Доклады.

Опубликовано: 17:49:03 18-06-2016

Автор: Чикашова Елена Владимировна

Муниципальное Автономное  Общеобразовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа № 2» ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 Развитие речи старших дошкольников

с помощью произведений

художественной литературы.

 

 

 

 

                                                                                             Выполнила: Чикашова Елена Владимировна                                                                                                                    

                                                                                                                 воспитатель 1 категории

 

 

                                   

 Речь человека – великий дар, данный нам природой, благодаря которому мы получили широкие возможности общения друг с другом. Речь обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни человека. Однако на ее появление и становление отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка. Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении.

Произведения литературы и фольклор способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Литература помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.

В старшей группе я стараюсь продолжать  развивать интерес и любовь к художественной литературе у детей.  Стараюсь воспитать  способность замечать некоторые выразительные средства. Учу определять и мотивировать свое отношение к ге­роям произведения, выразительно читать стихи, при пересказе литературного текста соблюдать смысловые паузы, ин­тонации, соответствующие характеру произведения, пережива­ниям героев. Для более эффективной работы с детьми по данному направлению, организована работа с социумом. С детьми постоянно посещаем городскую детскую библиотеку, музей.

В соответствии с программой в течение года воспитан­ники  знакомятся  с разными произведениями  (сказками, стихотворениями,  рассказами).

Беседа по содержанию произведений должна не заслонять от ребенка только что услышанное, а как бы «высветлить», повернув к малышу всеми гранями, а затем еще раз представить (показать) его во всей целостности.

Работа над сказкой.

Приемы, которые  используются  в беседах по сказкам можно разделить на 2 группы – это прие­мы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и приемы, способствующие более полному проникновению в об­разный строй и язык сказки.

Приемы первой группы:

  1. Вопросы.   Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности дан­ного жанра, предлагаются   вопросы  «Почему это произведение называется сказкой?»; «Какие в нем есть черты, типичные для сказок?» и т. п.  Вопросы  должны быть разнообразными по своей направленности:
  • Одни вопросы помогают детям точнее охаракте­ризовать героев сказки. Предложив вопрос,  можно  напомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа.

Например, работая над сказкой  «Лисичка-сестричка и серый волк»,  спрашиваю:

— Какая лиса в сказке?

— Хитрая, умная, жестокая,— говорят дети.

— И только-то? —  и зачитываю  отрывок, в котором рассказывается, как рыжая плутовка, вымазав голову тестом, дурачит волка-простофилю. Дети приходят к выводу, что лиса еще и находчивая, предприимчивая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса.

  • Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения.

Так, например, работая над сказкой «Крылатый, мох­натый да масленый» и выяснив у воспитанников, понравилась ли им сказка и что особенно понравилось, с вопроси­тельной интонацией цитирую  фразу  из текста, в которой заклю­чена мораль сказки:

«Так как же бывает, когда «один на другого  кивает, свое дело делать не хочет»?»  Дети говорят, что бывает плохо.  Предлагаю им  рассказать, что случилось с каждым из персо­нажей. Затем спрашиваю: «Когда же так бывает?» — добиваюсь, чтобы дети повторили поговорку, которая заключена в концовке сказки.

  1. Использование иллюстраций. Предлагаю рассмотреть  иллюстрации  художников, демонстрирую  рисунки, аппликационные панно, которые помогают понять произведение. Например,  на занятии по сказке «Хаврошечка»  показываю рисунок яблони и спрашиваю: «Как вы думаете, это волшебная яблоня?». Дети дают отрицательный ответ, ссылаясь на то, что у этого дерева нет серебряных веточек с золотыми листьями и наливными яблочками. Я  в подтверждение их слов зачи­тываю  соответствующее описание из текста. Затем предлагаю  детям зажмуриться и представить необыкновенное дерево, а сама в это время заменяю первый рисунок другим — с волшебной яблоней.С помощью этого приема приучаю дошкольников  вслушивать­ся и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки. 
  2.   Словесные зарисовки. Предлагаю детям сделать словесные зарисовки, вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие кар­тинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей,  задаю  вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь

-  «Как одета твоя Аленушка?

-  Какие глаза у ведьмы?

-  Если она такая страшная, как же Аленушка не догадалась, что   

   перед  ней ведьма?» и т. п.

В свободное от занятий время дошкольникам предлагаю на­рисовать задуманные картинки, которые позже можно будет показать детям, чтобы обновить впечатления от сказки.

 

 

 

Приемы второй группы:

  1. Повторное чтение отрывков. По заявкам детей повторно читаю отрывки

из текста. При таком чтении ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.

  1. Вспомни эпизод. По моей просьбе  дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пере­сказывают описания природы, поступки героя, которые им особен­но запомнились.
  2. Расскажи о…  Сама  напоминаю  один из эпизодов и прошу рассказать о нем подробнее. Зачитываю соответствующий отры­вок, при этом дети договаривают отдельные слова. Можно пред­ложить провести соревнование: «Чей рассказ окажется инте­реснее (подробнее)?»
  3. Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обо­гащения и активизации словарного запаса.  Например, при работе со сказкой  «Заяц-хваста» воспроизводим  диалог зайца и тетки вороны;  со сказкой  «Крылатый, мохнатый да масленый»  отрывок из сказ­ки — со слов «сядут за стол — не нахвалятся» и др.

Работа над рассказами.

Беседы по содержанию рассказов в целом строю  на основе приемов, которые были рассмотрены при анализе бесед по сказ­кам, но перед чтением рассказов провожу подготовительную работу.

Приемы  для подготовительной работы.

  1. Портрет писателя. Предлагаю вспомнить и назвать его произведения (по памяти, с опорой на наглядность). Это даст ребенку возможность воспринять новое произведение не само по себе, а как стоящее в ряду других созданных писателем. Кроме того, дети лучше запоминают писателя, их представления о его творчестве становятся полнее.
  2. Рассказ  о действительных собы­тиях, фактах, которые нашли отражение в данном художествен­ном произведении.  Тогда авторский текст приобретает для ребенка значимость и весомость.
  3. Картины и иллюстрации. Предлагаю рассмотреть картины и иллюстрации,  помогающие легче представить описание природы, облик пер­сонажей, о которых рассказано в произведении. Рассматривая иллюстра­тивный материал, дети делятся друг с другом своими наблюде­ниями, я стараюсь  уточнить и конкретизировать их высказывания.
  4.  Целевая прогулка, или заочная экскурсия, где дети знакомятся  с новыми понятиями, словами, которые встретятся в произведении.

Работа над стихотворениями.

  1. Подготовительная работа.  С новым стихотворением детей можно знакомить или непосред­ственно на занятии, или заранее. Большинство произведений, ре­комендованных программой, не требует специальной подготови­тельной работы. Однако в ряде случаев она все-таки нужна. Например, перед заучиванием стихотворения «Дуб» И. Токмаковой детям следует показать это мощное дерево, зеленеющее до поздней осени.  Перед чтением стихотворения «Песня о весне» С. Маршака же­лательно весной организовать прогулку с целью показать вос­питанникам сережки вербы, серебристые, бархатные. Если прогул­ку провести трудно, можно принести в группу ветки вербы.
  2. Работа над содержанием. Чтобы помочь детям понять настроение стихотворения (лирич­ное, сказочное, веселое и озорное, праздничное), разобраться в его содержании, использую следующие приемы:
  • Предлагаю детям охарактеризовать стихотворение. Если им это трудно, сама  даю  3—4 определения, из которых дети выбирают  наиболее подходящее.
  • Заранее продумываю  и предлагаю  детям вопросы, которые помогут им понять смысл авторских определений, сравнений и дру­гих выразительных средств. Например: «Платон Воронько называет медве­жонка «капризуля косолапый». Может быть, это дразнилка?» — размышляю вслух. «Похоже» — соглашаются дети. Однако, подумав, приходят к выводу, что автор не осуждает медвежонка, а симпатизирует, сочувствует ему. И они начинают читать эти строчки по-иному — мягко, задушевно, сочувствуя малышу.
  • Читаю  стихотворение, не сообщая детям его название. Интересуюсь, понравилось ли оно, предлагаю  поразмыш­лять, какое название ему можно дать. Подкрепляю  аргументы де­тей строчками из стихотворения. Затем сообщаю  название и  прошу запомнить его и фамилию автора.
  1. Заучивание наизусть. Для того чтобы помочь детям запомнить стихотворение,  использую разные  приемы.
  • Предлагаю  воспитанникам назвать отрывки, которые им особенно понравились. Перечитываю  их при участии детей, выполнив 3—4 заявки.
  • Заранее продумываю  вопросы в виде цитат из текста, тре­бующие от ребенка повторения. Вопросы могут быть адресованы одному ребенку, группе де­тей, отдельно мальчикам, отдельно девочкам и т. п.
  • Предлагаю детям прочитать отрывки, которые они уже запомнили  (5—6 выступлений). Поясняю, как нужно прочесть те или иные строчки, поощряю поиски ребенком нужной интонации. В процессе этой работы все дети запоминают текст.
  • Использую мнемотаблицы.

 

Пословицы,  поговорки, загадки.

  1. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ребёнком-дошкольником в блестящих про­изведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его—пословицы, загадки, поговорки—ребёнок не только слышит, но повторяет и усваивает.  Употребление пословиц, поговорок, тех или иных образных выражений естественно в языке взрослых; к месту сказанные  при тех или иных обстоятельствах жизни ре­бенка, они будут служить свою службу. Нужно только всемерно остерегаться искусственности, что неизбежно произойдет, если употреблять их будут нарочито, лишь для придания речи «краси­вости». Плохо, если будут зара­нее «планировать» употребление пословиц, поговорок. Народные выражения живы только тогда, когда сказаны ко времени и к месту. От детей ни в коем случае не следует добиваться, чтобы они пользовались этими выражениями или, ещё хуже, заучивали их. Хорошо, если дети в речи взрослого улавливают юмор, понимают и назидание в пословице. Если в детской речи изредка промельк­нёт поговорка или отдельное выражение, взятое из сказки или из речи воспитателя, это и будет наградой за труды, но специально вызывать ребёнка на это не следует.

Научите ребенка объяснять пословицы и поговорки своими словами. Процесс будет полезным, поскольку развивает абстрактное и образное мышление. Кроме того, он окажется веселым. Ваш ребенок наверняка удивит вас своими нестандартными вариантами умозаключений.

 

Список использованной литературы

 

  1. речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. за­ведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 400c.
  2. речи детей: Учеб. пособие для студен­тов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психоло­гия».— 2-е изд.— М.: Просвещение, 1981.—255 с.
  3. речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексе­ева, В.И. Яшина. — М.: Издательский центр «Акаде­мия», 1999. – С.170-173.
  4. речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речидетей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексе­ева, В.И. Яшина. — М.: Издательский центр «Акаде­мия», 1999. – С.139-144.
  5. речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение,   

       1966. – 175с.

  1. речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.
  2. речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексе­ева, В.И. Яшина. — М.: Издательский центр «Акаде­мия», 1999. – С.189-191.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: