a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Консультация для воспитателей «Создание условий для игр с водой и песком в группе и на участке».

Опубликовано: 2016-06-06 11:25:00

Песок -прекрасный природный материал для развития окружающего мира и развития моторики рук детей дошкольного возраста.

Летний период – это время наиболее благоприятное для укрепления здоровья детей. Важное значение в закаливающих детский организм мероприятиях, имеют место «Игры с водой и песком». Для детей дошкольного возраста это не только увлекательное, но и познавательное событие.

Для этого необходимо создать элементарные условия для сенсорного воспитания, так как совершенствование жизненно важных психических процессов, как ощущения, восприятия, являются первыми ступенями в познании окружающего мира, играет огромное значение в процессе умственного воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте.

И.М. Сеченов в своих работах указывал, что способность отличать один предмет от других приобретается человеком в раннем детском возрасте. Дети начинают познавать качества материалов, через их чувственное различие, и в этом им окажут большую помощь «Игры с песком и водой». Используя их, в процессе воспитания детей происходит реализация творческих замыслов и способностей дошкольников.

Элементарное оборудование должно быть на каждом участке детского сада. Песочницы, наполненные сухим песком, желательно на ножках. Увлажнять песок водой для игр можно накануне вечером, или утром до приема детей.

Воспитатель во время игры должен следить, чтобы была смена деятельности детей. Желательно, после орошения водой песок можно было взрыхлить лопаткой, чтобы поверхность была однородной, для лучшей лепки. Привлекать детей к играм в песочнице можно уже с первой младшей группы. Малыши с большим удовольствием играют в песке, но основным условием успешной игры, является руководство игрой взрослого, тогда игра обретает иной путь и действия детей с предметами в песочнице носят познавательный   характер, а задуманные игровые действия осмысливаются детьми.

В игре взрослый помогает детям выделить много признаков и качеств, дети по собственному опыту, щупают на ощупь влажность и сухость песка. Частые ошибки в действиях с песком у детей – это неполно набранная форма, необходимо объяснить детям, что только плотно набранная форма сформирует пирог, а еще необходимо по ней постучать, тогда плотно прижатый песок, образует красивую пасху. Для дошкольников среднего и старшего возраста увлекательная игра постепенно осваивается и переходит на новый уровень, здесь ребята не только применяют уже полученные навыки работы с песком, но и включают свое воображение. Разнообразие игр проходит от простого пересыпания песка, «производства пирогов», до грандиозных построек «домиков для кукол», «постройки гаражей для машин», а также «волшебных замков».

Основная цель проведения таких игр с песком – формирование у ребенка представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формы емкости, в которую он насыпается или накладывается. Сухой песок не сохраняет форму, рассыпается; песка может быть много или мало; его количество (объем) можно измерить с помощью какого-либо сосуда (стакана, чашки, миски, банки, и т.п.); его можно пересыпать совком, ложкой, ладошками. Такие игры с пересыпание песка из одной емкости в другую с помощью вспомогательного предмета или руками дают возможность малышу на собственном опыте установить свойства и особенности сухого песка.

В зимнее время года можно устраивать для детей игры

с водой, для этого необходимо организовать элементарные условия: поставить таз с водой (температура воды должна быть не менее 20-22 градуса), клеенчатые передники, для того, чтобы не намочить одежду, обязательно закатать рукава одежды, организовывать игры желательно в первой половине дня (по 2-3 ребенка). Используются игрушки из различного материала: пластмассовые шарики, бумажные кораблики, уточки, человечки, деревянные фигурки и т.д.

В играх с водой ребенок, при помощи взрослого, не только познает ее свойства, но вода оказывает на организм ребенка релаксационный эффект, очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой, доставляют радость детям и в дальнейшем оставляют прекрасные воспоминания. Малыши удивляются, делают для себя маленькие открытия. Воспитатель пускает на воду маленький кораблик и он плывет, когда кораблик намокает, он тонет. Мальчик бросает мячик и говорит: «Смотрите, мячик плавает и не тонет!» затем пытается опустить его на дно таза, но мячик опять всплывает, воспитатель объясняет, что мячик круглый, резиновый, легкий, поэтому он плавает, а бумажный кораблик намокнет, поэтому тонет.

Так простейшие игровые действия с водой могут принимать осмысленный характер. Воспитатель опускает в воду камешек и железный шарик, оба предмета погружаются в таз на дно, дети восклицают, что камешек тонет в воде! Для маленького ребенка – это открытие! А воспитатель поясняет, что камешек тонет, потому, что он тяжелый и железный шарик тоже тяжелый! Руководство в таких играх со стороны взрослого просто необходимо. Воспитатель в игре помогает выделить из множества признаков и качеств предметов, наиболее существенные доступные для восприятия, предмет «тонет», «плавает», «водичка чистая», «теплая». Часто дети в играх с водой с удовольствием купают свои игрушки.

Опыты способствуют формированию у детей интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Опыт всегда должен строится на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.

 

 

 

Подготовила: Л.В. Сурдейкина, старший воспитатель

Документы для скачивания