a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Опубликовано: 2016-07-01 17:07:47

Документы для скачивания

Консультация для педагогов Н а тему: «Моделирование развивающей предметно- пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования» Развитие ребенка- дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребенка создается специальная педагогическая среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои жизненные функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания. Развивающая предметно- пространственная среда  в дошкольной образовательной организации( в группе) предоставляет каждому ребенку равные возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть  развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательной организации, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности( например, стихийность при отборе пособий, непродуманность, нерациональная организация, жесткость зонирования среды, нарушение эстетической гармонии) . Дошкольные образовательные организации( или группы для детей старшего дошкольного возраста при других культурно- образовательных учреждениях) располагают разными возможностями для организации предметно- пространственной среды. Это и характер самих помещений( разные типовые здания детских садов или приспособленные помещения) , их площадь, комплектующее оборудование, материалы. Группы различаются и по составу детей: их количеству, уровню развития, преобладания мальчиков или девочек, интересы которых должны быть учтены. В соответствии с ФГОС дошкольного образования основная общеобразовательная программа дошкольной организации строится с учетом  принципа интеграции образовательных областей,   согласуясь с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение же программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Таким образом, организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС должна строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную активность детей. Нельзя сказать, что требования к предметно- пространственной среде ДОО не разрабатывались ранее. Напротив, эти требования есть, но проблемная ситуация как раз и заключается в том, что они исходят из разных «ведомств» и противоречат друг другу. Эти требования принадлежать разным позиционерам, представления которых о предметно- пространственной среде образовательных организаций значительно расходятся. Адресатом всех этих противоречивых требований являются педагоги- практики. На сегодняшний день существуют  три группы  таких требований. Первая группа  –  требования управленческих структур  к организации развивающей предметно- пространственной среды ДОО. Они исходят из сложившейся педагогической традиции, определенной многодесятилетним существованием единой образовательной программы, как для школьной, так и для дошкольной ступени образования. Эти требования зачастую идут вразрез с изменившимися представлениями об оптимальной организации образовательного процесса. Требования управленцев сводятся, в основном, к художественному оформлению среды( интерьера) . Что касается самой организации предметно- пространственной среды, то здесь, по умолчанию, используется традиционное зонирование пространства( класс/ кабинеты и рекреации – в школе, уголки или зоны по видам деятельности или обучающих занятий – в детском саду) . Множество методических рекомендаций направлено на демонстрацию частных примеров – как оформить ту или иную пространственную зону. Целостная модель образовательного пространства, как правило, не обсуждается( видимо, считается, что она известна и понятна всем) . Вторая группа требований  –  психологические концептуальные требования ученых- исследователей  к организации развивающей предметно- пространственной среды, исходящие из общих возрастно- психологических тенденций развития и учитывающие современной движение к гуманизации образовательного процесса. Эти требования не соотносятся с наличным «субстратом» образовательных организаций, то есть предполагают материальную базу( здания и оборудование) , которая еще не существует в действительности, и в этом смысле являются довольно утопичными( невозможно реализовать их в массовой практике не только сейчас, но и в ближайшие десятилетия) . Требования, идущие от исследователей, обычно имеют вид некоторого свода принципов построения развивающей предметно- пространственной среды, включающего такие принципы, как соответствие возрасту, обеспечение  активности субъекта, обеспечение эмоциональной и функциональной комфортности, мобильности, вариативности, зонирования и т. д. Обычно эти принципы построения представлены рядоположно, не иерархизированы. Работы, в которых выдвигаются такого рода принципиальные принципы, очень абстрактны и не выступают руководством для конкретного проектирования среды( не могут быть переведены в сферу непосредственного применения) . Педагоги- практики обычно ориентируются на устоявшуюся традицию в организации предметно- пространственной среды, которую задают им администраторы и управленцы. Предметно- пространственную среду педагоги воспринимают как готовую, проектированную  до них.   Работа с пространством представляется как бы вне компетенции воспитателя. Он может позволить себе заниматься  лишь мелкими усовершенствованиями и не посягает на большее, или ему не позволяет большего администрация детского сада. Для воспитателей открыт лишь очень узкий аспе кт изменения предметной среды   художественно- оформительский.  Абстрактные же психологические принципы, предлагаемые теоретиками, никак не связываются в сознании педагогов- практиков с реальным пространством образовательной организации, где царят другие «законы». Эти «Законы» связаны с  третьей группой требований  к предметно- пространственной среде. Они представлены в нормативном документе, носящем имя  «Санитарные правила и нормы» для дошкольных образовательных учреждений  ( далее СанПиН) , которые во многом противоречат современным теоретическим представлениям о целесообразных формах и содержании образовательного процесса. Дело в том, что притязания СанПиН выходят далеко за рамки санитарно- гигиенических требований и совершенно необоснованно вторгаются в сферу организации самого образовательного процесса, диктуя, какую подбирать мебель, как ее расставлять, как и какие занятия проводить с детьми и т. п. СанПиН претендует на то, чтобы выступать единым «законным» проектировщиком предметно- пространственной среды, требуя ее жесткой унификации и образовательных организациях в соответствии с нормативами. Между тем авторы СанПиНа( гигиенисты и физиологи) отстали от реалий педагогической жизни, по крайней мере, лет на двадцать. Их представления об образовательном процессе весьма архаичны: это  единая  образовательная программа и образовательная среда для всех. Так как вся мировая педагогики( и отечественная в том числе) в последние двадцать лет движется в сторону вариативности форм и содержания образовательного процесса на всех ступенях развития образования. Архаичный СанПиН является в настоящее время не только барьером к инновациям в образовании, но и резко ограничивает возможности проектирования предметно- пространственной среды в соответствии с формой и содержанием образовательного процесса, реализуемого в конкретной дошкольной образовательной организации. Эти нормативные барьеры сказываются не только на деятельности педагогов- практиков, которые не могут создать конкретную среду под образовательные задачи, но и на деятельности профессиональных проектировщиков образовательных пространств – архитекторов и дизайнеров. В результате складывается совершенно неприемлемое положение дел. Проектировщики- профессионалы( архитекторы и дизайнеры) ориентируются на архаичный СанПиН( как незыблемый «закон») , основывая будущие проекты на устаревших, не соответствующих современному образовательному процессу представлениях о предметно- пространственной среде в образовании. Педагоги- практики не рискуют «подстраивать» среду под конкретный образовательный процесс, так как не хотят нарушать «закон», выступающий в виде предписаний СанПиНа или «живут двойной жизнью»: организуют среду, исходя из педагогической целесообразности, а к проверке – подстраиваются под СанПиН. Получается, что в конечном итоге диктуют и устанавливают правила игры как для профессионалов- проектировщиков, так и для педагогов- практиков некомпетентные в современных тенденциях в образовании авторы СанПиНа. Таким образом, можно зафиксировать два противоречия( разрыва) в положении дел, касающихся проектирования предметно- пространственной среды в дошкольном образовании. Первое противоречие  – между нормативными требованиями к предметно- пространственной среде дошкольных образовательных организаций в виде устаревшего по сути СанПиНа и педагогической целесообразностью, как она понимается в современной науке. Второе противоречие  – между абстрактными психологическими концепциями развивающей предметно- пространственной среды и реальными возможностями ДОО. Каким образом можно разрешить эти два противоречия, изменить сложившееся положение дел, мешающее созданию оптимальной современной развивающей предметно- пространственной среды в дошкольной образовательной организации? Прежде всего надо признать, что принципы конструирования предметно- пространственной среды в образовательных организациях должна задавать психолого- педагогическая концепция современного образования. Она должна быть поставлена во главу угла – как верховный «закон» для профессионалов- проектировщиков и педагогов- практиков. Притязания СанПиНа должны быть умерены и введены в рамки «обслуживающих» образовательный процесс рекомендаций( ограничены сферой только санитарно- гигиенических требований) . Исходя из фундаментальных психологических концепций и исследования восприятия предметно- пространственной среды( К. Левин, Дж. Г ибсон, Р. Арнхейм, С. Л. Новоселова, В. А. Петровский и др. ) можно выделить несколько  принципов конструирования развивающей предметно- пространственной среды  в дошкольном образовании. Основным условием или принципом в иерархии требований должен быть  принцип соответствия предметно- пространственной среды форме и содержанию образовательного процесса, который на каждой ступени образования отличается специфичностью и большей или меньшей степенью вариативности. Остальные принципы связаны с реализацией этого основного условия. Принцип полифункциональности среды  – предметно- пространственная среды должна открывать множество возможностей для совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной детской активности, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной. Принцип трансформируемости среды  связан с ее полифункциональностьюь – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства( в отличие от многофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством) . Принцип вариативности  – сообразно характеру современного образовательного процесса должен быть представлен  рамочный( стержневой) проект  предметно- пространственной развивающей среды как прототип для разнообразных конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами- практиками. Эстетический аспект среды должен присутствовать не как статичное внешнее оформление( единый стилевой интерьер, а как момент «красоты», открывающийся субъекту, в основном при изменении, трансформации привычной среды или в ансамбле разностильных вещей) . В связи с этим, большой практический интерес представляет предложенная Н. А. Коротковой и Т. Н. Доронов ой, рамочная конструкция среды группового образовательного пространства, которая взаимосвязана с общей моделью образовательного процесса, адекватного дошкольному возрасту. Данная модель включает  две структурные составляющие: развивающие занятия в форме непринужденной партнерской деятельности взрослого с детьми; свободную самостоятельную деятельность детей. Содержательной базой образовательного процесса должны быть созвучные дошкольнику  основные виды деятельности  или  культурные практики,   которые вносит в его жизнь партнер- взрослый и которые затем реализуются в свободной деятельности ребенка – индивидуально или совместно с другими детьми.   К этим основным культурным практикам, через которые ребенок входит в мир культуры авторы относят следующие: игровая деятельность: продуктивная деятельность: познавательно- исследовательская деятельность; чтение художественной литературы;  коммуникативная деятельность. Все эти культурные практики должны иметь подкрепление в развивающей предметно- пространственной среде ДОО. В целом в настоящее время принципы подбора развивающего материала обозначены, имеются рекомендации по примерному предметному обеспечению игровой, продуктивной и познавательно- исследовательской деятельности в разных группах детского сада[ 3, 4] . Традиционное стабильное зонирование по конкретным видам материалов, с отдельной доминирующей учебной зоной, то есть многофункциональное дробление пространства, не годится, так как помимо того, что в групповом помещении  недостаточно для этого места отсутствует однозначное соответствие между видом культурной практики и материалом. Многие материалы многофункциональны – они могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности. На взгляд авторов, пространство группового помещения должно быть разделено на три части: Р абоч ий центр   – включает легкие столы( на двоих) , соединяющиеся в общий стол, или большой стол трансформер; передвижную двустороннюю доску( на колесиках) ; на стеллажах, открытых полках шкафов, легких столах – изобразительные, бросовые материалы настольные конструкторы – для продуктивной деятельности; объекты для экспериментирования( в том числе песок- вода) , образно- символические и нормативно- знаковые материалы – для познавательно- исследовательской деятельности; Активный центр   – связана с активным движением, возведением крупных игровых построек и включает небольшой, легко перемещающийся ковер; на стеллажах и легких столах игрушки разных сюжетно- образующих типов, в том числе напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты – для сюжетной игры; крупные напольные конструкторы – для продуктивной деятельности; Спокойный центр –  включает небольшой ковер, легкие банкетки или диван- трансформер, один- два легких столика; на стеллажах, открытых полках шкафов, легких столах – подборка художественных текстов по возрасту, с хорошими иллюстрациями – для чтения художественной литературы; книги познавательного характера, тематические альбомы, словари, атласы, образно- символические и нормативно- знаковые материалы – для познавательно- исследовательской деятельности; настольные игры с правилами, наборы для сюжетной режиссерской игры – для игровой деятельности. На подвижных границах между центрами: между спокойными и активн ыми центра ми  – крупные универсальные, легко перемещаемые игровые маркеры пространства, разнообразные ширмы( до 50 см высотой) , объемные напольные модули; между активными и рабоч ими центрами  -  перемещаемые стеллажи с легким оборудованием для подвижных игр с правилами, объемные напольные модули; между спокойн ыми и рабоч ими цетрами –  перемещаемые стеллажи с настольными играми и правилами, материалами для познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности. При этом все части группового пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны область возможностью изменяться по объему – сжиматься или расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы, чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Для детей все центры должны быть семантически обозначены. Семантическими( смысловыми) маркерами- метками могут быть хранящиеся на границах зон материалы для разного рода активности. Размещение материалов должно быть функциональным, а не витринным: надо, чтобы ребенку было удобно их взять, перенести с место на место( не рассыпая по дороге, не мешая играющим рядом детям и т. п. ) . Материалы следует хранить в удобных и практичных емкостях( пластиковых, картонных, деревянных коробках, корзинах и т. п. ) с яркими метками – значками, облегчающими выбор.  При формировании развивающей предметно- пространственной среды очень важно учитывать  принципы ее построения,   рекомендованные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Принцип дистанции позиции при взаимодействии. Он ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность дает соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уровнять пространственные позиции ребенка и взрослого. Здесь уместно использование разновысокой мебели( горки, подиумы, уголки) . Принцип активности  предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может легко изменяться и трансформироваться. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Для организации совместной деятельности обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно- поисковой работы – магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.   Принцип стабильности- динамичности  ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроениями и возможностями детей. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности. В них должны быть: сборно- разборная мебель; игрушечная мебель; емкости для хранения игрушек; игрушки; мягкие плоскости, подиумы для отдыха. Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон( например, мягкая мебель, как часть игровой) . Следует предусмотреть: использование игрового спортивного оборудования; использование игровых столов сложной конфигурации; мебель- трансформер; использование вертикальных разделителей; кукольный театр; костюмерную; игрушки- заменители. Принцип комплексирования и гибкого зонирования  реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Игровые тематические зоны или центры, секторы( общения, сюжетно- ролевых игр, строительно- конструктивных игр, театральной, изобразительного искусства, развития сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный) позволяют детям объединяться подгруппами по общим интересам, месту отдыха, месту уединения. Важно иметь большое количество «подручных» материалов( веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек) , которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы также различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно- печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а также материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников – старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов.   Здесь важна эстетическая организация среды. Не секрет, что основную информацию человек получает с помощью зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды. Гендерный принцип  реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам – с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам требуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Принцип этапности и учета возрастных особенностей ребенка  отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом и ориентируется на зону «ближайшего развития». Для правильной организации  самостоятельной деятельности детей  необходимо создать развивающую предметно- пространственную среду, которая предполагает наличие: игровых зон; зон уединения; современных игрушек; развивающих игр; дидактического и демонстрационного материала; материала для продуктивной деятельности; атрибутики для творческой деятельности; уголков экспериментирования; уголка природы; логопедического уголка; фонотеки, видеотеки; спортивного инвентаря, оборудования и т. д. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы – основной образовательной программы дошкольного образования в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности. Среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому», как ценному самому по себе. Развивающая предметно- пространственная среда должна подбираться с учетом  принципа интеграции образовательных областей,   материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. При наполнении развивающей предметно- пространственной среды крайне важно определить  педагогическую ценность игрушек и игровых материалов. В этом педагогу может помочь Письмо Министерства образования России от 17. 05. 1995 г. № 61/ 19- 12 «О психолого- педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях», согласно которому, наибольшую педагогическую ценность представляют игрушки, обладающие следующими качествами: полифункциональность –  игрушки можно использовать в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др. ; возможность применения игрушки в совместной деятельности –  игрушка должна быть пригодна к использованию группой детей( в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и т. п. ; дидактические качества –  игрушки помогают обучить ребенка конструированию, дать представления о цвете, форме и пр. , могут содержать механизмы программированного контроля, например, некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки; принадлежность к изделиям художественных промыслов   - эти игрушки являются средством художественно- эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят с народным художественным творчеством. В данном документе также указаны  характеристики игрушек, которые могут оказывать отрицательное влияние и поэтому не представляют педагогической ценности. Это игрушки, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия; вызывают проявления жестокости по отношению к персонажам игры( людям и животным) , роли которых выполняют играющие партнеры( сверстник и взрослый) ; вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки( куклы, мишки, зайчики и пр. ) ; провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста. Рынок игрушек, игрового оборудования, дидактических материалов и т. п. достаточно большой, чем обусловлена острая проблема их выбора, соотнесения педагогически целесообразных игрушек с содержанием образовательных областей. Обобщая вышесказанное, можно дать педагогам дошкольных образовательных организаций ряд следующих практических рекомендаций по построению развивающей  предметно- пространственной среды группового помещения  в соответствии с современными требованиями. 1. Требования к организации развивающей предметно- пространственной среды. В каждой возрастной группе должны быть созданы условия: для самостоятельного активного целенаправленного действия во всех видах деятельности( игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и др. ) , которые размещаются  в центрах( зонах) и содержат разнообразные  материалы для  развивающих игр и занятий; для предоставления  права выбора  деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей. Организация и расположение предметов развивающей среды в пространстве групповых помещений должно: быть рационально логичным и удобным для  детей( например, библиотечку, литературный центр или тихие настольно- печатные игры уместно сочетать с уютной  зоной отдыха, где уже есть небольшой столик, пара детских кресел, диванчик, сосредоточены в приятной композиции живые растения, а сама  обстановка располагает к интеллектуальному отдыху) ; отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки. Например, для детей 2- 3 лет это требует освобожденное, достаточно большое пространство, где они смогут удовлетворить свою потребность в активном движении – катании, лазании, играх с крупными двигателями.   В группе для детей 3- 4 лет это будет широко развернутый центр сюжетно- ролевых игр, причем с ярко выраженными функциональными особенностями орудийных атрибутов, у которых что- то будет переключиться, нажиматься, крутиться, и в большом количестве атрибутов, обозначающих внешний знак роли – шлемами, коронами, плащами, сумками, щитами, веерами,  т. к. дети этого возраста стремятся быть похожими на взрослых, приближаться к их возможностям и быть такими же «большими и важными». В средней возрастной группе ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, особенность  уединяться, создавать свой мир игры в укромных уголках, поэтому дети пятого года жизни будут с большим удовольствием использовать созданные вами уютные домики, красивые дворцы, военные крепости и другие сооружения, наполнение разным содержанием и рассчитанные на игру 2- 3 детей; включать не только стационарную, но и мобильную мебель: полуфукциональное игровое оборудование( «открытые» ширмы,  игровые скамейки со множеством отверстий) ; «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящичках будут сосредоточены разнообразные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, платки, «бабушкины» платья, сумки, элементы разных костюмов и прочие детали внешних знаков ролей, которые примеряют на себя дети дошкольного возраста. Все это предоставит детям право изменять пространственную среду, обустраивать свой мир игры с позиций своих детских интересов, а воспитателям – возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки( сказочного города шутов, мастеров, цирка и пр. ) ; расположение мебели, игрового и прочего оборудования в предметной среде должно отвечать требованиям техники безопасности, принципам функционального комфорта, позволять детям свободно перемещаться в пространстве; отвечать санитарно- гигиеническим нормативным требованиям( мебель и прочее оборудование должно быть соразмерно росту ребенка, должен соблюдаться световой режим в центрах изобразительной деятельности, литературном и пр. ) ; физиологии ребенка( игровые поля, центры, зоны важно организовать так, чтобы самим расположением предметно- развивающей среды определялось положение тела ребенка и он мог располагаться в ней, сидя на стульчиках, кубах, на полу, стоя у мольберта, наборного полотна, мишени, на коленях у подиума с разнообразными конструкторами, материалами, макетами и т. п. , ) ; оформление предметно- развивающей среды должно отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активному действию в ней. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха, которое лучше оформить в спальном помещении( подиумы с мягкими подушками, с которыми можно, обнявшись полежать; легкие воздушные беседки из прозрачной ткани или других материалов, в которых будут размещены цветы, диваны, аквариумы, будут предложены детям разные успокаивающие игрушки типа «снегопад в шарике», «плавающие рыбки», картина с «изменяющимся пейзажем». Начиная с трех лет у ребенка в группе должно быть «неприкосновенное» место, где бы он мог  хранить свое личное имущество: «драгоценные» украшения, зеркальце, открытки, «замысловатые» механизмы, болтики, значки, подарки от воспитателей, друзей, принесенные из дома игрушки и пр. II. Требования к содержанию развивающей предметно- пространственной среды. Все центры, игровые зоны, поля должны быть наполнены развивающим содержанием, соответствующим: программным требованиям, задачами воспитания и обучения; возрастным возможностям, связанным с физическим, интеллектуальным, прочим  развитием ребенка. Воспитатель поступит педагогически грамотно, если, например, в центре конструктивной деятельности ручного труда 3- 4 лет в большей мере будет предлагать специально подготовленные материалы, которые не только будут побуждать ребенка ставить цели, но и будут способствовать быстрому достижению результата, и в первую очередь будут использовать готовые объемные формы – разнообразнейшие по величине и форме коробки, пузырьки, баночки и прочие упаковки, а также плоские – прямоугольники, квадраты, круги и т. д. , различные силуэты животных – собачек, лошадок, и пр. предметов – корзиночек, домиков; интересам мальчиков и девочек, не только игровым, но и тем, которые они проявляют в других видах деятельности. Например, детям старшего дошкольного возраста центр ручного труда и конструирования гораздо более привлекателен, если мальчики найдут в нем образцы  изготовления разнообразной техники( межпланетных кораблей, катамаранов, подводных лодок) , крепости, занимательные игры типа «Автомобильные гонки», «Приди первым» и др. , . а девочки – образцы сумочек, украшений, сундучков для их хранения, кукол с гардеробом вещей, предметов быта и пр. В предметно- пространственной среде должны быть созданы условия, способствующие формированию психологических новообразований, которые проявляются у детей в разные годы дошкольного детства. Например, в пять лет у ребенка появляется произвольность психических процессов – восприятия, памяти, внимания, мышления. Поэтому в старшей группе детского сада чрезвычайно важно предложить вниманию детей игры, развивающие различные психические процессы. Содержание предметно- пространственной среды должно периодически обогащаться с ориентацией на: поддержание интереса ребенка к предметно- пространственной среде и на пройденный программный материал: «Этим я уже овладел, но с удовольствием еще раз выполню и порадуюсь успеху»; на индивидуальные возможности детей: «Я способен на большее, вы предоставили мне эту возможность, спасибо»;  на обеспечение зоны «ближайшего развития»: «Это мне пока еще недоступно, но очень хочется разобраться, я попробую»; На неисчерпаемую информативность: «Я хочу ходить в детский сад, меня в нем всегда ждет что- нибудь интересное». Основные принципы построения общения взрослого с детьми. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком. Говорите с ребенком- сначала называя окружающие предметы, позже- действия, затем- признаки и свойства предметов, объясните окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения. Задавайте ребенку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь? ». Всегда внимательно выслушайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ним. Уважайте его интеллектуальный труд. Отыскивайте и приносите любопытные вещи, книги, истории. д елитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение- это всегда не много общение «на вырост». По возможности, много путешествуйте с ребенком. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате». Ходите с ребенком в музеи. Проводите совместные наблюдения и опыты. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.   Рекомендации по созданию развивающей предметно- пространственной среды для детей  2- 3 лет. В это период для познавательного развития ребенка решающие значение имеет богатство окружающей его среды. Желательно, чтобы ребенка окружали: игрушки из различных материалов- дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п. , причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам; большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать их из одной емкости в другую; различные движущиеся игрушки( каталки, заводные, механические- типа богородской игрушки) ; игрушки для отработки сериации( построения упорядоченного ряда по возрастанию или убыванию признака) по размеру- типа пирамидок и матрешек; игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука; самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы( желательно их делать на глазах у детей) . Дети со временем сами примут участие в их изготовлении. Это могут быть: банки из- под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, щепочками, фантиками, песком, скрепками и пуговицами; шуршание «метелки» из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т. п. ; погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т. п. ; ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков из фольги, пуговиц, косточек, ракушек, семечек, орехов, желудей, каштанов; шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород; сосуды с водой разного объема( «ксилофон») ; перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра( «ударные») ; свистки и дудочки из глины и дерева; нитки и резинки, натянутые так, чтобы ребенок мог сам менять силу их натяжения; конструкторы и мозаики; разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета; пластилин и воск; краски и карандаши, фломастеры и мелки и т. п. ; игрушки контрастных размеров; игрушки различной формы, в том числе круглые( мячи, шары) и кубические; емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить- вынуть, открыть- закрыть, выдвинуть- задвинуть. Отличительная особенность возраста- тяга к многократному повторению этих действий. вещи и предметы, с которыми действуют взрослые: кастрюли с крышками, кошельки, сумочки, шкатулки, фотоаппарат, телефон, радиоприемник, часы и т. п. ; книги с большими предметными картинками; ящики, контейнеры с крышками; подушки, ковер; качели, прыгунки. Рекомендации по созданию развивающей предметно- пространственной среды для детей  3- 4 лет. Развивающую среду разумно дополнить следующими предметами: разрезанные плоскостные картинки, кубики с картинками; парные картинки; трехместные матрешки, пирамидки на конусной основе из 5 колец, формы- вкладыши; 2- 3 вида мелкой и крупной мозаики( в том числе геометрической) ; разнообразные некомплектные конструкторы- без образцов изделий; игрушки с разным принципом звукоизвлечения- пианино, арфа или гитара, дудочки, гармошка, маракасы и бубен, трещотка, рубель, колокольчики, ксилофон; оборудование для игр с песком и водой, разнообразные формочки( в том числе пустые упаковки разной формы) , плавающие игрушки, ведерки и лейки; банки разного размера; пособия для развития мелкой моторики рук- шнуровки, застегивающиеся коврики; предметы «взрослого обихода», которые можно разбирать на части, - сломанные часы, фотоаппараты; емкости для хранения мелких предметов- сумочки, кошельки, сундучки, шкатулки и т. п. ; машинки крупные и средние, куклы средней величины с наборами одежды, мебели, посуды; наборы для «профессиональных» игр( типа «Маленький доктор») ; игрушечные животные( натуральной окраски) ; большие и мягкие игрушки и напольные подушки; тканевые мячики; аудиокассеты с записями классической музыки в обработке для детей, детских песенок, танцевальных мелодий, звуков природы; моющиеся книги с хорошей иллюстрацией, изображающие предметы реального окружения ребенка; книги сказок о животных; детская мебель: стол, стульчик. Рекомендации по созданию развивающей предметно- пространственной среды для детей  4- 5 лет. В развивающую предметно- пространственную среду для детей среднего возраста должны входить: различные куклы, комплекты одежды, посуды, мебель; игрушечные редкие животные( окраска должна соответствовать природной) ; костюмы для ряжения; познавательные книги и альбомы, журналы о природе; журналы, содержание которых соответствуют личному интересу ребенка( например, автомашины, мода, интерьеры) ; книжки с рассказами в картинках( серии Н. Радлова, В. Сутеева, В. Чижикова и др. ) ; книги с волшебными сказками; коллекции шишек, ракушек, камешков, пуговиц, винтиков и т. п. , тематические наборы открыток, марок, значков; цифры и буквы( на магнитной доске или пластиковые) , азбука на кубиках; наборы для профессиональных игр( типа «Маленький доктор) ; дидактические игры «Собери пару», «Составь из фигур», «Сложи из палочек», лото «Зоологическое», «Цветы»; игры «Водоем», «Поймай рыбку», колпачки и т. п. ; игровые и учебные телевизионные программы; различные орудия труда; стационарное оборудованное место для продуктивной деятельности- детский стол и стул, правильное освещение( слева) , расположенные для рисования, моделирования, работы с бумагой. Рекомендации по созданию развивающей предметно- пространственной среды для детей  5- 7 лет. В развивающую среду должны входить: глобус( желательно с подсветкой) ; физическая карта мира и России, политическая карта мира; разнообразные коллекции; измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры; познавательные детские энциклопедии с картинками( звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями; азбуки картинные, книги для первого чтения; авторские сказки; былины, мифы, легенды; познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды и соответствующие приборы для их показа; детский фотоаппарат с запасными цветными фотопленками, фотоальбом; детский микроскоп, наборы «Юный химик», «Юный физик»; часы настенные и календарь; настольно- печатные игры- лото, пазлы; настольные игры- домино, шашки, шахматы; чистые листы белой бумаги, фломастеры, акварельные краски и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клеточку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин; оборудованное место для занятий по типу учебной зоны школьника. Литература. Комарова О. А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями/ / Справочник старшего воспитателя. - 2014. - №8. – С. 26- 38. Короткова Н. А. , Глушкова Г. В. , Мусиенко С. И. Предметно- пространственная среда детского сада. – М. : Линка- пресс, 2010. – С. 5- 22. Материалы и оборудование для детского сада/ П од ред. Т. Н. Дороновой, Н. А. Коротковой. – М. : Элти- Кудиц, 2003. – 206 с. , ил. Нищева Н. В Предметно- пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ С ост. Н. В. Нищева. – СПб. : « Детство- пресс», 2006. - 128 с. , ил. Письмо Министерства образования России от 17. 05. 1995 г. № 61/ 19- 12 «О психолого- педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».

Оставить комментарий: