a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей. «Организация сюжетной игры в ДОУ»

Опубликовано: 2016-05-30 15:14:12

 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Аннинский детский сад № 1 общеразвивающего  вида

 

Консультация для воспитателей.

 

«Организация сюжетной игры в ДОУ»

 

 

Выполнила: Сазонова Светлана Викторовна, воспитатель 1 К. К.

                                                        п. г. т. Анна, 2015г.

 

 

 

 

Цель: развитие в детях инициативы, любознательности.

Сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает веду­щее место в жизни детей 4—5 лет. Ребенок с увлечением выстраива­ет сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. Педагог направляет свои усилия на обогащение ролевого поведения й взаимоотношений детей в игре, которые проявляются че­рез диалог и игровое действие.

Воспитатель побуждает детей к планированию, то есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощен в игре; учит их опи­сывать сюжетные события, очерчивать (называть) круг действующих лиц (персонажей) в игре, раскрывать их взаимодействие.

 

Вызывая речевую активность ребенка, воспитатель направляет ее на сверстника, учит вступать с ним в диалог, понимать его намерения в игре. Для обозначения игровой ситуации и для облегчения приня­тия роли ребенком воспитатель помогает малышу обустроить игру при помощи необходимых атрибутов (пилотки для военного, повязки с красным крестом для медсестры и т. п.), а также сюжетных игрушек и различного полифункционального материала (модулей, шишек, куби­ков, брусков, колесиков и других деталей). Одновременное использо­вание в игре предметов-заместителей и игрушек, с одной стороны, способствует адекватному восприятию ситуации и развитию замысла, а с другой стороны — развитию символической функции сознания.

По мнению исследователей, в средней группе было бы целесообразно отказаться от принципа зонирования игрового пространства, так как это начинает тормозить воображение детей. Воспитатель создает та­кую творческую предметно-развивающую среду, которая может вари­ативно использоваться детьми: легкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты (например, белый халат пригодится для игр на разные темы), удобные ящики для мелкого игрового материала, сто­лики и диваны, модульная мебель.

Своеобразие процесса самостоятельной игры у детей пятого года жизни заключается в том, что сюжетно-ролевая игра в этом возрасте, по мнению Н.Я. Михайленко, еще носит хаотичный характер: роли, начавшись, не доводятся до логического конца; одни роли сменяют­ся другими, сюжеты прерываются, заменяясь новыми. Вместе с тем этот видимый хаос в игре в действительности закономерен для данно­го возраста, так как свидетельствует о некоторой свободе выбора и проявлении динамичности ситуаций в игре, что является признаком установления в ней разнообразных ролевых связей (с игрушками-партнерами, с партнерами-сверстниками, с партнером-воспитателем). 

Воспитатель может применять в игре методы как прямого, так и косвенного педагогического руководства, стараясь дать детям больше у самостоятельности. Вступая в ролевой диалог с ребятами, он может брать на себя как главную, так и дополнительную роль, то есть ста­новится играющим партнером. Выступая в главной (основной) роли в игре, воспитатель показывает ребенку образец взаимодействия с парт­нером, вызывает его на активное ролевое поведение (ребенок-клиент рассказывает педагогу-парикмахеру, какая ему нужна прическа, какие образцы причесок он хочет выбрать в журнале). Предлагая ребенку главную роль, воспитатель берет на себя дополнительную роль, и с этой позиции пробуждает его активность с помощью наводящих вопросов (спрашивает у ребенка-продавца, какой есть в наличии ассортимент товаров, просит продемонстрировать действие технического устройства и т. п.). Выступая в роли советчика, воспитатель отходит от непосред­ственного участия в игре, но время от времени ненавязчиво вмеши­вается в нее, помогая ребенку словом, советом. Педагог может вып­равить ситуацию «пробуксовывания» (торможения) сюжета (например, шоферам, увлекшимся ремонтом машины, советует быстрее поставить запасное колесо, так как их дети ждут своих пап-мастеров у дверей квартиры — они забыли ключи и т.п.), что выводит игру на новый ви­ток, дает ей другое направление и позволяет ввести дополнительные персонажи (мамы, дети) или сменить одни роли на другие (например, один из шоферов становится ребенком, ждущим папу).

В настоящем пособии предложен разработанный автором практи­ческий материал, который может быть использован воспитателем детс­кого сада для развития игровой деятельности детей 4—5 лет.

В пособии дается примерная тематика сюжетно-ролевых игр-си­туаций, которые могут освоить дети пятого года жизни:

 игры в семью;

 игры в транспорт;

игры в больницу;

игры в магазин;

игры в мастерскую;

игры в парикмахерскую;

игры в почту;

 игры в детский сад.

Наиболее востребованными сюжетами у детей средней группы становятся игры в семью. Играя в дочки-матери, дети проигрывают отношения родителей и их детей. При этом они довольно часто используют в игре кукол, мишек и другие игрушки, но их внимание больше привлекают не сами предметы, а семейные отношения.

В средней группе при условии грамотного педагогического руководства игры с предметами постепенно трансформируются в игры со сверстниками. Переключая внимание ребенка с предмета на играющего сверстника, педагог заботится о более высоком уровне развития его игровых умений. Ребенок в игре со сверстником включается в ролевые отношения, проявляющиеся через ролевой диалог и ролевые действия. Для того чтобы у ребенка проявлялось соответствующее роли поведение, его действия должны отражать характер данной .роли. Так, если ребенок берет роль мамы, то он знает, что может делать мама (кормить ребенка, водить его в детский сад, покупать игрушки и др.). Ролевые действия отражают жизненный опыт детей, поэтому педагог должен заботиться о его своевременной подпитке, показывая широкий спектр ролевых действий (медсестра делает уколы, ставит градусник, выдает таблетки).

Любимыми сюжетами у детей 4—5 лет остаются игры в больницу и в магазин, в которых ребятам наиболее легко воплотить свой жизненный опыт. Педагог, вводя в игру новые роли, помогает расширить представления детей об игровом образе, о разнообразии ролей и ролевого поведения. Например, в игре в магазин шоферы, привозящие в магазин продукты, могут одновременно выступать и в роли грузчиков, могут менять свои роли на другие, например, на роли кладовщиков, работающих на складе. Дети, исходя из своего жизненного опыта, могут проигрывать различные ситуации, происходящие в медицинских кабинетах, так как каждый из них хотя бы раз побывал в поликлинике.

Игры в детский сад, появившиеся как эпизодические в рамках игр в семью во второй младшей группе, теперь становятся традиционными, в них отражаются события повседневной жизни дошкольного учреждения (воспитатель водит малышей на прогулку, проводит занятия, устраивает праздники). Организуя подобные игры, педагог обращает внимание детей на особенности взаимоотношений воспитателей и воспитанников и на ситуации, которые ежедневно возникают в детском саду (в группу пришел новичок; дети ухаживают за животными в живом уголке; воспитатель учит детей рисовать).

В средней группе у детей появляется интерес к обыгрыванию сказок. Мы не стали выделять эти игры в отдельный раздел, а отнеслик театрализованным играм, являющимся примером работы воспита­телю по формированию у детей навыка создания замысла и обыгры­вания готового сюжета (в самостоятельной деятельности или непосред­ственно в обучении художественному творчеству).

Осваивая новые сюжеты, роли и игровые действия, ребенок обога­щает игру новым содержанием, и, следовательно, она будет оставаться для него интересной. Воспитателю крайне важно поддерживать этот ин­терес, содействуя обогащению жизненного опыта, предоставляя ребен­ку время и место для игры, стимулируя его творческую активность. Обо­гащению игровых сюжетов способствуют экскурсии и целевые прогулки, рассказы о профессиях, тематические беседы, дидактические и теат­рализованные игры, показ иллюстраций. Все эти формы взаимодей­ствия взрослого с ребенком становятся содержанием предварительной работы, которая подготавливает детей к игре.

Предварительная работа должна быть целенаправленной, педагоги­чески емкой, многогранной, что позволит охватить целиком исполь­зуемую в игре тему. В такого рода работе задействованы все способы и формы взаимодействия взрослого с ребенком в педагогическом про­цессе детского сада; в ней как ни в какой другой работе видно взаи­модействие и взаимопроникновение различных видов детских игр. Иг­ра вбирает в себя все, что происходит в жизни ребенка.

Целевые прогулки и экскурсии позволят педагогу поближе познако­мить детей с деятельностью взрослых, дадут им возможность побесе­довать с представителями данной профессии, удовлетворить интерес малышей. Добиваясь намеченной цели, мудрый педагог превратит экс­курсию в увлекательное путешествие.

Рассказы о профессиях заинтересуют ребят живыми образными срав­нениями, дадут пищу для воображения. Если снабдить такой рассказ иллюстрациями, то у детей возникнет желание познакомиться побли­же: применить или изготовить подобные инструменты, произвести дей­ствия. Увлекают детей и придуманные воспитателем рассказы, специ­ально нацеленные на то, чтобы воспроизвести какую-либо ситуацию, рассказать о событии («Как я побывала в аэропорту», «Как девочка потерялась на вокзале», «Как я была в новом магазине» и др.). Эти рассказы, идущие от лица значимого для ребенка взрослого, обеспе­чивают свежесть восприятия и вызывают веру в подлинность события.

Тематические беседы призваны прояснить представления детей о той или иной игровой (жизненной) ситуации, их мнение относительно какого-либо сюжета. Педагог вовлекает ребят в диалог и наводящи­ми вопросами вызывает их речевую активность. Беседа по какому-ли­бо сюжету позволяет показать модели замыслов игры и их развитие. «Знаешь, обычно доктор сначала раскладывает инструменты, а потом вызывает больных», «Когда шофер поставил машину в гараж, что он

мог обнаружить?»; «Как лучше начать игру? Подумай, где будет мес­то для аэродрома?»

Дидактические игры помогут детям научиться игровым действиям и поведению (взвешивать товар, ремонтировать машину, выслушивать пациента, определять качество товара), а также соблюдать правила в игре, быть организованными, проявлять лидерские качества.

Театрализованные игры научат детей обыгрывать готовые сюжеты, понимать и воплощать в действии игровой план, быть выразитель­ным в роли.

Иллюстрации будут дополнять все увиденное и услышанное детьми до этого. Дети увидят в них массу деталей, которые можно спокойно рассмотреть и которые они до этого не замечали. Яркие краски ил­люстраций вызовут эмоциональные переживания, вызовут желание подражать действиям изображенных персонажей.

В настоящем пособии приведены примерные сценарии сюжетно­-ролевых игр-ситуаций в виде блоков предварительной и основной рабо­ты по каждой теме. Например, в разделе «Игры в семью» приводит­ся игра-ситуация «Наши дружные соседи». В предварительную работу входят: дидактическая игра «Кто где живет?»; игра-инсценировка «Да­вайте знакомиться»; дидактическая игра «Что нужно для ремонта?»; рассказ воспитателя «Новый дом»; экскурсии в район новостроек, магазин мебели, магазин обоев. В основную работу в данной игре входят сюжетно-ролевые игры-ситуации «Новоселы» и «У нас ново­селье».

Таким образом, по каждой заявленной в перечне теме («Игры в семью», «Игры в транспорт», «Игры в больницу» и т.д.) дано конк­ретное содержание в виде блоков необходимой предварительной и ос­новной работы, что поможет воспитателю в повседневной работе, предос­тавит образец занятий с детьми. Однако это лишь примерные возможности развития сюжета игры, педагоги должны творчески под­ходить к руководству игрой и могут вносить изменения в сюжет, ис­ходя из реальных ситуаций.

В настоящем пособии, как и в предыдущих пособиях по развитию игровой деятельности для младших групп (см. пособия Губанова Н. Ф. Игровая деятельность. Система работы в первой младшей группе. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008 и Губанова Н.Ф. Игровая деятель­ность. Система работы во второй младшей группе.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008), нами уделяется особое внимание взаимодействию педагога с родителями воспитанников в области игровой деятельнос­ти. Мы уверены, что их тесное сотрудничество благоприятно отразит­ся на развитии жизненного и игрового опыта детей.

Воспитатель может сделать следующую памятку для родителей по сюжетно-ролевой игре детей в средней группе.

Советы родителям

Ваш ребенок становится взрослее, его интересует все окружающее, он не перестает задавать вопросы. Уважительно относитесь к его любознатель­ности, отвечайте ему вниманием. Взрослый, умеющий ответить на любой вопрос ребенка, возвышается в его глазах, становится для него непререкае­мым авторитетом.

Старайтесь как можно больше общаться с малышом. Делайте это не формально, показывайте заинтересованность вашим разговором. Давайте ре­бенку пищу для размышления, предлагайте идеи, требующие дальнейшего развития — в игре, в рассуждении, в экспериментировании.

Ваш малыш в этом возрасте особенно интересуется опытами, экспериментами с предметами. Его волнуют разные вопросы: «Почему мяч по­бывал в воде, но не промок?», «Почему асфальт летним вечером еще теп­лый?», «Где пчелы берут мед?» — и многое другое. Ответы на детские вопросы ищите в различных источниках информации: справочниках, эн­циклопедиях, художественной литературе. Перерабатывайте полученные сведения так, чтобы можно было ответить ясно и понятно, но не зани­жайте уровень интеллектуальных возможностей своего ребенка, пусть он испытает удовлетворение от усилий, приложенных к тому, чтобы понять полученную от вас информацию.

Больше читайте ребенку, сделайте совместное чтение домашней тради­цией, специально отводите для этого время. Детям 4—5 лет по-прежнему нра­вятся сказки, которые учат добру, смелым поступкам. Но особенно интерес­ны ребятам сюжеты, в которых есть приключения, путешествия и, конечно, герои, достойные подражания.

Используйте возможность узнать, что заинтересовало вашего малыша в рассказе, попросите его нарисовать свои впечатления об услышанном. По­могите ребенку отобразить заинтересовавший его сюжет в игре. Поставьте по знакомому сюжету домашний спектакль в виде игры, где роли скорее «проживаются», чем репетируются. Пусть это будет спектакль «не на показ», а для души, то есть игра в полном смысле этого слова. Она захватит вас сво­ей сиюминутностью, ведь желание угасает достаточно быстро, и его надо вов­ремя «схватить», провести игру на пике интереса, тогда и результат (то есть пережитое чувство, состояние) будет ценнее.

Отведите малышу специальный ящик или коробку для различного мате­риала: оставшихся от старых конструкторов и игрушек колесиков, пластин, кубиков, брусков, палочек, а также шишек, камешков, пуговиц. Все это при­годится ребенку в игре, разбудит фантазию.

Если вы видите, что ребенок, вдохновленный какими-то своими идея­ми и эмоциями, занят игрой, постарайтесь не отвлекать его, попробуйте по­наблюдать, в какие игры и как он играет. Если малыш играет с удовольстви­ем, обустраивает игровое поле, то это значит, что его идеи в игре не иссякли; если проигрывает один и тот же сюжет, а действия однообразны, то ему не­обходима ваша помощь. Вовремя подскажите ребенку, какие могут быть ва­рианты развития игрового сюжета, какие новые персонажи могут в нем ис­пользоваться, и игра оживится.

Рассказывайте ребенку о профессиях, читайте ему соответствующую литературу, показывайте профессию «в действии»: как дворник убирает двор, как парикмахер общается с клиентом, как продавец взаимодействует с покупателем и др. Свои впечатления ребенок перенесет в игру. Дома поиграйте с ним на тему профессии, например, предложите малышу стать врачом, а сами побудьте в роли пациента; главное — подтолкнуть малыша на ролевой диалог, научить его общаться в игре.

Поощряйте совместные игры ребенка со сверстниками, так как именно они способствуют развитию ролевых отношений в игре, умения распределять роли, создавать общий замысел, вести ролевой диалог.

 

Литература

Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 164 с.

Оставить комментарий: