a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Построение и использование социокультурной предметно-игровой развивающей среды для самореализации детей в речевой деятельности. Автор: учитель-логопед Сергеева Л. А.

Опубликовано: 2014-05-28 00:24:18

Документы для скачивания

Построение и использование

социокультурной предметно-игровой развивающей среды

для самореализации детей в речевой деятельности.

                                                                Учитель-логопед: Сергеева Л.А.

         Самым увлекательным средством общения является человеческая речь. Как только ребенок рождается, он немедленно встречается с человеческой речью и ощущает ее обаяние. Постепенно ребенок усваивает образцы речи, которые употребляют окружающие его люди, как будто вокруг него создается подготовительная среда для развития речи. Таким образом, усвоение образцов речи является необходимым условием для раннего развития речи у детей.

Когда ребенок приходит в сад, он уже находится в сензитивном периоде развития речи. У него есть огромное желание расширить свой словарный запас. Педагогу следует иметь в виду эту потребность. Мы рассказываем истории, обсуждаем повседневные события, происходящие в жизни детей, устраиваем игры с куклами и без них, читаем детские стихи и т. д.

Планируя работу в группе, логопеды, как правило, прибегают к компиляции существующих методик обучения таких авторов, как Л.Ю. Агранович, Т.А. Ткаченко, Н.С. Миронова, Н.В. Нищева, Т.Б.Филичева и др. Опираясь на вышеуказанные методики для планирования содержания занятий, нами апробирован принципиально новый подход к организации обучения. Потенциальные возможности детей с ЗПР гораздо больше, нежели принято считать, но для того, чтобы этот потенциал раскрылся, нужен особый инструментарий, некий новый методический подход. Таким инструментарием стал в нашем эксперименте метод Монтессори.

В группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в своей работе использую элементы технологии М. Монтессори. Хочется отметить, что методы М. Монтессори, словно губка, "пропитаны" логопедией. Какой бы материал ни брали дети, в какой бы зоне ни работали, какие бы формы организации занятий ни использовались - везде решаются речевые задачи. Приемы Монтессори-педагогики в данном случае служат модернизации коррекционно-развивающего обучения детей. В коррекционной работе с детьми придерживаюсь  основных положений системы М. Монтессори:

 в группе создана специально подготовленная развивающая среда, в которой каждый ребенок находит все необходимое для своего развития на данном конкретном этапе, получает богатые сенсорные впечатления, осваивает способы обращения с различными предметами.

         Подготовленная среда состоит из пяти зон развития, которые ребенок последовательно осваивает за время пребывания в группе. Первая зона, в которой обычно ребенок начинает свою работу по приходу в группу, - зона упражнений практической жизни. Упражнения с материалами, которые находятся здесь, помогают ребенку заботиться о себе. Здесь он учится правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, мыть руки, посуду, стирать, гладить и многое другое.

Упражнения практической жизни. Очень важна также речь, которая используется в упражнениях по обучению навыкам практической жизни и при работе с материалами для развития чувств. Сначала ребенок достаточно долго работает с материалом, а затем слушает устный урок. Слово должно быть для ребенка не абстрактной идеей, а содержательным и прочувствованным понятием. Так происходит вживание ребенка в речь. С детьми стараюсь проводить различные игры-разговоры и игры-вопросы. С помощью таких игр ребенок учится сам сочинять истории, упорядочивать свои мысли и давать логически связные ответы. Мышление и речь тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга.

        В наполненной любовью подготовленной среде ребенок чувствует себя защищенным и имеет возможность для естественного и спонтанного самовыражения. Нужно, чтобы он мог с большой радостью рассказать о своих приключениях и научиться сочинять истории. Для ребенка очень важно, чтобы его слушали, чтобы взрослые воспринимали его рассказы, старались понять и помочь ему правильно выразиться устно, поощряли его желание расширить словарный запас.

        У детей есть возраст вопросов, или сензитивный период, когда ему необходимо утолить громадный голод на слова и их смысл. Дети задают много вопросов типа: «Что это? Как это происходит? Почему это так?» При стимулировании развития речи ребенка решающую роль играет речь педагога (правильное произношение и употребление слов). В группе проводятся ежедневные речевые игры и упражнения. Например, проводятся игры на запоминание, уроки по узнаванию названий предметов, игры-поручения, игры-описания, рассказы о приключениях и т. д.

Зона сенсорного развития. В материалах для развития чувств имеются материалы, которые опосредованно помогают ребенку при обучении чтению и письму и способствуют развитию речи. Так, цилиндры-вкладыши, геометрические деревянные фигуры-вкладыши, материал для ощупывания, парные кусочки тканей служат для развития ловкости рук. Геометрические и биологические фигуры и карты служат для различения формы, а шумящие коробки и звоночки — для развития слуха.

 Здесь ребенок  получает  все ощущения, связанные с чувствами. С помощью материалов, находящихся здесь, он развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, развивает мускульную память.

 Материалы для развития и утончениязрения: русская пирамидка, русская матрешка, формочки-вкладыши, пазлы «от большого к маленькому». Действуя с предметами, ребёнок различает и понимает такие понятия, как большой- маленький, высокий- низкий, широкий - узкий.

Материалы для развития и утончения тактильного чувства: пары шероховатых табличек;  тактильная дорожка;  волшебный мешочек;  корзинка с овощами и фруктами.

Материалы для развития и утончения слуха: Уроки тишины; звонки и колокольчики, сортировка бусин, цветные стаканчики, вкладывающиеся друг в друга.

Упражнения и материалы для развития мелкой моторики:прищепки в корзинке, игра с пальчиками.

Зона языкового развития - это и расширение словарного запаса, и подготовка руки к письму, и развитие мелкой моторики. В этой зоне много материалов, провоцирующих ребенка на составление предложений и даже маленьких сказок. Дети учатся находить обобщающие понятия и просто узнают новые слова, что так важно и интересно для ребенка, недавно обнаружившего в себе способность говорить!

Материалы по расширению словарного запаса:дикие – домашние животные; животные степей, лесов, тундры, животные Австралии, Африки, части тела и т.д.; упражняясь с материалом «Соединение подписей с картинками»,ребёнок выкладывает на ковёр одну из серий карточек, раскладывая их в ряд в верхней части ковра. Обращаю внимание ребёнка, что внизу каждой картинки стоит подпись – напечатанное слово. Беру в руки первую табличку со словом и, сравнивая его с подписями под картинками, нахожу такое же по очертаниям и кладу под картинкой. После второй-третьей подписи ребёнок продолжает работу самостоятельно. Когда все слова разложены под картинками, предлагаю ребёнку «прочитать» их. Малыш водит пальчиком под словами и «читает», ориентируясь чаще всего по картинкам. В его сознании создаётся реальный образ себя читающего.

Упражняясь с материалом,  ребенок пополняет свой словарь существительными, учится классифицировать предметы по группам, идёт  подготовка к осмысленному чтению.

Работая с материалом  «Кто как кричит?»,ребёнок ставит перед собой коробку с материалом и выкладывает перед собой в ряд карточки с изображениями животных. Затем берет по одной карточке из другого отделения, где записаны названия звуков животных, объединяет их. Например: утка – крякает, кошка – мяукает, петух – кукарекает. Когда все карточки выложены в ряд, ребёнок может контролировать себя, перевернув карточки, где на обратной стороне отмечена пара контрольных знаков.

Для ребёнка важно расширение словарного запаса. Одним из важнейших способов развития речи служит постоянный речевой контакт с ребенком взрослых. Но слова запоминаются гораздо легче, если кроме слуха в работу включаются и другие органы чувств: зрение и тактильные ощущения. Предлагая ребенку упорядочивать ряд карточек, находить пары карточек, из которых одна соответствует другой, тем самым предоставляем ему возможность узнавания слов, пока не входящих в его словарный запас. При этом знаки на обороте карточек помогут повести эту работу без помощи взрослого, самостоятельно. Если материал взял ребенок, еще не умеющий читать, можно предложить ему в помощники кого-то из читающих друзей. И тому, и другому ребенку небесполезно работать с этим материалом. Попутно не умеющий читать приобщается к интенсивному чтению. Работа с материалом, кроме прочего, ведет к упорядочиванию сознания.

Материалы по обучению письму: рамки и вкладыши для штриховки, фонетические коробочки, шероховатые буквы, подвижный алфавит.

Материалы по обучению чтению:интуитивное чтение (розовая серия), чтение с предметами из окружающей среды, чтение с классификацией.

Материалы по введению в грамматику:знакомство с существительным, знакомство с прилагательным, знакомство с глаголом, знакомство с предлогом, знакомство с наречием, знакомство с составом слова, логический анализ предложения.

«Построй предложение».

Дети учатсясоединять отдельные слова в предложении. Знакомятся с понятием предложения. Упражняются в чтении отдельных слов и их осмыслении.

Ребенок приносит коробку с карточками на стол, вынимает карточки и раскладывает их по цветам. Затем он читает слова на карточках одного цвета и кладет их одно за другим, чтобы они составили предложение. При этом не столь важен порядок слов, сколько смысл составленного предложения.

Это упражнение предлагается ребенку, уже умеющему читать отдельные слова, то есть на следующем этапе после интуитивного чтения. Здесь впервые малыш должен осознать, что слова в языке по смыслу и мелодии объединены в группы. Вводится заглавная буква первого слова в предложении. По этому поводу разговор ведется после того, как ребенок сам, зрительно, уже сделал это открытие. Со временем упражнение можно усложнить.

«Предложение–задание» Цель упражнения:связное чтение. Осмысление прочитанного.  Проживание прочитанного.

Заранее заготовленные полоски бумаги, на которых написаны задания для детей. Слова в заданиях очень простые. Ребёнок берёт полоски, читает задания и выполняет их одно за другим. Упражнение можно использовать в работе с группой детей. Каждый получает своё задание и выполняет его. В этом упражнении ребёнок впервые читает сразу несколько стоящих рядом слов –  предложение. Он должен объединить их в своем сознании, и понимание прочитанного будет служить сигналом к выполнению действия, к проживанию прочитанного.

«Названия предметов»Цель упражнения:ребёнок сопоставляет прочитанное слово с предметом из окружающей среды. Розовые таблички с тесемками, на кото­рых написаны простые слова-названия предметов из окружающей среды. Они лежат в конверте или в коробке. Напри­мер: стол, шкаф, пол, кубик, кукла и т.д. Ребенок берет одну за другой таблички, прочитывает слово и вешает или кладет табличку на соответствующий предмет. Детям очень нравится это упражнение. Часто бывает, что вся комната завешивается табличками с названиями предметов. Это очень важный этап перехода малыша  от интуитивного к осмысленному чтению. Он делает важные открытия: все, что меня окружает, можно записать и потом прочитать. Любому предмету культуры соответствует слово, которое пишется и читается. Как вариант этого упражнения можно использовать таблички с именами детей в группе. Их можно прочитать и вешать на шею друзьям, словно визитки. Это занятие тоже приводит детей в восторг.

Подготовленная среда также включает в себя социальные отношения. Здесь же ребенок знакомится с понятием пространства, обретает осознание, что у каждого есть свое личное пространство, которое не может быть нарушено без разрешения. Это связано с работой на коврике или за столом, когда никто из детей и сам учитель, не могут вторгнуться в работу без разрешения ребенка. Наличие каждого материала в единственном экземпляре приводит к необходимости договариваться, если вдруг двум детям одновременно понадобился один материал. В этом случае дети получают бесценные навыки общения в социуме, умения договариваться и слушать друг друга.

Смысл метода, разработанного Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, заложенным в нем природой. По мнению многих ученых, способность к самореализации, самообучению и саморегуляции поведения заложена в человеке от природы и проявляется уже в раннем детстве. Ребенок учится говорить на языке своего народа, различать близких и незнакомых людей, манипулировать с предметами, познавать свойства вещей без специального обучения. Исследования подтверждают, что детский разум обладает уникальной возможностью самообучения и способностью буквально впитывать знания, чего не дано взрослому человеку.

 Для формирования высших психических функций ребенку необходимо добывать знания из окружающего мира, поэтому дети с самого начала своей жизни стремятся стать активными и самостоятельными.

 Мария Монтессори писала: «Самостоятельно добытые знания и умения глубже проникают в сознание, они делают человека по-настоящему свободным»

 Педагогическая система Марии Монтессори - это система  саморазвития ребенка в специально подготовленной среде. Для получения образования достаточно создать такую развивающую среду, где дидактический материал выбирал бы не учитель, а сам ребенок. И он же определял время работы с этим материалом и контролировал свои ошибки.

 

Оставить комментарий: