a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа 2 младшая группа

Опубликовано: 2016-07-23 16:39:16

Документы для скачивания

МБДОУ «Ударный детский сад» Принято на педагогическом У тверждаю совете заведующая МБДОУ «Ударный детский сад» Протокол №_ _ _ от_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ А. Т. Надёжкина Приказ №_ _ _ _ от_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Рабочая программа Второй младшей группе от 3- х до 4- х лет на 2015- 2016 учебный год( на основе «Детство»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. , 2011. ) Составила воспитатель: Чебалкина И. В. п. Ударный 2015 год СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ: Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения ОП. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2. 1 Учебный план ООП ДО в средней группе детского сада МБДОУ «Ударный детский сад» 2. 2 Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе. 2. 3 Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе. 2. 4 Взаимодействие с семьёй, социумом. 2. 5. Планирование работы с детьми в группе 2. 6 Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОО. 2. 7. Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3. 1 Оформление предметно- пространственной среды. 3. 2 Режим дня, структура образовательной деятельности( расписание занятий, двигательный режим) I. Целевой раздел 1. 1. Пояснительная записка Рабочая программа разработана с учетом специфики особенностей развития дошкольников в возрасте от 3- 4 лет и основных принципов построения психолого- педагогической работы, а также в соответствии с требованиями нормативных документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» № 273- ФЗ от 29. 12. 2012; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; Семейный кодекс РФ от 08. 12. 1995 № 223( доп. И изм. ) Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24. 07. 1998 № 124- ФЗ «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13; Образовательная программа ДОУ. Согласно ФГОС ДОУ рабочая программа отражает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, выбор форм организации работы с детьми, которые наиболее соответствуют потребностям и интересам детей и направлена на формирование общей культуры, укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры, а также обеспечивает социальную успешность детей. Цель программы — создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Это станет возможно, если взрослые будут нацелены на: — развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей; — создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности; — создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. задачи: — охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; — обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей( в том числе ограниченных возможностей здоровья) ; — обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования; — создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; — объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; — формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; — обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом способностей детей; — формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; — обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей( законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Принципы и подходы к формированию Программы. Содержание общеобразовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципам: 1. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства( младенческого, раннего и дошкольного возраста) , обогащение( амплификация) детского развития. 2. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования. 3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником( субъектом) образовательных отношений. 4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности. 5. Принцип сотрудничества с семьей. 6. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 7. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. 8. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования( соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) . 9. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей. Возрастные особенности детей. На рубеже трех лет любимым выражением ребенка становится «Я сам! » Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый, характерное противоречие кризиса трех лет. Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости он может сопереживать другому ребенку. В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, их последствия ребенок чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво- активное отношение к окружающему. Дети 3- 4- х лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами( «можно», «нужно», «нельзя») . В 3 года ребенок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. У развивающегося трехлетнего ребёнка есть все возможности овладения навыками самообслуживания( становлении е предпосылок трудовой деятельности) - самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации. В этот период высока потребность ребенка в движении, его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования. Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию( быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др. ) . Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами( красный, желтый, синий, зеленый) . Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов( палочек, кубиков, мячей и т. п. ) он успешно выбирает больший или меньший. В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты( квартиры) , групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления( рядом, перед, на, под) . Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения( предлоги и наречия) . Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначение м( на стуле сидят, из чашки пьют и т. п. ) , с назначением некоторых общественно- бытовых зданий( в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь) ; имеет представления о знакомых средствах передвижения( легковая машина, грузовая машина, троллейбус, самолет, велосипед и т. п. ) , о некоторых профессиях( врач, шофер, дворник) , праздниках( Новый год, день своего рождения) , свойствах воды, снега, песка( снег белый, холодный, вода теплая и вода холодная, лед скользкий, твердый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается) ; различает и называет состояния погоды( холодно, тепло, дует ветер, идет дождь) . На четвертом году жизни ребенок различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два- три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых. Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно, однако, его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10- 15 минут, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий( понравившиеся стихи и песенки, 2- 3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его) . Мышление трехлетнего ребенка является наглядно- действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами( складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п. ) . В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул- машина для путешествий и т. д. В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка- носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают игровыми действиями с игрушками и предметами- заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Игра ребенка первой половины четвертого года жизни- это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместных со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие одну- две роли. Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно к четырем годам ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения. В 3- 4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития( артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков. В 3- 4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по- прежнему вызывают интерес. Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил ребенок. Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух- трех частей. Музыкально- художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит при организации практической деятельности( проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др. ) . Совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны( громко- тихо, высоко- низко и пр. ) . Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально- художественной деятельности( пению, слушанию, музыкально- ритмическим движениям) . 1. 2. Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры. Социально- коммуникативное развитие Ребенок предпочитает общение с взрослым, делится своими впечатлениями, испытывает потребность в сотрудничестве с ним, обращается за помощью. Проявляет доброжелательность по отношению к окружающим, стремится утешить обиженного, порадовать, помочь. Старается выполнять общепринятые правила поведения в детском саду, отрицательно реагирует на явное нарушение правил. Объединяется со сверстниками в группу из 2- 3 человек на основе личных симпатий; участвует в коллективных играх, поддерживая положительные взаимоотношения. Умеет организовать или поддержать ролевой диалог в игровых сюжетах с двумя действующими лицами. Умеет занять себя игрой( любой: режиссерской, образно- ролевой, игрой- экспериментированием и т. п. ) . Пытается самостоятельно раздеваться и одеваться, следит за своим внешним видом, владеет простейшими навыками поведения во время еды. Познавательное развитие Ребенок имеет представления о свойствах предметов( цвет, форма, размер, назначение) . Формирование целостной картины мира, расширение кругозора Знает свое имя, фамилию, пол, возраст. Замечает происходящие в природе сезонные изменения. Может исследовать и конструировать под руководством взрослого, использует разные способы обследования предметов. Различает, правильно называет, использует по назначению основные строительные детали; целенаправленно создает, рассматривает и обыгрывает простейшие постройки. Умеет считать до 3, отсчитывать 3 предмета от большего количества. Умеет узнавать и называть круг, треугольник, шар, куб( кубик) , находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. Умеет сравнивать по высоте и длине путем приложения и наложения. Различает пространственные отношения от себя: впереди- сзади, вверху- внизу, справа- слева. Речевое развитие Ребенок имеет соответствующий возрасту активный и пассивный словарный запас( знает названия и назначение предметов ближайшего окружения, их качества, действия с ними; называет некоторые обобщающие понятия( овощи, фрукты, одежда, посуда, животные, птицы) . В речи большей частью правильно согласует прилагательные с существительным в роде, числе, падеже, употребляет простые пространственные предлоги; названия животных и их детенышей в форме единственного и множественного числа. Может( самостоятельно или с помощью воспитателя) поддерживать разговор по поводу прочитанных книг, просмотренных мультфильмов, при описании предметов, картин, игрушек или в ходе наблюдений в природе. Способен сосредоточенно слушать, следить за развитием действия, понимать содержание художественного произведения. Может запомнить и воспроизвести небольшой стихотворный текст. Художественно- эстетическое развитие Ребенок проявляет устойчивый интерес к декоративно- прикладному искусству, мелкой пластике, книжной графике; владеет способами зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения восприятия. Может отображать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности( рисовании, лепке, аппликации) и в процессе художественного труда. Создает узнаваемые образы конкретных предметов и явлений окружающего мира; передает обобщенную форму и цвет доступными художественными способами( конструктивным, пластическим, комбинированным) . Может исполнять метрический пульс в звучащих жестах, а также на маленьких маракасах, палочках, сопровождая музыку или стихи; любит манипулировать с музыкальными инструментами, может сыграть простейшие звукоизобразительные импровизации. Поет естественным голосом, с удовольствием подпевает с взрослым. Любит двигаться под музыку и двигается ритмично в умеренном темпе, меняет характер движения в соответствии с изменением характера или сменой частей музыки, ритмично исполняет элементарные плясовые движения. Прислушивается, когда звучит веселая, подвижная музыка, не может устоять, чтобы не двигаться под нее. Физическое развитие Ребенок имеет достаточный уровень развития физических качеств и основных движений, соответствующий возрастно- половым нормативам. Проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности. Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление движения по желанию или по команде. Умеет прыгать в длину с места, энергично отталкиваясь на двух ногах в прыжках. Умеет катать мяч с расстояния по заданному направлению, бросать мяч двумя руками от груди, ударять мяч об пол, подбрасывает мяч вверх 2- 3 раза подряд и ловит его. Правильно пользуется предметами личной гигиены( мыло, расческа, полотенце, носовой платок) , умывается и моет руки при незначительной помощи взрослого. Имеет элементарные представления о ценности здоровья, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни и старается следовать им в своей деятельности. К четырем годам: Ребенок может спокойно, не мешая другому ребенку, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, участвовать в несложной совместной практической деятельности. Проявляет стремление к положительным поступкам, но взаимоотношения зависят от ситуации и пока еще требуют постоянного внимания воспитателя. Активно участвует в разнообразных видах деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и каче ств пр едметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве. Принимает цель, в играх, в предметной и художественной деятельности по показу и побуждению взрослых ребенок доводит начатую работу до определенного результата. Понимает, что вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними. Проявляет эмоциональную отзывчивость, подражая примеру взрослых, старается утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Начинает в мимике и жестах различать эмоциональные состояния людей, веселую и грустную музыку, веселое и грустное настроение сверстников, взрослых, эмоционально откликается на содержание прочитанного, сопереживает героям. Охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной игры, выполнения режимных моментов. Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности. Владеет игровыми действиями с игрушками и предметам и- заместителями, разворачивает игровой сюжет из нескольких эпизодов, приобрел первичные умения ролевого поведения. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в игре, рисунке, постройке. Значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, ребенок пользуется не только простыми, но и сложными предложениями. Сформирована соответствующая возрасту координация движений. Ребенок проявляет положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по отношению к некоторым двигательным действиям и подвижным играм. Владеет элементарной культурой поведения во время еды за столом, навыками самообслуживания: умывания, одевания. Правильно пользуется предметами личной гигиены( полотенцем, носовым платком, расческой) . Проявляет интерес к миру, потребность в познавательномобщении со взрослыми, задает вопросы о людях, их действиях, о животных, предметах ближайшего окружения. Проявляет стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и каче ств пр едметов, использованию сенсорных эталонов( круг, квадрат, треугольник) , к простейшему экспериментированию с предметами и материалами. В совместной с педагогом познавательной деятельности переживает чувство удивления, радости познания мира Знает свои имя, фамилию, пол, возраст. Осознает свои отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены( «Я умею строить дом», «Я умею сам застегивать куртку» и т. п. ) . Узнает дом, квартиру, в которой живет, детский сад, группу, своих воспитателей, няню. Знает членов своей семьи и ближайших родственников. Разговаривает со взрослым о членах своей семьи, отвечая на вопросы при рассматривании семейного альбома или фотографий. Называет хорошо знакомых животных и растения ближайшего окружения, их действия, яркие признаки внешнего вида. Способен не только объединять предметы по внешнему сходству( форма, цвет, величина) , но и усваивать общепринятые представления о группах предметов( одежда, посуда, игрушки) . Участвует в элементарной исследовательской деятельности по изучению качеств и свойств объектов неживой природы, в посильной деятельности по уходу за растениями и животными уголка природы. Освоил некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами( «можно», «нужно», «нельзя») , может увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Испытывает удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми. Внимательно вслушивается в речь и указания взрослого, принимает образец. Следуя вопросам взрослого, рассматривает предметы, игрушки, иллюстрации, слушает комментарии и пояснения взрослого. Педагогическая диагностика Реализация рабочей программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики( оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) . [ ФГОС п. 3. 2. 3] Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики- карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе: коммуникации со сверстниками и взрослыми( как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр. ) ; игровой деятельности; познавательной деятельности( как идет развитие детских способностей, познавательной активности) ; проектной деятельности( как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность) ; художественной деятельности; физического развития. Педагогическая диагностика преимущественно направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. [ «Детство» стр. 178] Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение: деятельностных умений ребенка; интересов, предпочтений, склонностей ребенка; личностных особенностей ребенка; поведенческих проявлений ребенка; особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками; особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми. [ «Детство» стр. 179] Оценка результатов детского развития проводится один раз в год( апрель- май) . В целях предотвращения переутомления воспитанников во время педагогической диагностики занятия не проводятся. II. Содержательный раздел программы 2. 1. Учебный план ООП- ДО во 2 младшей группе МБДОУ «Ударный детский сад» Направление развитие Виды детской деятельности Формы образовательной деятельности Продолжительность и количество в неделю Физическое развитие Двигательная Утренняя гимнастика Ежедневно 5- 6 минут Физкультминутки Ежедневно по мере необходимости( до 3 мин. ) Игры и физические упражнения на прогулке Ежедневно 6- 10—минут Закаливающие процедуры Ежедневно после дневного сна Физкультурные занятия 3 раза в неделю по 15 мин. Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно Физкультурные досуги и развлечения 1 раз в квартал Дни здоровья 1 раз в квартал Индивидуальная работа по развитию движений Ежедневно на прогулке Социально- коммуникативное развитие Коммуникативная деятельность Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социально- эмоционального опыта Ежедневно Беседы и разговоры с детьми по их интересам Ежедневно Игровая деятельность Индивидуальные игры с детьми( сюжетно- ролевая, режиссерская, игра- драматизация, строительно- конструктивные игры) Ежедневно Совместная игра воспитателя и детей( сюжетно- ролевая, режиссерская, игра- драматизация, строительно- конструктивные игры) 2 раза в неделю Театрализованные игры 1 раз в 2 недели Досуг здоровья и подвижных игр 1 раз в 2 недели Подвижные игры Ежедневно Самообслуживание и элементарный бытовой труд Самообслуживание Ежедневно Трудовые поручения( индивидуально и подгруппами) Ежедневно Познавательное развитие Познавательно- исследовательская деятельность Наблюдения за природой( на прогулке) Ежедневно Опыты, эксперименты, наблюдения( в том числе экологической направленности) 1 раз в 2 недели Сенсорный игровой и интеллектуальный тренинг 1 раз в 2 недели Речевое развитие Развитие речи Беседы, дидактические игры рассматривание картин и иллюстраций Ежедневно Художественно- эстетическое развитие Музыкальная деятельность Музыкально- театральная гостиная 1 раз в 2 недели Музыкальные занятия 2 раза в неделю по 15 минут Изобразительная деятельность Творческая мастерская( рисование, лепка, художественный труд по интересам) 1 раз в неделю Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение литературных произведений Ежедневно 2. 2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе. Направления развития Методическое пособие Наглядно- дидактическое пособие Рабочие тетради Физическое развитие Глазырина Л. Д. «Физическая культура – дошкольникам. Младший возраст», « Владос », М. , 2001 Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 3- 7 лет. М. , «Мозаика Синтез», 2009г. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3- 5 лет. Конспекты занятий и развлечений. Игры и тренинги: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. Картотека подвижных игр. Социально- коммуникативное развитие Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью Куцакова Л. В. Нравственно- трудовое воспитание в детском саду( 3- 7 лет) . М. «Мозаика- Синтез» 2007г. Печерога А. В. . - развивающие игры для дошкольников. – М. : ВАКО, 2010 Картотека сюжетно- ролевых игр. Картотека дидактических игр по социально- коммуникативному развитию. Я и мир. Конспекты занятий по социально- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста Мосалова Людмила, 2009 г. , Изд. : Детство- пресс Наглядно дидактическое пособие" Мир в картинках" : " Посуда" , " Одежда" , " Транспорт" - М. : Мозаика- Синтез, 2014 Раздаточные карточки" Профессии" ( 16 карточек) , ООО" ТЦ Сфера" , 2015. Серия демонстрационных картин: В се работы хороши. Нищева Н. В. , Изд. : Детство- Пресс, 2014 Познавательное развитие Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 3- 4 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2014 Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2015 Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в младшей группе. - М. : Мозаика – Синтез, 2006 Добро пожаловать в экологию Воронкевич Ольга, 2014 г. , Изд. : Детство- пресс Кравченко И. В. , Долгова Т. Л. - Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группа. – М. : ТЦ Сфера, 2010 Мартынова Е. А. , Сучкова И. М. – Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2- 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Изд. 2- е – Волгоград: Учитель, 2015 Полынова В. К. – Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры –С Пб. ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015 Картотека дидактических игр по математическому развитию Картотека игр по правилам дорожного движения. Картотека игр по ОБЖ Картотека дидактических игр экологического содержания. Картотека дидактических игр по духовно- нравственному воспитанию. Картотека дидактических игр на развитие внимание, памяти, мыслительных процессов. Елена Колесникова: Демонстрационный материал. Математика для детей 3- 4 лет. ФГО С- Изд. : Сфера, 2014 г. Раздаточные карточки" Профессии" ( 16 карточек) , ООО" ТЦ Сфера" , 2015. Воронкевич Ольга. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми 4- 5 лет. Средняя группа. - Изд. : Детство- Пресс, 2015 Воронкевич Ольга. Добро пожаловать в экологию. Серия демонстрационных картин для занятий с детьми 3- 4 лет. - Изд. : Детство- Пресс, 2010 Бордачева И. Ю Безопасность на дороге( плакаты для оформления родительского уголка в детском саду) ФГОС- М. : Мозаика- Синтез, 2015 Стенд- гармошка «Правила дорожного движения» Наглядно- дидактическое пособие «Уроки безопасности» Обучающие карточки «Птицы »- Изд. : Проф- Пресс, 2012 Колесникова Е. В. Я считаю до пяти. Рабочая тетрадь для детей 3- 4 лет. По ФГОС ДО- ТЦ СФЕРА, 2015 Речевое развитие Ушакова О. С. Занятия по развитию речи 3- 7 лет. М. «Сфера», 2015г. Щипицина Л. М. Азбука общения от 3 до 6 лет. С- Петербург. «Детство- Пресс», 1998г. Синицына Е. Игры и упражнения со словами. Серия: «Дошкольное образование». М. : Юнвес, 2000. Картотека дидактических игр по речевому воспитанию Раздаточные карточки «Профессии»( 16 карточек) , ООО «ТЦ Сфера», 2015. Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Выпуск 4. Животные наших лесов, домашние животные, их детеныш и- «Детство- Пресс», 2014 Развитие речи в картинках. Животные. Демонстрационный материал к пособиям Ушаковой О. С. - ООО" ТЦ Сфера" , 2013. Наглядно дидактическое пособие" Мир в картинках" : " Фрукты" , " Овощи" , " Деревья" - М. : Мозаика- Синтез, 2014 Художественно- эстетическое развитие Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М. : Просвещение, 1991 Леонова Н. Н. Художественно- эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. – СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2014. Книга для чтения в детском саду и дома: 2- 4 лет сост. , Гербова В. В. и др. , Гербова Валентина, Ильчук Н. , Елисеева Л. , Изд. : ОНИКС, 2006. Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём». Образовательная область «Чтение художественной литературы»/ сост. Е. Н. Киркина. – Саранск: Мордов. кн. и зд- во, 2013 Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ П од ред. А. А. Грибовской. – М. : ТЦ Сфера, 2009. Малик О. А. Занятия по аппликации: развиваем самостоятельность дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009 Картотека загадок( грибы, транспорт, овощи, фрукты, деревья, птицы, времена года, животные, звери, посуда, мебель, человеческое тело) Картотека хороводных игр. Картотека стихов, потешек для режимных моментов. Картотека театрализованных игр. Картотека дидактических игр о ИЗО Краснушкин Е. В. " Пейзаж" , " Натюрморт" ( Мир искусства. Наглядно- дидактическое пособие) - М. : Мозаика- Синтез, 2010 Шайдурова Н. В. " Народные промыслы. Картотека предметных картинок. Выпуск 12" ( Оснащение педагогического процесса в ДОУ. Картотеки) - М. : Мозаика- Синтез, 2010 2. 3. Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе. Направления развития Формы реализации программы Способы Методы Приёмы Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Взаимодействие с семьёй Физическое развитие Занятие, игра, соревнование, утренняя гимнастика, физминутка, праздник, развлечение, гимнастика после сна, закаливание, дыхательная гимнастика Игра, гимнастика, танец, имитационные движения Беседа, консультация, фотовыставка, соревнование, стенд для родителей, открытое занятие с детьми, эпизодическое привлечение родителей к посещению досугов Гигиенические факторы Физические упражнения Оздоровительный силы природы Наглядный Словесный Практический Наглядно –з рительный Наглядно- слуховой Тактильно- мышечный Социально- коммуникативное развитие Занятие: - познание социального мира, освоение безопасного поведения; экскурсия, Игра, беседа, ситуативные разговоры, чтение художественной литературы, проектная деятельность, коллекционирование, социальное экспериментирование, исследовательская деятельность Игра, труд, наблюдение, общение, самообслуживание, продуктивная деятельность Беседа, консультация, фотовыставка, конкурс, презентация ДОУ, стенд для родителей, собрание Игровые действия разной степени сложности и обобщённости Эмоционально- выразительные средства Речевые высказывания Приучение к размышлению, эвристические беседы; беседы на этические темы; - чтение худ. л ит- ры; Расс. и ллюстраций; рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций; Наглядный Словесный Практический Средства, специально созданные для игры; Средства в виде подручных игровых предметов; Материальные предметы; Ознакомление с трудом взрослых Собственная трудовая деятельность; Художественная литература; Музыка; Изобразительное искусство Речевое развитие Занятие, экскурсия, игра, беседа, ситуативные разговоры, чтение художественной литературы, проектная деятельность, моделирование Коллективный монолог, диалог; игра, самостоятельная художественно- речевая деятельность, с южетно- ролевые игры, совместная продуктивная деятельность, словотворчество Родительские собрания, семинары- практикумы, открытые занятия с детьми, беседа, консультация, фотовыставка, конкурс, презентация ДОУ, стенд для родителей Речевое сопровождение действий Договаривание Комментирование действий Звуковое обозначение действий Наглядный Словесный Практический Общение взрослых и детей Художественная литература Изобразительное искусство, музыка, театр Культурная языковая среда Обучение родной речи на занятиях Познавательное развитие Занятие, экспериментирование, исследовательская деятельность, чтение художественной литературы, проектная деятельность, коллекционирование, наблюдение, беседы, опыты, проблемно- поисковые ситуации, Игры, моделирование, наблюдение, интегрированная детская деятельность: включение ребёнком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность, опыты, труд в уголке природы, продуктивная деятельность Родительские собрания, семинары- практикумы, открытые занятия с детьми, беседа, консультация, фотовыставка, конкурс, презентация ДОУ, стенд для родителей, Проекты Загадки Проблемные ситуации Наглядный Словесный Практический Прогулки развивающая предметно- пространственная среда НОД Эксперимент Наглядное моделирование Художественно- эстетическое развитие Занятие, экскурсия, игра, беседа, ситуативные разговоры, чтение художественной литературы, проектная деятельность, моделирование, рассматривание, слушание музыки, творческая мастерская Игра, продуктивная деятельность, инсценирование, танец, пение, рассматривание иллюстраций, игра на музыкальных инструментах стенд для родителей, открытое занятие с детьми, эпизодическое привлечение родителей к посещению досугов Рассматривание Обыгрывание незавершённого рисунка Индивидуальная работа Коллективная работа Обыгрывание конструкций Художественное слово Рассматривание Чтение Пение Слушание музыки Музыкально- ритмические движения Музыкально- дидактические игры Игры на музыкальных инструментах Наглядный Словесный Практический Словесно- слуховой Слуховой Игровой Практический Эстетическое обобщение Природа Искусство Окружающая предметная среда Праздники Разнообразные виды игр Разные виды труда детей Физические упражнения Музыкальные инструменты Музыкальный фольклор 2. 4. Взаимодействие с семьёй, социумом. Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе МБДОУ «Ударный детский сад». Сентябрь 1. Консультация для родителей «Что должен уметь ребёнок в три года»( для р одителей вновь прибывших детей) . Памятки для родителей «Возрастные особенности детей 3- 4 лет», «Режим дня», «В детский сад с настроением», «Вежливые слова», «Я н е жадина ». 2. Родительское собрание «Ознакомление родителей с ФГОС ДО » Анкеты( рекомендации и пожелания по работе группы) , вопросник «Мой ребёнок, какой он? ». 3. Консультация для родителей «Какие игрушки нужны детям дошкольного возраста». 4. Консультация для родителей «Умеет ли ваш ребенок общаться со сверстниками? » Памятка родителям «Что почитать детям о дружбе? » Октябрь 1. Консультация «Какие сказки читать детям». Оформление альбома с участием родителей «Стихи, потешки – помощники в воспитании детей». 2. Творческая выставка поделок и композиций из природно го материала «Осенние фантазии»( Изготовление поделок сделанных в совместной деятельности детей и родителей дома. ) 3. Консультация «Берегись инфекций». Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить в акцинацию против гриппа и ОРВИ. Памятка для родителей «Закаливание- это важно». 4. Консультация для родителей «Осторожно, ядовитые грибы». Ноябрь 1. Консультация для родителей: «Домашние животные и ребенок». 2. Беседа с родителями «С какого возраста посещать с детьми цирк и зоопарк. Правила поведения в цирке( зоопарке) ». 3. Консультация «Роль прогулки в жизни дошкольников, её организация в группе для детей 3- 4 лет». 4. Акция «Дом для птиц»( изготовление кормушек для птиц) . Декабрь 1. Оформление родительского уголка на зимнюю тему. Папка- передвижка: «Здравствуй, гостья Зима! » 2. Консультация «Как одевать ребенка зимой? » Папка- передвижка «Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем! »( о важности зимних прогулок! ) 3. Памятка «Зимние забавы всей семьёй- для пользы детей, на радость родителям». 4. Совместный праздник «Здравствуй, Новый год! » Приобщение к участию, подготовке к ут реннику, украшение группы. Январь 1. Беседы «Само стоятельная деятельность детей». Памятка «Зимние забавы всей семьёй- для пол ьзы детей, на радость родителям » 2. Консультация «Организация ухода за детьми младшего дошкольного возраста( туалет носа, умывание, полоскание рта и чистка зубов) ». 3. Родительское собрание «А нализ воспитательно- образовательной работы по итогам 1- го полугодия учебного года, задачи на 2- е полугодие ». Февраль 1. Консультация «Как научить ребенка безопасному поведению на улице». Памятка для родителей «По дороге в детский сад». 2. Консультация для родителей «Воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни». Памятки для родителей «Осторожно – грипп! », «Меры предупреждения и лечения гриппа! » 3. Фот огазета «Самый лучший папа мой! » 4. Консультация «Формирование интереса у детей 4- го года жизни к людям разных профессий». Март 1. Творческая выставка поделок из природного  и    бросового материала   «Цветы – красота земная», приуроченная к Международному женскому дню. Консу льтация «Мамы разные нужны ». 2. Консультация «В кругу семьи». 3. Папка- передвижка « Девочки и мальчики – как ие они разные». 4. Оформление родительского уголка на весеннюю тему: «Весна – Красна снова в гости к нам пришла». Апрель 1. Памятка для родителей «Осторожно, паводок»! 2. Конкурс на лучшую поделку из природного и бросового материала «Мы и природа». 3. Консультация для родителей «Укусы насекомых у детей». 4. Консультация «Как научить ребёнка ухаживать за комнатными растениями» Памятка для родителей « Правила поведения в природе». Май 1. Творческая выставка рисунков и поделок, посвященная Дню Победы. 2. Консультация «Правила дорожного движения». Памятка для родителей «Учим внимательному поведению детей на улице». 3. Итоговое родительское собрание «Вот и стали мы на год старше» 4. « День добрых дел» по благоустройству территории детского сада. 5. Советы и рекоменд ации родителям на летний период. Ознакомление детей с объектами социальной сферы. Социальная сфера Образование Детский сад Здравоохранение Знакомство с кабинетом медицинской сестры Физкультура и спорт Спортивная площадка ДОУ Учреждения культуры и достопримечательности поселка Искусство в д/ с Праздники в д/ с Посещение театрализованных представлений Торговля Игры в магазин Сфера услуг Сфера услуг в детском саду Пожарная часть Сюжетно- ролевые игры 2. 5. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОО Модель организации воспитательно- образовательного процесса на день Воспитательно- образовательный процесс условно подразделен на: совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями Двигательные подвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, соревнования. Игровая: сюжетные игры, игры с правилами. Продуктивная мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов Коммуникативная беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами. Трудовая: совместные действия, дежурство, поручение, задание, реализация проекта. Познавательно- исследовательская: наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами. Музыкально- художественная: слушание, исполнение, импровизация, экспериментирование, подвижные игры( с музыкальным сопровождением) Чтение художественной литературы: чтение, обсуждение, разучивание Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей: двигательной, игровой, продуктивной, трудовой, познавательно- исследовательской* Диагностирование* Педагогическое просвещение родителей, обмен опытом. * Совместное творчество детей и взрослых. Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога. В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно: - игровые, - сюжетные, - интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности. Младший дошкольный возраст Образовательная область Первая половина дня Вторая половина дня Социально – коммуникативное развитие Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы Оценка эмоционального настроение группы с последующей коррекцией плана работы Формирование навыков культуры еды Этика быта, трудовые поручения Формирование навыков культуры общения Театрализованные игры Сюжетно- ролевые игры Индивидуальная работа Эстетика быта Трудовые поручения Игры с ряжением Работа в книжном уголке Общение младших и старших детей Сюжетно – ролевые игры Познавательное развитие Игры- занятия Дидактические игры Наблюдения Беседы Экскурсии по участку Исследовательская работа, опыты и экспериментирование. Игры Досуги Индивидуальная работа Речевое развитие Игр ы- занятия Чтение Дидактические игры Беседы Ситуации общения Игры Чтение Беседы Инсценирование Художественно- эстетическое развитие НОД по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности Эстетика быта Экскурсии в природу( на участке) Музыкально- художественные досуги Индивидуальная работа Физическое развитие Прием детей в детский сад на воздухе в теплое время года Утренняя гимнастика( подвижные игры, игровые сюжеты) Гигиенические процедуры( обширное умывание, полоскание рта) Закаливание в повседневной жизни( облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны) Физкультминутки на занятиях НОД по физкультуре Прогулка в двигательной активности Гимнастика после сна Закаливание( воздушные ванны, ходьба босиком в спальне) Физкультурные досуги, игры и развлечения Самостоятельная двигательная деятельность Ритмическая гимнастика Хореография Прогулка( индивидуальная работа по развитию движений) 2. 6. Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками( климатическая, демографическая, национально- культурная) Климатические особенности: При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Мордовия – средняя полоса России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений( листопад, таяние снега и т. д. ) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д. Основными чертами климата являются: холодная зима и тёплое лето. В режим дня группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика. В холодное время года организуется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе. Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов: 1. холодный период: учебный год( сентябрь- май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности; 2. летний период( июнь- август, для которого составляется другой режим дня. Демографические особенности: Анализ социального статуса семей выявил, что в младшей группе дошкольного учреждения воспитываются дети из полных( 75% ) , из неполных( 25% ) и многодетных( 25% ) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим( 45% ) и средним профессиональным( 55% ) образованием. Национально – культурные особенности: Этнический состав воспитанников группы: русские, мордва, но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке. Основной контингент воспитанников проживает в условиях сельской местности. Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально- культурными особенностями родного края. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. ТЕМА СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ «Хорошо у нас в саду»( 1 неделя сентября) Диагностика. Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить с детским садом как с ближайшим окружение ребенка( помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр. ) . Познакомить с детьми, воспитателем. Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям Будем вежливы( 2 неделя сентября) Развивать коммуникативные качества по отношению к сверстникам и взрослым. Формировать представления о культуре поведения. Наши игрушки( 3 неделя сентября) Обогащать представление детей о доступном ребёнку предметном мире и назначении предметов, о правилах их безопасного использования; поддерживать и развивать интерес детей к обследованию предметов, разнообразным действиям с ними; учить принимать игровую задачу; формировать умение играть сообща, делиться игрушками; побуждать к положительным действиям и поступкам по отношению к сверстникам. Учимся дружить( 4 неделя сентября) Представления о сверстниках, элементарные правила поведения и общения со сверстниками; развитие игрового опыта. Книжкина неделя( 1 неделя октября) Интерес к рассматриванию, слушанию; чтение и разучивание стихов, чтение и рассматривание иллюстраций к народным сказкам «Курочка Ряба», «Колобок» Золотая осень( 2 неделя октября) Чтение стихов и описаний осенней природы, рассматривание произведений изобразительного искусства с выделением сезонных изменений. Фрукты( 3 неделя октября) Закрепить знания детей о фруктах. Дать понятие о б их росте. Учить различать по внешнему виду. Овощи( 4 неделя) Формировать умение использования обобщающих понятий( овощи) . Развитие умений различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи( капуста, л ук, морковь, картофель и др. ) Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, о пользе продуктов питания. Грибы и ягоды( 5 неделя октября) Дать детям представление о дарах осени в лесу. Закрепить умение описывать предметы, замечая характерные признаки. Развивать воображение детей, эмоционально откликаться, переживать радость от общения друг с другом. Деревья, лес( 1 неделя ноября) Показать влияние солнечного света и воды на рост растений. Воспитывать чувство красоты и потребность заботы о природе. Развивать наблюдательность. Домашние животные( 2 неделя ноября) Уточнить и расширить знания детей о домашних животных, их образе жизни, повадках, характерных внешних признаках; закрепить правила безопасного поведения при общении с животным, стимулировать проявление добрых чувств и отношений к животным. Дикие животные( 3 неделя ноября) Обогащать представления детей о диких животных, познакомить со строением частей тела животных, с некоторыми особенностями образа жизни: как двигаются, что едят, какие звуки издают, где живут; воспитывать интерес и любовь к природе и животным. Птицы( 4 неделя ноября) Обогащать представление детей о птицах, об образе жизни птиц; учить различать части их тела; поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за птицами; формировать желание заботиться о живых существах, охранять их; развивать эмоции и гуманные чувства; помогать отражать в игре природный мир. Одежда. Головные уборы( 1 неделя декабря) Уточнить названия, назначение головных уборов и предметов одежды, ее деталей; формировать представление о видах одежды соответственно времени года. Формировать обобщающие понятия «обувь»; уточнить название и назначение обуви; учить группировать обувь по: сезонному признаку Здравствуй, зимушка- зима( 2 неделя декабря) Признаки зимы( снег, снегопады, холод, заснеженность деревьев, застывание воды- лед) . Свойства снега( холодный, рассыпчатый, лепиться, хрупкий) . Зимние забавы( 3 неделя декабря) Закрепить знания детей о зимних развлечениях, вызвать положительные эмоции. Закрепить понятие, что зимние развлечения характерны только для зимы. Развивать у детей творческую активность, воображение и фантазию. Создать у детей атмосферу праздничного настроения. Воспитывать любовь к русским народным традициям. Встреча Нового года( 4- 5 неделя декабря) Развивать представление о празднике, впечатления детей, различение эмоций, произведений искусства по теме «Ёлка». Рассматривание образа Деда Мороза( внешнего вида, поведения — дарит подарки, помогает зверям) ; группировка подарков и ёлочных игрушек по разным свойствам( цвету, форме, размеру) . Разучивание хороводных игр. Мой дом( мебель, бытовая техника) ( 2 неделя января) Знакомить с домом, с предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами. Формировать обобщающее понятия «мебель»; учить сравнивать и обобщать. Я и моё тело( 3 неделя января) Развивать представление о себе – человеке и признаках здоровья человека, интерес к изучению себя, своих физических возможностей( осанка, рост, движение, картина здоровья и т. д) , к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения; формировать знания о строении тела человека, его основных частях, их назначении, правилам ухода за ними, навыкам личной гигиены, содействующих укреплению и сохранению здоровья. Труд повара. Посуда. ( 4 неделя января) Познакомить детей с теми, кто каждый день готовит им такие вкусные блюда; уточнить названия и назначение столовой и кухонной посуды, учить различать и называть ее части. Азбука безопасности( 1 неделя февраля) Расширение представлений о правилах поведени я в детском саду( не толкаться, не бегать по ступенькам, играть рядом, не мешая друг другу, уходить из детского сада только с родителями, не брать угощения у незнакомцев, сообщать воспита телю о появлении незнакомца) . Уточнение знаний пр авил поведения в детском саду( спокойно спускаться и подн иматься по лестнице, держаться за перила, открывать и закрывать дверь, держаться за дверную ручку. Формирование дальнейших представлений о правилах движения, видах транспорт а( «Скорая помощь», «Пожарная») , о проезжей части дороги, тротуаре, обочине. Здоровье( 2 неделя февраля) Формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Расширить представление детей о том, какое поведение опасно; развивать умение избегать опасности, соблюдать меры предосторожности. Защитники Отечества. Папа. ( 3 неделя февраля) Традиции праздника и поздравлений мужчин, образ мужчины- защитника; имена отцов детей группы, их дела и обязанности дома, особенности внешнего вида, некоторые типичные мужские занятия. Профессии родителей( 4 неделя февраля) Расширить кругозор детей, закрепить их представления о предметах- помощниках людей разных профессий, показать некоторые профессиональные действия. Наши любимые мамы( 1 неделя марта) Традиц ии праздника и поздравления мам, бабушек, старших сестер; имена мам, типичные женские заботы и дела; рассматривание фотографий, образов женщин в портретной и жанровой живописи. Изготовление подарков мамам( аппликация, рисунок, поделка) . Семья( 2 неделя марта) Развивать представления о взрослых людях( внешнем виде, обязанностях, делах и поступках, семье) , доброжелательное отношение к близким; эмоциональный отклик на эмоциональные состояния в типичных жизненно- бытовых ситуациях; рассматривание семейных альбомов; чтение стихов по теме; игры на семейные темы. Мальчики и девочки( 3 неделя марта) Развивать представления у детей о мальчиках и девочках: предметы одежды, прическа, правила поведения, характерные игры. Учить различать людей по полу, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Весна( 4 неделя марта) Показать изменения, происходящие с природой в весенний период. Формировать желание любоваться природой в весенний период. Животные и птицы весной( 5 неделя марта) Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц весной. Водичка- водичка( 1 неделя апреля) Формирование элементарных представлений о свойствах воды( вода может быть холодной, теплой, горячей; вода прозрачная; воду можно переливать; некоторые предметы в воде тонут, а некоторые не тонут, водой мы умываемся, стираем белье, готовим еду, куп аемся летом в озере и т. д. ) . Развитие способностей устанавливать простейшие связи между живой и неживой природой( идёт дождь – на земле лужи, растениям и животным нужна вода и т. п. ) . Следопыты( 2 неделя апреля) Свойства воды( текучесть, брызги, переливание из ёмкости в ёмкость) ; и гры- забавы с водой; окрашивание воды; опыты с водой и другими материалами и веществами( пускание корабликов, растворение, опыт « тонет- не тонет») . Изготовление простых корабликов из бумаги, и бросового материала( коробочек) , игры с ними. Мир насекомых( 3 неделя апреля) Дать представление о насекомых. Показать отличительные особенности насекомых. Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: дышат, двигаются, питаются. Мир цветов( 4 неделя апреля) Расширять знания детей о растениях, формировать бережное отношение к ним. Наш посёлок( 1 неделя мая) Обогащение представлений детей о родном посёлке, о Мордовии, активизация положительных эмоций. Транспорт. ПДД( 2 неделя мая) Закреплять и расширять знания детей о правилах дорожного движения. Закрепить знания о назначении светофора на дороге, правила регулирования дв ижения транспорта и пешеходов. Развивать у детей интерес к машинам, работе водителя. Закреплять навыки культурног о поведения на дороге. Пожарная безопасность( 3 неделя мая) Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички. Познакомить со свойствами огня. Скоро лето! ( 4 неделя мая) Признаки наступления лета, изменения в природе, изменения в жизни детей и их близких( предстоящий отпуск, отдых) ; рассматривание обитателей луга( бабочек, стрекоз, других насекомых) . III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ. Оформление предметно- пространственной среды. Развивающая предметно- пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовател ьного потенциала пространства г руппы, приспособленной для реализации Программы для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей( в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать: • реализацию различных образовательных программ; • в случае организации инклюзивного образования- необходимые для него условия; • учет национально- культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей. Развивающая предметно- пространственная среда должна быть содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. • Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания( в том числе техническими) , соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем( в соответствии со спецификой Программы) . Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря( в здании и на участке) должны обеспечивать: • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами( в том числе с песком и водой) ; • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; • возможность самовыражения детей. 2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; 3. Полифункциональность материалов предполагает: • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ; • наличие в Организации или Группе полифункциональных( не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности( в том числе в качестве предметов- заместителей в детской игре) . 4. Вариативность среды предполагает: • наличие в Организации или Группе различных пространств( для игры, конструирования, уединения и пр. ) , а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5. Доступность среды предполагает: • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; • исправность и сохранность материалов и оборудования. 6. Безопасность предметно- пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы( в том числе расходные) , игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы. Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т. е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной организации предметно- развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества. При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки. Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании. На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно- ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими. Не менее важным условием является многофункциональность предметн о- развивающей среды. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для игры и отдыха детей. При этом содержание предметно- развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно- развивающей среде. Так же в каждой группе должны быть созданы специальные центры для самостоятельного активного целенаправленного действия ребенка во всех видах деятельности, содержащие разнообразные материалы для развивающих игр и занятий детей групповых помещений должно отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки. При организации предметно- пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций: - Организующей- воспитательной- развивающей Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы. При формировании предметно- развивающей среды необходимо: - избавляться от загромождения пространства мало функциональными и несочетаемыми друг с другом предметами; - создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук( масштаб" глаз – рука" ) , роста и предметного мира взрослых- исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды. В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения. Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и находиться в «зоне ближайшего развития» самого сильного в группе ребенка. Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде: Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно- развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам( центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: - развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели; - предметы для опытно- поисковой работы- магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; - большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Активный сектор( занимает самую большую площадь в группе) , включающий в себя: центр игры центр двигательной деятельности центр конструирования центр музыкально театрализованной деятельности Спокойный сектор: центр книги центр отдыха центр природы Рабочий сектор: ( рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. центр познавательной и исследовательской деятельности центр продуктивной и творческой деятельности центр правильной речи и моторики. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним. Необходимы материалы, учитывающие гендерные различия- интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам- детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов- веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. Насыщенная предметно- развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в группе должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. В ходе реализации образовательного процесса необходимо соблюдать принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно- развивающей среды группы и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. Предметно- развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей. Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Таким образом, создавая предметно- развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно- образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Режим дня в младшей группе Режимные моменты Время Холодный период года( сентябрь—май) Утренний прием, игры, утренняя гимнастика, индивидуальное общение воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность 08. 00- 09. 00 Завтрак 09. 00- 09. 20 Самостоятельные игры 09. 20- 09. 35 Непосредственно образовательная деятельность( образовательные ситуации на игровой основе) 09. 35- 10. 25 Подготовка к прогулке, прогулка 10. 25- 12. 00 Подготовка к обеду, обед 12. 00- 12. 40- Закаливающие мероприятия, релаксирующая гимнастика перед сном 12. 40- 13. 00 Подготовка ко сну, сон 13. 00- 15. 00 Постепенный подъем, пробуждающая гимнастика после сна, воздушные, водные процедуры 15. 00- 15. 30 Подготовка к полднику, полдник 15. 30- 15. 55 Игры, досуги, общение по интересам, выбор самостоятельной деятельности в центрах активности 15. 55- 17. 30 Подготовка к прогулке, прогулка 17. 30- 18. 30 Уход домой до 18. 30 Теплый период года( июнь—август) Утренний прием, игры, утренняя гимнастика, индивидуальное общение воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность 07. 30- 08. 35 Завтрак 08. 35- 09. 00 Самостоятельные игры 09. 00- 09. 25 Подготовка к прогулке, прогулка, образовательная деятельность на прогулке 09. 25- 12. 00 Подготовка к обеду, обед 12. 00- 12. 40 Закаливающие мероприятия, релаксирующая гимнастика перед сном 12. 40- 13. 00 Подготовка ко сну, сон 13. 00- 15. 00 Постепенный подъем, пробуждающая гимнастика после сна, воздушные, водные процедуры 15. 00- 15. 30 Подготовка к полднику, полдник 15. 30- 16. 00 Игры, досуги, общение по интересам, выбор самостоятельной деятельности в центрах активности 16. 00- 17. 00 Подготовка к прогулке, прогулка 17. 00- 18. 30 Уход домой до 18. 30 Сетка непосредственн о образовательной деятельности во 2 младшей группе Понедельник 1. Развитие речи 2. Физическая культура Вторник 1. Математическое и сенсорное развитие 2. Музыкальное занятие Среда 1. Изобразительная деятельность Рисование Лепка ч/ н 2. Физическая культура Четверг 1. Чтение художественной литературы( 1, 3 неделя) Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения( 2 неделя) Исследование объектов живой и неживой природы, Экспериментирование( 4 неделя) 2. Музыкальное занятие Пятница 1. Изобразительная де ятельность Аппликация Конструирование ч/ н 2. Физическая культура Методическое обеспечение программы 1. «Детство: Примерная основная общеобразовательная программа Дошкольного образования» Т. И Баб аева, А. Г. Гогоберидзе. З. А. Ми хайлова и др. - СПБ «Детство- Пресс», 2014. 2. Глазырина Л. Д. «Физическая культура – дошкольникам. Средний возраст», « Владос », М. , 2001 3. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 3- 7 лет. М. , «Мозаика Синтез», 2009г. 4. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3- 5 лет. Конспекты занятий и развлечений. Игры и тренинги: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. 5. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью 6. Куцакова Л. В. Нравственно- трудовое воспитание в детском саду( 3- 7 лет) . М. «Мозаика- Синтез» 2007г. 7. Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 4- 5 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2014 8. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2015 9. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе. - М. : Мозаика – Синтез, 2006 10. Добро пожаловать в экологию Воронкевич Ольга, 2014 г. , Изд. : Детство- пресс 11. Кравченко И. В. , Долгова Т. Л. - Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группа. – М. : ТЦ Сфера, 2010 12. Мартынова Е. А. , Сучкова И. М. – Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2- 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Изд. 2- е – Волгоград: Учитель, 2015 13. Полынова В. К. – Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры –С Пб. ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015 14. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи 3- 7 лет. М. «Сфера», 2015г. 15. Щипицина Л. М. Азбука общения от 3 до 6 лет. С- Петербург. «Детство- Пресс», 1998г. 16. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М. : Просвещение, 1991 17. Леонова Н. Н. Художественно- эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. – СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2014. 18. Книга для чтения в детском саду и дома: 4- 5 лет сост. , Гербова В. В. и др. , Гербова Валентина, Ильчук Н. , Елисеева Л. , Изд. : ОНИКС, 2006.

Оставить комментарий: