a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Из опыта работы "Нравственно - патриотическое воспитание через приобщение детей к русской народной культуре"

Автор: Козионова Елена Алексеевна Опубликовано: 2016-06-20 09:04:25

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образованием Кушвинского городского округа Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 54 Общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей Опыт работы Тема: « Нравственно – патриотическое воспитание через приобщение детей к русской народной культуре» Автор: Козионова Елена Алексеевна Должность: воспитатель I квалификационная категория МАДОУ № 54 г. Кушва Патриотическое и гражданское воспитание дошкольников, приобщение детей к отечественной культуре – проблема, которая меня начала волновать несколько лет назад. Необходимость формирования высоких нравственных, морально – психологических и этических качеств, среди которых важное место занимает патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества – все эти вопросы необходимо поднимать уже в дошкольном учреждении. Проблема патриотического и гражданского воспитания становиться одной из самых актуальных. Воспитательные традиции древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского восп итания является патриотизм. Патриотизм- э то прежде всего любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к Земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, историю своих предков, их культуру. Какие пути и средства па триотического воспитания я использовала в работе при решении этой проблемы? 1. Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях. 2. Русские былины как средство воспитания патриотизма( любовь к Родине, непримиримость к врагам и т. д. ) 3. Роль русских народных сказок в процессе формирования любви к Родине, своему народу, природе родного края. 4. Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль. 5. Народные пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве и их использование в работе с детьми. Проанализировав программные задачи образовательной программы «Детство», я разработала свою рабочую программу «Родники» и в ней конкретизировала разделы по этому вопросу. Н аметила следующие приоритеты: 1. Создание атмосферы национального быта. 2. Широкое использование фольклора. 3. Знакомство с народными праздниками. 4. Знакомство с народным искусством. 5. Народная кукла. Поставила цель: « Воспитание патриотических чувств через приобщение детей к истокам русской народной культуры». Определила задачи: * формировать стойкий интерес к национальной культуре; * приобщить детей к русскому народному фольклору, в котором как нигде отражается добро, забота, любовь; * приобщать детей к русским народным играм, которые развивают силу, выносливость, ловкость, смелость; * патриотическое воспитание, через воспитание любви к своей Родине и осознание принадлежности к русскому народу. Задачи реализо выва ла через: 1* творческую организацию непосредственно- образовательной деятельности; * учёт индивидуальных особенностей детей; * максимальное использование детской деятельности; * уважительное отношение к результатам детского творчества. В работе по патриотическому воспитанию использовала следующие методы: * целевые прогулки; * наблюдения; * рассказ; * беседы; * использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций( их рассматривание и обсуждение) * разучивание с детьми русских народных песен, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений; * детское художественное творчество; * привлечение детей к посильному общественно – полезному труду в ближайшем окружении; * поощрения детей за инициативу и стремление самостоятельно порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к экспонатам музея; * мой личный пример. Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, трудом, традициями, отдельными историческими моментами русского народа вызван ы тем, что дошкольникам свойственно наглядно- об разное мышление. Поэтому в 2005 году создала в нашем дошкольном учреждении этнографический музей « Р усская изба». В музее воссоздала обстановку русской избы. Здесь присутствуют предметы народного быта, русские народные костюмы и головные уборы, изделия народных мастеров, народная игрушка. Экспонаты музея натуральные, собранные с помощью сотрудников МДОУ, ветеранов педагогического труда, родителей воспитанников, жителей микрорайона. М узей – не традиционен: экспонаты не располагаются под стеклом. Здесь не только можно, но и нужно всё трогать, рассматривать поближе, использовать в деле, обыгрывать. НОД в музее проводила 2 раза в неделю по подгруппам по 8 – 10 человек, что позволяет создать оптимальный вариант для доверительной атмосферы, даёт возможность концентрировать внимание, облегчает общение детей друг с другом, а детям позволяет делиться личными мыслями и впечатлениями. Всю непосредственно- образовател ьная деятельность детей строила в игровой форме, комплексн о, как многовидовая и включала: рассказ педагога- экскурсовода или ребёнка – экскурсовода, русские народные игры, словесные игры по сюжетам знакомых произведений, театрализации, прослушивание произведений музыкального фольклора и фрагментов классической музыки, продуктивные виды деятельности. Историческое зна чение этнографии рассматривала на НОД во взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего. НОД классифицировала на разные виды. В качестве основных средств, приобщения детей к истокам русской народ ной культуры широко использовала пословицы, поговорки, заклички, считалки, дразнилки, так же словесные игры по сюжетам знакомых произведений. Н. п. « Задай вопрос другу», « Знатоки пословиц», « Ты- мне, я- тебе». Для развития активного словаря детей средства ми словотворчества использовала такие игры как « Ты загадай, а мы отгадаем», « Придумай свою загадку, частушку, небылицу», художественный народный промысел. Б лок «Быт и основные занятия русского народа» включает в себя: знакомство детей с народным земледельческим календарём и с предметами русского быта использовались экспонаты из экспозиции музея « Труд и быт русского народа», через собственный опыт, через деятельность и действия с экспонатами. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе НОД- игры вещи становятся знакомыми, узнаваемыми. Чтобы привлечь внимание к п редмету старого быта, проводила игры «Таинственный предмет», «Потерянный багаж. Чтобы дети легче запомнили название и внешний вид экспоната, проводила дидактические игр ы « Чего не стало? », « Угадай». При проведении т аких игр большое внимание уделяла умению задавать вопросы и описывать предмет. Экспонаты музея помогали детям понять значение давно вышедших из использования предметов быта и их название, таких как кадка, ушат, ухват, коромысло, кочерга. На НОД тематического блока «Русский народный костюм» дети знакомились с народными к остюмами областей России. Узнавали особенности женского и мужского головного убора, их украшение и своеобразие, о символах и оберегах, использовавшихся при шитье косовороток и сарафанов. 2 Для реализации задач НОД блока « Народно- прикладное творчество» музее имеются экспонаты по художест венно- декоративному искусству. Э то вещи, украшенные узорами работы народ ных мастеров: кружева и вышивка, керамические и тканевые изделия, жостовские и тагильские подносы, плетёные изделия, использование которых обогатили представления о мастерстве рук человечес ких, расширя ли кругозор детей, разви вали детское творчество. Дети знакомились с дымковской, филимоновской, семёновской ро списями игрушек, русских прялок, глиняной посуды. Изделия народных промыслов помог а ли понять и почувствовать трудолюбие, мудрость, широту русской души. Дидактические игры « Реставраторы», « Разбитая тарелка», « Собери целое», «Составь узор» помог а ли детям в умении всматриваться в изделие, самостоятельно выбирать краски, располагать рисунок данного вида росписи на своём изделии. Знакомство с народно- п рикладным искусством происходило и на костюмированных ярмарках, посвящённых одному из ремесел. Для каждой ярмарки дети создавали своими руками изделия из глины, солёного теста, цветной бумаги, бросового материала в творческой мастерской «У Данилы – мастера». Блок НОД «Народная кукла» самый любимый у детей. Дети изготовляли кукол из ниток, кукол – скаток, кукол – пеленашек, кукол – ангелов, кукол- зерновушек, кукол- скруток. Тематический блок НОД «Праздники и развлечения» строила, на обычаях и традициях русского народа отмечать народные календарные праздники: Новый год, Рождество, Святки, Масленицу, Пасха. Активно участвуя в обрядах и действах, дети приобща лись к культуре и языку своего народа, к музыке, уважительному отношению к труду. На Рождество дети пели русские народные песни, играли на л ожках и трещотках, переодевались в р яженых, распевали колядки, исполняли русские народные танцы. На Пасху соревновались в силе и ловкости, раскрашивали пасхальные яйца и играли с ними На Масленицу узнавали о тр адиции встречи весны, сжигали « чучела Масленицы», знакомились с рецептом выпекание м « символа» Масленицы – блинов, играли в русски е народные подвижные игры, водили хороводы, угощались блинами, катались в санях на лошади. Блок НОД «Русский самовар и чаепитие на Руси» расширя л представление детей о традициях русского народа пить чай из блюдца, дети узнали о городе Туле и печатных пряниках с затейливыми рисунками и надписями. Играя в русские народные игры, дети узнали о б их многовековой истории и поняли о собенности русских народных игр: любовь русского народа к веселью, удальству. Они разви ва ли у детей силу, выносливость, глазомер, воспитывали характер, волю. Игры вызывали интерес к русской народной культуре, способствовали укреплению здоровья, уважительному отношению друг к другу, обо гаща ли эмоциональную сферу ребёнка. Проводила работу по поддержанию семейных традиций. Дети описывали значимые события жизни своей семьи, рассказывали о своём ближайшем окружении по фотоальбому « Я и моя семья». Передавая экспонат в музей, дети сами рассказывали его легенду. Родители принимали активное участие в подготовке и проведении совместных русских народных праздников, развлечений и ярмарок. При музее открыла кружок «Юный экскурсовод». Дети- экскурсоводы музея проводили экскурсии для детей, родителей, сотрудников детских садов города, ветеранов педагогического труда. В «Книге от з ывов» посетители музея оставляли записи о своих впечатлениях. Дети – экскурсоводы детского сада принимали участие в городских смотрах – кон курсах музеев и были награждены грамотами и памятными призами. Совместно с детьми проводила работу по направлению «Св язь поколений». Дети встречались с ветеранами, которые делились секретами мастерства вышивания, вязания, кулинарии. Ежегодно вместе с моими воспитанниками проводим акции, такие как «Ветеран», «Милосердие», «Неделя добра», «Вдовы», «Суве нир для ветерана», «Дети войны», «Посади дерево с ветераном ВОВ», «Георгиевская лента», «Мы за МИР! ». В мастерской «У Данилы – мастера» они мастерят подарки и сувениры для поздравления ветеранов и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Музей неоднократно награждался почётными грамотами Управ ления образования города Кушва – 2005г. , 2006г. , 2008г. , 2009г. , 2010г. , 2012г. , 2015г. , 2016г. занимал I место в городских смотрах – конкурсах «Лучший кабинет » среди образовательных учреждений города. Моя работа отмечена Грамотами и благодарностями в рамках областного смотра- конкурса «Юные ин теллектуалы Среднего Урала» и Дво рца Молодё жи г. Екатеринбург. Деятельность этнографического музея « Русская изба» МАДОУ № 54 по приобщению детей к истокам русской народной культуры освещалась в городских печатных изданиях и 3 «Педагогическом вестнике », показаны сюжеты по местному телевизионному каналу « Кушвинское телевидение». Я думаю, что работа, проведённая по патриотическому воспитанию, не пройдёт даром. Уже сейчас могу сказать, что дети владеют первоначальными знаниями по истории страны. Я верю, что русская народная культура во всех её проявлениях оставит в душах моих воспитанников неизгладимые впечатления, которые помогут им в будущей жизни ориентироваться на подлинн ые жизненные ценности, что они никогда не будут « Иван ами, не помнящими родства». Я надеюсь, что работа, которую я начала в детском саду, найдёт своё продолжение в школе, и наши дети вырастут патриотами своей страны, будут любить и беречь свою Родину. Список литературы: 1. Бударина Т. А. , Куприна Л. С. Знакомство детей с русским народным творчеством. Детство- Пресс 2000 2. Ботякова О. Л. Солнечный круг Детство- Пресс 2002 3. Баранов Д. А. Русская изба Искусство 1999 4. Дайн Г. Л. Детский народный календарь Детская литература 2001 5. Князева О. Л. , Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры Детство- Пресс 1998 6. Куприянова Л. Л. Русский фольклор С- Петербург 2008 7. Лаврентьева Л. С. Культура русского народа Паритет 2007 8. Соколова Л. В. , Некрылова А. Ф. Воспитание ребёнка в русских тра дициях ОЛМА- ПРЕСС 2009 9. Терещенко А. В. Быт русского народа Русская книга 2010 10. Тихонова М. В. Традиции русского дома ОЛМА- ПРЕСС 2010 11. Шангина И. И. Русский народ С- Петербург 2007 4

Оставить комментарий: