия: как загружать машинку строительным материалом, как уложить куклу в кроватку, как играть с новыми игрушками.

Сюжетно-ролевые игры, проводимые в группе: «Больница», «Парикмахерская», «В магазине», «Семья».

 Подвижные игры просто необходимы нашим малышам – они благотворно влияют на вестибулярный аппарат, развивают координацию, укрепляют сердечно – сосудистую систему, развивают у ребенка концентрацию и внимание. Это только основные плюсы, лежащие на поверхности, не говоря уж о той радости, которую вы доставите малышу. В это возрасте нужно поощрять игры с каталками, тележками, автомобилями, велосипедами; игры в которых развиваются навыки лазанья, ползанья, игры с мячами, шарами, развивающие ловкость движений

Некоторые игры проводимые в группе:

«Где звенит»

Ребенку необходимо угадать по звуку предмет, который находиться в другом углу комнаты.  Попросите ребенка  подражать звукам, которые он услышал (бубен, звонок, будильник, колокольчик).

«Домики»

Простой конструктор (лучше деревянный), поделите пополам так, чтобы у Вас и у малыша было равное количество одинаковых деталей. На столе, кроме конструктора несколько игрушек (разных размеров). Нужно срочно (скоро ночь и холодно) построить для каждой игрушки домик. Вы строите дом для большой игрушки, потом для маленькой. Малыш строит своим друзьям такие же домики. 

«Поезд»

Вместе с ребенком вы сидите на стульях, делайте круговые движения руками перед собой, подражаете гудку «ту! ту!», топайте ногами. По сигналу «Остановка» или «Приехали» бегаете по комнате или собираете «ягоды» или  «грибы»

Хороводная игра «Пузырь», «Карусели», Мышеловка»- учить детей водить хоровод, следуя друг за другом и т.д.

Театрализованные игры

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.

Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

Для младших дошкольников 3-4 лет самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Существует четыре вида кукольного театра: настольный, пальчиковый, театр кукол типа Петрушки, театр марионеток.

Перечень театрализованных игр,

используемых в работе с детьми 3-4 лет

 Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево) .

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке) .

Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

 Бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая. », «Заинька, попляши. », В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает взрослый (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»). Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»). Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

Дети второй младшей группы способны показать в настоль­ном театре небольшой сюжет. Это могут быть знакомые потешки, песенки, прибаутки. Для развития театрально-игровой деятельно­сти взрослый должен предоставить довольно обширный материал, чтобы дети могли использовать в своих играх все новые и новые сюжеты.

Дидактические игры

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Взрослый одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети играя, учатся. Дидактические игры - обучающие игры незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

Родителям необходимо проводить, как можно больше времени с ребёнком. Предлагаю игры по сенсорному развитию, вниманию, воображению, развитию речи. В эти игры родители могут играть дома, закрепляя знания детей, полученные в детском саду. Игры и упражнения будут действенны только тогда, когда родители будут играть регулярно. Вот варианты этих игр.

Восприятие свойств предметов и явлений.

  1. Группировка предметов по форме.

Цель: научить различать геометрические фигуры. Находить предметы определённой формы в окружающей действительности, ощупывание, обводить пальцем по контуру.

"Чудесный мешочек" - определить на ощупь фигуры.

"Какая эта фигура" - назвать фигуру, обвести пальцем.

"Мамочку я поздравляю"- выкладывание бус, чередуя фигуры (круг, квадрат, треугольник) .

Игры с блоками Дьенеша.

"Найди форму по образцу".

"Найди фигуру, как эта и нарисуй".

  1. Восприятие цвета.

Цель: учить называть и различать цвета. Учить соотносить разнообразные предметы по цвету.

"Сложи радугу". Одна половинка радуги собрана, другую предложить собрать, называя цвета.

"Подбери по цвету"- подбирать предметы определённых цветов.

"Собери букет" - выделять в букете цветы основных цветов; назвать цвета.

Упражнения с блоками Дьенеша и палочками Кьюизинера:"Построй забор из палочек по образцу", "Собери гирлянду из фигур (палочек, как эта по цвету.

Хорошо так же использовать настольные игры на восприятия цветов,

разные мозаики.

  1. Величина

Цель: научить различать по величине, длине, высоте, ширине; группировать по величине (от большего к меньшему и от меньшему к большему). Закреплять названия предметов разной величины: самый большой, самый маленький.

"Собери пирамидку" - собрать от большего к меньшему.

"Закрой домики" - учить подбирать нужную дверь по ширине.

"Угостим кукол фруктами" - классификация фруктов по величине (выделять большую и маленькую величину) .

"Три медведя" - учить соотносить названия предметов по величине.

Игры на развития воображения, памяти, внимания, наблюдательности, речи.

"Волшебные очки" - детям необходимо представить очки разной формы и цвета. Им необходимо сказать, что бывает определённого цвета и формы.

"Составь фигуры из палочек". Детям предложить составить фигуры по образцу.

"Один - много"- учить определять количество предметов и употреблять правильно в единственном и множественном числе. Ложка - ложек; мяч -мячей; машина -машинок.

"Какой сок"?  учить образовывать слова. Закрепить знания о фруктах, овощах. Сок из яблок - яблочный; моркови –морковный, затем предложить наоборот апельсиновый сок из чего (апельсина) ,яблочный сок - из яблок.

"Угадай, чего не стало"?- развитие внимания. Определить, что исчезло.

"Продолжи пропущенное слово". Взрослый начинает, а ребёнок продолжает. Кошка мяукает, а собака… ;  Лиса мягкая, а ёж…

  1. Игры по развитию речи

Когда ребёнок играет, он разговаривает с игрушкой, сверстниками или взрослыми. Его речь звучит свободно и естественно. Дети копируют всё услышанное и подражают интонациям взрослых. Но не все дети выражают мысли другому человеку. Очень помогают почувствовать общение с конкретным лицом стихи-диалоги.

Курочка - Рябушка куда идёшь?

- На речку.

Курочка - Рябушка, зачем идёшь?

- За водой.

Курочка - Рябушка, зачем тебе вода?

-Цыплят поить. Они пить хотят, на всю улицу пищат пи-пи-пи.

Стихи диалоги развивают память, речь. Для заучивания стихов диалогов можно использовать потешки или придумывать самим.

Пальчиковые игры хорошо использовать для развития речи, мелкой моторики рук.

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: