a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Цикл занятий для развития опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Автор: Русских Оксана Анатольевна Опубликовано: 2016-06-19 18:13:35

Документы для скачивания

Цикл занятий для развития опытно- экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Разработан: Русских О. А. Направления экспериментальной деятельности: Экспериментирование с песком и глиной Экспериментирование с водой Экспериментирование с воздухом Наблюдения за жизнью растений Человек Экспериментирование с предметами 1. Экспериментирование с песком и глиной Занятие №1. Тема: Песок, глина- наши помощники Цель: закрепить свойства песка и глины. Материал: песок, глина. Оборудование: листы бумаги песочные часы( 1минута, 5 минут) . Ход занятия: Дети берут песок и высыпают его на бумагу. Восп- ль: Легко ли сыпется песок? ( ответы детей) . Затем высыпают глину на бумагу. - Что легче делать? ( легче насыпать песок) . - Песок сыпучий, его движение напоминает движение воды. А глина сыплется комочками. - Может ли песок определить, сколько времени прошло? Демонстрация песочных часов( дети наблюдают, как пересыпается песок, засекая время) . - Можно ли сделать глиняные часы? Почему нельзя? Дети называют сходства и различия песка и глины. Песок сыплется, а глина нет. Занятие №2 Тема: Песок может двигаться. Цель: узнать, может ли песок двигаться. Материал: песок, глина. Оборудование: поднос Ход занятия: На подносе насыпан песок. Дети рассматривают форму песчинок через лупу. - Какой формы песчинки? ( разной) . А в пустыне песок имеет форму ромба. Дети пересыпают песок из од ной ладони в другую, акцентируя внимание на свойство песка- сыпучесть. - Может ли песок двигаться? ( предположения детей) . Опыт: сухой песок выпускают струйкой так, чтобы он попадал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом, возникают сплавы. Следовательно, песок может двигаться. Экспериментирование с водой Занятие №1. Тема: Бережём воду Цель: показать способ очистки воды с помощью фильтра, учить детей беречь воду. Материал: вода Оборудование: два стакана с грязной водой, один- с чистой водой, фильтр из воронки и ваты. Ход занятия: Демонстрация грязной воды. - Ребята, вы сможете выпить такую воду? - Что нужно сделать, чтобы вода стала чистой? Детям предлагается два дома: жители первого дома берегут воду, тщательно закрывают краны( показываем стаканчик, где 30 мл грязной воды) . А жители другого дома не берегут воду, чистая вода у них льется напрасно( другой стаканчик, где столько же грязной воды) . Воспитатель во второй стаканчик доливает 50 мл чистой воды. Обратить внимание детей на то, что чистая вода, перелитая в стакан с грязной водой, тоже стала грязной. - Ребята, давайте очистим воду в этих домах. Дети фильтруют воду. Итак, грязную воду можно вернуть к использованию с помощью фильтра. Необходимо беречь воду. Занятие № 2 Тема: Окрашивание воды. Цель: выявление свойств воды. Материал: вода( холодная и теплая) , ароматизированный краситель. Оборудование: палочки для размешивания, мерные стаканчики, ёмкость. Ход занятия: Дети рассматривают в воде предметы. - Ребята, почему предметы хорошо видны в воде? ( вода прозрачная) . - А что будет, если в воду поместить рисунок, написанный красками? ( ответы детей) . Дети опускают рисунок в воду. - Что произошло? ( вода изменила цвет) . - А как ещё можно окрасить воду? ( добавить краситель) . Ребята, как вы думаете, в какой воде краска быстрее растворится: в холодной или теплой? ( ответы детей) . Дети проводят опыт: добавляют краситель в разную воду. Рассказывают, что получилось. Затем добавляют разные цвета в воду и наблюдают, как окрашивается вода. Результаты опытов зарисовывают. - Итак, вода прозрачна, но может менять свою окраску, чем теплее вода, тем быстрее растворяются краски. Экспериментирование с воздухом Занятие №1 Тема: Реактивный шарик. Цель: выявить свойство воздуха( упругость) , понять, как может использоваться сила воздуха( движение) . Оборудование: воздушные шары. Ход занятия: - Ребята, давайте проведём эксперимент с воздушным шариком: посмотрим, как он будет лететь, если развязать нитку, которая удерживает в нём воздух. Дети надувают воздушные шарики, отпускают их, обращают внимание на длительность полёта. - Итак, чтобы шарик дольше летел, его надо больше надуть. Воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет шарик двигаться в противоположную сторону. Занятие №2 Тема: Соломенный буравчик. Цель: выявить, что воздух обладает упругостью Материал: сырые картофелины Оборудование: по две соломинки для коктейля. Ход занятия: - Ребята, подумайте, можно ли соломинкой проткнуть картофелину? ( ответы) . - Давайте попробуем. Дети берут соломинку за верхнюю часть, не закрывая при этом верхнего отверстия пальцем, затем с высоты 10 см, резко втыкают её в картофелину. - Что случилось с соломинкой? ( она не воткнулась, согнулась) . - А теперь давайте возьмём вторую соломинку, только теперь верхнее отверстие закроем пальцем. И также воткнём в картофелину. - Что произошло с соломинкой? ( она воткнулась) . - Итак, в первом опыте, воздух свободно выходил из соломинки и она гнулась, а во втором –воздух не мог выйти из соломинки, т. к. отверстие было закрыто и соломинка не согнулась. Наблюдения за жизнью растений Занятие №1 Тема: Упрямое растение. Цель: уточнить, как свет влияет на рост комнатных растений, развивать наблюдательность. Материал: комнатное растение Оборудование: карандаши, бумага Ход занятия: - Ребята, давайте проведём эксперимент с комнатным растением, узнаем, дружит ли он со светом. Одно растение дети ставят на окно. Через несколько дней дети смотрят, что произошло со стволом и листьями( они развернулись к солнцу) . Другое такое же растение в горшке кладут набок и оставляют в таком положении три дня. - Дети, как вы думаете, что произойдёт? ( ствол будет подниматься всё равно вверх) . - А теперь давайте поставим растение на несколько дней в тёмное место. Что произойдёт? ( листья начнут вянуть, ствол потеряет упругость) . Дети зарисовывают результаты. - Итак, всем живым существам нужен свет, в какое бы положение мы не поставили растение, оно всегда будет поворачиваться к свету. Занятие №2 Тема: Почему цветы осенью вянут. Цель: установить зависимость роста растений от температуры и влаги. Материал: горшок с растением. Оборудование: стеклянная трубка, вставленная в резиновую трубку длинной 3 см, соответствующая диаметру стебля растения, прозрачная ёмкость. Ход занятия: Дети набирают теплую воду. Поливают оставшийся от стебля пенёк, на который предварительно надевают резиновую трубку с вставленной в неё стеклянной трубкой. Дети наблюдают за стеканием воды из стеклянной трубки. - Ребята, что произойдёт, если воду охладить? Охлаждают воду с помощью снега. - Давайте измерим температуру( стала холоднее) . Поливают растение, но вода в трубку не поступает. - Итак, осенью цветы вянут, хотя воды много. Потому что корешки не переносят холодной воды. Занятие № 3 Тема: Цветок меняет цвет. Цель: показать, как подкрашенная вода меняет цвет цветка. Оборудование: вода, краска, цветок. Ход занятия: - Ребята, а давайте сегодня поэкспериментируем. У нас есть цветок. Как вы думаете, может ли он изменить свой цвет? ( ответы детей) . - Сейчас мы возьмём любую краску, добавим её в воду. Теперь ставим наш цветок в подкрашенную воду. Понаблюдаем, что получится. - Посмо трите, наш цветок изменил цвет. Оказывается стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом. Человек Занятие № 1 Тема: Вкусовые зоны языка. Цель: определить вкусовые зоны языка, доказать необходимость слюны для ощущения вкуса. Материал: сахар, соль, горчица, лимон, вода. Оборудование: зеркала, 4 блюдца, деревянные палочки( с ваткой на конце) , стаканы( для смачивания палочек) по количеству детей. Ход занятия: - Ребята, сегодня мы с вами проведем опыт: смочите палочку в воде, обмакните в содержимое блюдца и приложите палочку поочередно к средней части языка, к основанию, к боковым частям, к кончику языка. - Как вы думаете, влажный или сухой язык лучше ощущает вкус продуктов? ( ответы) . А сейчас вы превратитесь в дегустаторов, будете пробовать на вкус из каждого блюдца. Узнаете, где «сладкий домик», где «солёный» и т. п. - А теперь подумайте и скажите, какая часть языка какой вкус лучше воспринимает. - Подумайте, как лучше класть на я зык горькую таблетку и почему? ( нельзя класть ближе к корню языка, там вкус ощущается больше всего) . Аналогично можно предложить детям попробовать продукты, предварительно осушив язык салфеткой. - Вывод: сухой язык вкус не ощущает. Занятие №2 Тема: Значение расположения ушей. Цель: определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека. Ход занятия: Ребенок поворачивается спиной к воспитателю. Воспитатель просить его повторить услышанные слова. Каждое следующее слово воспитатель произносит более тихим голосом. Затем предлагается двум другим детям( слева и справа) позвать друга. Ребёнок угадывает, кто его позвал и с какой стороны. После этого ребенку закрывают одно ухо ваткой и проводят аналогичный эксперимент. Затем повторяют опыт, закрыв ватой другое ухо. Затем ребенок делится впечатлениями. Дети рисуют голову человека с ушами. Вывод: уши расположены с 2х сторон головы, чтобы слышать с разных сторон. Экспериментирование с предметами Занятие № 1 Тема: Узнай всё о себе, шарик. Цель: познакомить с резиной, её качествами и свойствами, научить устанавливать связь между материалом и способом его употребления. Оборудование: воздушные шары( два надутых, один сдутый) , резиновые перчатки, резинка для волос. Ход занятия: Игра в прятки с мячом. - Ребята, ка вы думаете, утонет ли мяч в воде? ( ответы) . - Давайте посмотрим, какой мяч: мнут мячик в ладонях. Какой он? ( упругий, лёгкий) . А теперь опустим мяч в таз с водой, почему он не тонет? ( мяч плавает, он лёгкий) . Дети погружают мяч на дно таза, немного придерживают его рукой и резко отпускают. - Что произошло с мячиком? ( мяч выскакивает на поверхность воды) . Вывод: Мяч наполнен воздухом, он лёгкий- лёгкие предметы не тонут. Вода выталкивает лёгкие предметы на поверхность. Занятие № 2 Тема: Представления о полюсах магнита. Цель: раскрыть понятие полюсов магнита, определить, какая часть магнита сильнее притягивает металлические предметы. Оборудование: скрепки, магниты Ход занятия: Дети рассматривают магниты, определяют их предназначение. - Ребята, к любому ли месту магнита скрепка притягивается одинаково? - Есть ли у магнита такие места, в которых скрепка лучше или хуже, к нему притягивается и удерживается? - Где располагаются такие места магнита: в середине его или по краям? ( ответы детей) . Вспомнить правило: нельзя брать скрепки в рот! Дети, под руководством воспитателя, проводят эксперимент с магнитами. Оказывается, магнит не везде одинаково действует на скрепку. Те места магнита, в которых он притягивается сильнее всего, называют полюсами. У каждого магнита два полюса, они расположены на концах магнита. Итак, к полюсам магнита предметы притягиваются лучше, чем к его середине. Занятие № 3 Тема: Танцующая фольга. Цель: познакомить детей с электрическими зарядами. Оборудование: блестящие обертки от конфет, шоколада. , расческа. ножницы. Ход занятия: - Дети, хотите превратиться в волшебников? Давайте скажем волшебные слова. И вот- мы волшебники. - Возьмите ножницы и аккуратно разрежьте фантики на узкие длинные полоски. А теперь давайте проведём расческой по волосам, а затем поднесите её вплотную к отрезкам. Вывод: полоски начнут" танцевать" . Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды. Занятие № 4 Тема: Из чего птицы строят гнезда? Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. Материал: Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки. Ход занятия: Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится птице. Какие еще птицы прилетят за ним. Результат составляют из готовых изображений и материалов. Занятие №5 Тема: Солнечная лаборатория. Цель: Показать предметы какого цвета( темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце. Материал: бумага разных цветов светлых и темных оттенков. Ход занятия: Разложить на окне на солнышке листы бумаги разных цветов( среди которых должны быть листы белого и черного цвета) . Пусть они греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой самым холодным? Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого!    

Оставить комментарий: