a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Технологическая карта урока литературы по теме "Волк на псарне"

Автор: Демельханова Заира Увайсовна Опубликовано: 2016-06-28 15:59:41

Документы для скачивания

5 класс литература Тема: И. А. Крылов, басня «Волк на псарне» Имя урока: «Родина – мать, умей за неё постоять» Тип урока: формирование новых знаний Вид деятельности: индивидуальная работа, работа в парах Планируемые результаты: Предметные: Метапредметные: Личностные: - познакомятся с басней «Волк на псарне», её исторической основой- узнают об особенностях басни; - научатся характеризовать героев басни, находить тропы и объяснять их значение. Регулятивные научатся понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение; - поймут, в чем мораль басни; - будут гордиться своей страной; - осознают ценность мира и спокойствия. коммуникативные Разовьется умения вести диалог, полилог; познавательные Научатся находить необходимую информацию в различных и сточниках, выделять главное в тексте. Межпредметные связи: русский язык, история Ресурсы урока: учебник, слайдовая презентация, фонохрестоматия к басне, кейс ы, листочки с критериями для самооценивания. Ход урока Орг. момент Проверка д/ з Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся Актуализация необходимых знаний       Слово учителя        Сег одня мы будем разбирать произведение писателя, с которым вы познакомились в начальной школе. Но сначала проведём артикуля ционную разминку( цель- «разогреть» мышцы языка, губ для улучшения работы речевых органов) ( С лайд) . Произведение, которое мы будем сегодня изучать, относится к  очень древнему литературному жанр у. Оди н из основоположников этого жанра  — Эзоп — жил в Древней Греции в VI веке до нашей эры( С лайд) . Эзоп был рабом и не мог открыто выражать своё мнение. Он написал более 400 произведений, главными персонажами которых являлись животные. По его имени названа иносказательная манера выражения мыслей – эзопов язык. В русской литературе есть широко известный и любимый всеми продолжатель этого жанра. Его труды служили и служат великим задачам нравственного воспитания. Они славят общественно полезный труд, воспитывают скромность и другие свойства подлинно человеческого поведения. И в основном эти произведения написаны в стихотворной форме. Как вы думаете, о чем идет речь? Вы догадались, что мы сегодня будем изучать? Молодцы. Давайте теперь п остара емся сформулировать тему урока и его цели.  -   А ч то вы знаете о баснях? - Какие крылатые выражения из басен вы помните?       Проводится артразминка( необходимо чётко проговаривать выделенные буквы) С олнышко с очно с ветит( с) В етер в олнительно в еет( в) Р учей жу р чит, иг р ая( р) Дру з ей к себе з а з ывая. ( з) С оловей с вистит в с аду( с) Я к нему п опеть п риду( п) Ответы детей. Басня  — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл. ) Крылатые выражения из басен: « У сильного всегда бессильный виноват», « А Васька слушает да ест… », - Как вы понимаете словосочетание « аллегорический смысл »? - Приведите примеры аллегории. - С какими животными ассоциируется хитрость или трусость? Аллегория  — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты)        Примеры аллегории- волк  — злой человек, лиса — хитрый человек( ученики продолжат этот ряд) . - Какова композиция басни? ( В басне всегда есть нравоучительный вывод( мораль басни) , он может находиться как в начале произведения, так и в конце) Мотивация познавательной деятельности   1)       - Сейчас мы будем вспоминать н азвания басен, которые вы изучили в начальных классах. Вы все чудесные, умные дети, и я уверена, что сможете вспомнить не только названия басен, но и их главных персонажей. ( Слайдовая презентация- отгадай, о какой басне идет речь)      - Какие из них вам понравились, а какие – нет? Почему? Отгадывают названия басен, выделяют главных персонажей 2) А теперь мы слегка окунемся в историю. 1812 год – что означает эта дата? ( С вязь с историей; необходима предварительная подготовка учащихся, потому что в 5 классе изучается только история древнего мира) . Какие произведения, и каких авторов, связа нные с этими событиям вы читали?    В 1812 году началась Отечественная война против французского нашествия. Она закончилась в 1813 году победой России. М. Ю. Лермонтов- стихотворение «Бородино» Организация познавательной деятельности Молодцы! Какие же вы у меня сообразительные! Многие басни И. А. Крылова тоже написаны по какому- нибудь конкретному поводу.       В басне, которую мы сегодня будем изучать, достаточно точно отражены события Отечественной войны 1812 г. - Прочитайте басню. - Коротко перескажите, из- за че го поднялся переполох на псарне. Читают басню. Сжато пересказывают. - Басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Русские войска возглавлял великий русский полководец М. И. Кутузов. Ф ранцузской армией командовал император Франции Наполеон Бонапарт. ( С лайд) - Каким образом сюжет басни связан с событиями Отечественной войны 1812 года? ( Слайд) - Как вы думаете, кто в басне показан Волком, а кто Ловчиим? Запишите. Теперь сверим с правильным ответом. ( С лайд) - Охарактеризуйте каждого коротко. Волк — это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле. Ловчий в басне — это Кутузов. Дают характеристику Волку и Ловчему- Как перекликаются строчки басни И. А. Крылова с реальными событиями войны 1812 года- «Волк ночью, думая залезть в овчарню,  / /  Попал на псарню»,  «В минуту псарня стала адом. . . »,  «Огня!  — кричат,  — огня! »,  . «Друзья! К чему весь этот шум?  / /  Я, ваш старинный сват и кум. . . » Строчка: «Волк ночью, думая залезть в овчарню,  / /  Поп ал на псарню» — подсказывает, что Наполеон без труда завоевал все крупные государства Европы, как волк легко хватает безобидных овец. Он думал, что завоевать Россию будет так же легко. Но он ошибся: «В минуту псарня стала адом. . . » — пишет Крылов. На борьбу с захватчиками поднялся весь народ, с отрядами Наполеона сражалась и армия, и партизанские отряды из крестьян. Фразу: «Огня!  — кричат,  — огня! » — можно понимать как иносказание о пожаре в Москве.       Из Москвы Наполеон послал в Санкт- Петербург, который тогда был столицей Российской империи, письмо к императору Александру I с просьбой о мире. «Друзья! К чему весь этот шум?  / /  Я, ваш старинный сват и кум. . . »- Что ответил Ловчий? Прокомментируйте. - Давайте теперь п ослушаем актёрское чтение басни( фонохрестоматия) - Попробуйте прочитать «речь» Волка, стараясь передать скрытое в ней притворство.         Комментируют слова Ловчего. Слушают аудиозапись Читают слов а Волка.   - А сейчас совершим неб ольшую «прогулку» в грамматику. Скажите, о билие каких частей речи особенно заметно в басне? Какую роль они играют в речи? ( С вязь с русским языком) - Подчеркните устаревшие слова, значение которых вам не понятно. - Подберите синонимы к глаголам «попал», «рвутся», «пустился» В произведении особенно много глаголов. Глаголы придают живость и выразительность басне, передают яркую, живописную картину общей тревоги на псарне. Оказался, очутился, стремятся, пытаются, начал.  - Что же является моралью басни? - Какие средства художественной выразител ьности использует автор в басне? Назовите и дайте им определение. - Определите тему и идею басни. Моралью басни является: А) утверждение справедливости борьбы с любыми захватчиками; Б) осуждение глупости и тщеславия; В) расплата за плохие де я ния Эпитеты, метафора, олицетворение. ТЕМА: Н ападение на чужую территорию и его достойный отпор. ИДЕЯ: Учит, как надо поступать с врагами « С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой» Проверка понимания изученного- Давайте, пройдем тест по нашей басне, посмотрим, все ли вам понятно. ( Слайды) Практическая работа в парах. - Я для вас разработала кейсы в двух вариантах. Выполните, пожалуйста, задания и сделайте взаимопроверку. Обращайте внимание на иллюстрации. Постарайтесь писать правильно, без ошибок. Ведь вам ну жно вложить их в свои портфолио. Р абота с кейсами( приложение 1, 2) . Взаимопроверка. Рефлексия( творческая форма) : - Спасибо вам, хорошие мои, за вашу активную работу. Мне было очень приятно провести с вами урок. Теперь предлагаю коротко обобщить изученное на уроке. Попробуем сдел ать это в форме синквейна. В спомните, пожалуйста, а что такое « синквейн »? Синквейн  – это стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему c инквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного( ассоциация с первым словом) . 1- й вариант: Агрессор Злобный, коварный Воюет, обманывает, проигрывает В басне заключена мораль. Расплата 2- й вариант: Басня нравоучительная, иносказательная рассказывает, учит, показывает Родину свою нужно любить Патриотизм Патриотизм- А теперь, оцените свою работу, которую вы провели сегодня на уроке. Учащиеся проводят самооценивание по критериям. Домашнее задание 1) обязательное: 2) по выбору: Найти значение подчеркнутых слов, обратившись к дополните льным источникам информации( интернету, словарям) 1. Преобразовать басню в презентацию; 2. Выполнить задания на с. 62- 63; 3. Подготовить выразительное чтение басни наизусть; 4. Выписать эпитеты, метафоры, нарисовать иллюстрацию к басне. Самоанализ Достижения Сложности Предложения Приложение 1 23 сентября посол Наполеона граф Лористон прибыл в ставку Кутузова с предложе нием мирных переговоров, чтобы, как он сказал, «положить предел несогласия между двумя великими народами». Кутузов наотрез отказалс я вступать в переговоры о мире: «Меня проклянет потомство, если признают первым виновником какого бы то ни было примирения» 21088351168404070985114935- Какими соображениями руководствовался Наполеон, предлагая мир Кутузову? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ - Что Кутузов имел в виду, отказываясь начать мирные переговоры? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Мораль басни «Волк на псарне» заключается в том, что всякий захватчик, посягнувший на чужую землю, напоминает героя басни Крылова. Автор утверждает необходимость и справедливость борьбы с коварным врагом. 72237601193800- Как вы думаете, имеет ли мораль басни значение и для нашего времени? Почему? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Приложение 2 Басни содержат нравоучительный, аллегорический смысл. Автор обличает в них пороки людей, призывает к нравственности и человечности. Опираясь на содержание басни, ответьте на следующие вопросы: - Какими качествами наделяет Крылов Волка? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ - Как ведет себя Волк, когда его застали на месте преступления? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 6747510650240- А что меняется в поведении Волка, когда он понимает, что выбраться ему будет невозможно без потерь? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ - Ловчий … К аков он? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ - Как бы вы поступили на месте Ловчего? Отпустили бы Волка? Почему? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Критерии для самооценивания уч- ся 5 класса. Критерии Баллы 1 Определение темы и цели урока 0- 2 2 Выполнение домашнего задания 0- 2 3 Ответы на вопросы учителя 0- 2 4 Вопросы учителю по изучаемому материалу 0- 3 5 Самостоятельность в выполнении заданий 0- 2 6 Выделение главно го в изучаемой теме 0- 3 7 Внимательность 0- 2 8 Оригинальность, творчество 0- 3 9 Активность, дисциплинированность 0- 2 10 О боб щение изученного на уроке 0- 3

Оставить комментарий: