Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС
Документы для скачивания
Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится психологическое сопровождение образовательного процес са. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом. Направления деятельности педагога- психолога: с руководителем ДОУ 1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы обеспечить комплексное сопровождение педагогической деятельности для реализации поставленной коллективом цели. 2. Уточняет запрос по психологическому сопровождению образовательного про цесса, формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения. 3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе. 4. Участвует в подборе и перестановке кадров( дает рекомендации по психологической совме стимости сотрудников) . 5. Оказывает психологическую поддержку при адаптации новых работников коллектива. 6. Принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов и воспитателей. 7. Осуществляет поддержку ИКТ. Предоставляет психологическую информацию для сайтов ДОУ. 8. Предоставляет отчетную документацию. 9. Проводит индивидуальное психологическое консультирование( по запросу) . 10. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенно стей детей. 11. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями раз вития на ПМПК. со старшим воспитателем 1. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. 2. Формирует содержание психолого- педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей. Составляет индивидуальные образо вательные маршруты. 3. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учрежде нии и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно- образовательного процесса. 4. Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого- педаго гическим вопросам. 5. Содействует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения. 6. Разрабатывает программы по повышению психологической компетентности участников об разовательного процесса( педагогический коллектив, родители) . 7. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого- педагогических консилиумов. 8. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном уч реждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта. 9. Участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК 10. Выступает организатором профессионального взаимодействия по вопросам создания предметно- развивающей среды. 11. Оказывает поддержку в развитии ИКТ. 12. Представляет документацию в течение всего учебного года( план работы, аналитические справки, анализ работы за год) . 13. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы( ФГОС ДО, мультимедийные техно логии, ИКТ- технологии) . 14. Оказывает помощь в создании предметно- развивающей среды в группах. 15. Разрабатывает и внедряет план работы по преемственности со школой. с воспитателем 1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенно стей дошкольников. 2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий. 3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности школьной зрелости у старших до школьников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образова тельной траектории развития ребенка( в конце учебного года) . 4. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим на правлениям их профессиональной деятельности. 5. Составляет психолого- педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников. 6. Организует и проводит консультации( индивидуальные, групповые, тематические, проблем ные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально- психологическую компетентность. 7. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршру та дошкольника. 8. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей. 9. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя. 10. Принимает активное участие в методических объединениях воспитателей. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования. 11. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреж дения у них эмоционального выгорания. 12. Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом( рабо та в паре) . 13. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями. 14. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы( ФГОС ДО, мультимедийные техно логии, ИКТ- технологии) . 15. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоцио нального напряжения у детей( психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей) . 16. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий( подготовка руки к письму, пра вильная осанка и т. д. ) . 17. Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе( активизация вни мания и памяти) , просвещает воспитателей по данной тематике. с музыкальным руководителем 1. Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя. 2. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса( для групп детей с нарушением речи) . 3. Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упраж нений на музыкальных занятиях. 4. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка. 5. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений( для комплексных занятий) . 6. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развле чений и досуга, распределении ролей. 7. Участвует в выполнении годовых задач по музыкальному развитию. 8. Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации дви жений, при подготовке к проведению праздников, досуга. 10. Организует психологическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных заня тиях. 11. Участвует в организации и проведении театрализованных представлений. 12. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий. с учителем- логопедом 1. Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях логопеда. 2. Участвует в обследовании детей с целью выявления уровня их развития, состояния об щей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы. 3. Разрабатывает индивидуально- ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно со всеми специалистами. Направления деятельности педагога- психолога с родителями воспитанников обучает родителей: • способам применения разных видов игровых средств и оборудования; • умению организовывать и направлять разные игры детей; • методам игрового взаимодействия с ребенком; • созданию оптимальной развивающей среды дома; • правилам выбора игровых средств и оборудования. Проводит: • индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и обучения детей; • групповые тематические консультации для родителей; • игровые детско- родительские сеансы; • психологическую диагностику детей. Знакомит родителей: • с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста; • со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каж дом возрастном этапе. Объясняет родителям значимость: • создания условий для успешной социализации детей; • обучения игровому взаимодействию с детьми. Формирует: • психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей; • потребность к овладению психологическими знаниями; • модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе; • личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности( совместно с педагогами- психологами, логопедами, врачами и другими специалистами) ; • предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень. Проводит; • групповые тематические консультации для родителей: • индивидуальные консультации для родителей по запросу; • консультации на форуме ДОУ по вопросам, не требующим личного контакта;