a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Как помочь ребенку заговорить

Опубликовано: 2016-06-16 12:35:27

Первый словарь

Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится говорить - овладевает умением выговаривать определённые звукосочетания, произнося которые пытается выражать свои желания, ощущения и потребности. По мере того как возрастают произносительные способности малыша, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И именно два этих связанных между собой умения — говорить и понимать речь - способствуют тому, что через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы, ребёнок овладевает способностью ясно и последовательно выражать свои мысли.

От своевременного формирования речи зависят: полноценное речевое общение с ровесниками и взрослыми, успешное овладение информацией о свойствах предметов и окружающих явлений, а после поступления в школу - обучение грамоте и усвоение школьной программы.

Основы речевого общения ребёнка закладывает мать, ведь именно она проводит большую часть времени с малышом, ухаживая за ним. В процессе общения с матерью у ребёнка формируется представление о себе и окружающем мире, поскольку, разговаривая с малышом, мать объясняет ему, что он чувствует и видит.

Помните, что лучше всего малыш воспринимает новую информацию только первые 15 минут, затем его внимание рассеивается, и он уже не так прочно усваивает то, что вы будете ему объяснять. Занятия рекомендуется проводить несколько раз в течение дня, выбирая то время, когда ребёнок находится в хорошем бодром настроении. Как правило, это благоприятное время наступает через час после кормления, а также перед ночным сном малыша.



Мой первый словарь

Этот словарь поможет вашему малышу овладеть повседневной бытовой лексикой. С вашей помощью он научится объединять предметы, ориентируясь на признак, названный вами. (Свёкла — это овощ. Свёкла растёт на грядке. Яблоко — это фрукт. Оно растёт на дереве.) Занимаясь по словарю с ребёнком, называйте и объясняйте ему всё то, что он видит перед собой. Повторите ему несколько раз нужное слово, попросите его показать вам тот предмет, который вы ему назвали, а затем попросите его самого назвать это слово. Не забывайте хвалить ребёнка, отмечайте его успехи. Не огорчайтесь, если малыш ошибся, повторите ещё раз новое слово.

Помните, что, прежде чем усвоить слово, малыш пройдёт три ступени:

  1. он сам научится понимать слово, но пока не сможет использовать его в речи;

  2. будет узнавать и называть предмет (действие, качество) лишь в привычных для него сочетаниях, условиях;

  3. и только затем начнёт понимать и правильно использовать слово в любых доступных его пониманию связях и отношениях.

Словарь включает такие понятия:

  • туловище

  • лицо

  • моя семья

  • мой дом

  • одежда

  • обувь

  • кухонная мебель, посуда

  • мебель

  • предметы домашнего обихода

  • игрушки

  • транспорт

  • овощи

  • фрукты

  • домашние животные, птицы и их детёныши

  • дикие животные и их детёныши

  • сад

  • цвета

  • геометрические фигуры

  • время суток

  • время года, погодные явления



Возможность наблюдать за ребенком на протяжении ряда лет, вовремя начать коррекцию отклонений в речи ребенка, умение влиять на ход развития речи в предметно-практической и игровой деятельности ребенка может быть реализовано теми лицами, которые постоянно взаимодействуют с ним: родителями ребенка, воспитателями детского сада, гувернерами и др.

Основными задачами являются:

  • заинтересовать в общении;

  • научить подражать, воспроизводить речь.

Занятия надо начинать как можно раньше

Эффективной оказывается помощь в возрасте от 2,5 до 5 лет, т.е. в период, когда идет активное становление речевой функции. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления в школу.

Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.

Потребность в общении

Прежде всего, необходимо добиться, чтобы у ребенка появилась потребность в общении. Возьмите любимую игрушку вашего ребенка. Организуйте с ней простейшую игру. Сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками, звукоподражаниями.

Помните, нельзя использовать прямые инструкции "Скажи", "Повтори"!

Имитация речи взрослого ребенком

Взрослый во время проведения режимных моментов, в частности, во время одевания и еды, многократно проговаривает эти названия, разворачивая перед ребенком диалог-образец, в процессе которого исполняет роли спрашивающего и отвечающего. Сначала многократно повторяется название одного предмета, затем другого, по мере смены действий.

Например, достаем и надеваем на ребенка шубу.
Взрослый: Что мы достали? - Шубу.
Что это такое? - Шуба.
Что сейчас мы надели? - Шубу.

И так проговаривается каждое слово по десять, пятнадцать, двадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим предметом. Просто так слова повторять бесполезно. Так может продолжаться много дней, даже если на языке у вас медленно, но верно образуется мозоль. Однако простое проговаривание может быть недостаточным, поэтому взрослый фиксирует внимание ребенка не только на звучании слова, но и на артикуляционных укладах.

Не бойтесь перехвалить ребенка. Если у ребенка не получается, никогда не ругайте его. Наверное, это вы делаете что-то неправильно.

Общение

Во-первых, используются альтернативные вопросы, типа: "Какую игрушку тебе дать, зайчика или куклу?" Ребенок должен услышать подсказку в вопросе и повторить нужное ему слово.

Во-вторых, общение в ходе выполнения поручения. Взрослый просит ребенка принести ту или иную игрушку, предмет посуды, предварительно переставив его с привычного на недоступное для ребенка место, например, на верхнюю полку шкафа. При этом важно предусмотреть, чтобы ребенок сам не мог достать предмет, и был вынужден обратиться к взрослому. Взрослый в свою очередь стимулирует обращение ребенка: "Что ты хочешь взять? Машину? Как надо попросить? — Дай машину..." В качестве поощрения ребенок получает искомое. Третий вид коммуникативных ситуаций — опосредованное общение с игрушкой или с животными. В процессе игры типа "Дочки-матери", "В гостях у куклы Кати" и т.п. или ухода за животными и птицами, живущими у вас дома или в детском саду, взрослый поощряет ребенка к простейшим высказываниям: "Попроси у куклы чашку. Дай, Катя, чашку"; "Уложи мишку в кровать. Споем ему песенку. Баю-бай, мишка, баю-бай".

Одной из форм стимуляции потребности в речевом общении является похвала как положительное подкрепление достижений ребенка. Поэтому не скупитесь на хорошие слова и радостные восклицания. Очень полезно рассказывать о достижениях ребенка в его присутствии другим членам семьи.

Формирование пространственного понимания

Формирование пространственного понимания предложно-падежных конструкций на бытовом уровне с предлогами "в", "на", "под". Занятия проводят в виде игры или в процессе игры, после того, как у ребенка сформирован достаточный словарный запас, и он активно общается с взрослыми.

Следите, чтобы игра и общение с вами доставляли ребенку удовольствие!

Ребенку даются задания: "Положи пирамидку в стол", "Положи пирамидку на стол", "Положи мяч в ящик", "Положи мяч на ящик", "Поставь машинку на стул", "Поставь машинку под стул". Взрослый голосом выделяет предлоги, произнося их громче и в несколько замедленном темпе, тем самым, фиксируя внимание ребенка на них. Если ребенок не понимает, что от него требуется, взрослый сам выполняет это действие, оречевляя его и повторяя предлог несколько раз подряд. После этого взрослый опять просит выполнить ту же инструкцию.

Очень полезными может быть чтение сказок и рассматривание иллюстраций к ним. Независимо от возраста, для детей с лепетной речью отбираются простейшие сказки с циклическим сюжетом (сказки, в которых несколько раз повторяется схожая ситуация с небольшими вариациями) и традиционным набором действующих героев: "Репка", "Колобок", "Курочка Ряба", "Три медведя" и т.д. Каждая их этих сказок прочитывается многократно, отдельными частями с рассматриванием картинок. Занятия подобного типа не должны проводиться дольше 7-10 мин, поэтому взрослый во время рассматривания картинок не должен "увязать" в деталях.

Не забывайте хвалить вашего ребенка, когда он пользуется речью. Подчеркивайте, что вам очень приятно разговаривать с ним. Все эти правила помогают стимулировать речевую активность ребенка.

Если никаких положительных изменений в развитии вашего ребенка вы не отмечаете, срочно обратитесь к специалистам за консультацией. Возможно, вашему ребенку предложат посещать специализированные группы, потому что у него проблемы, о которых вы не подозревали. Помогите своему ребенку!




Документы для скачивания