a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Особенности поведения детей в период адаптации к условиям детского сада

Опубликовано: 2016-07-25 10:29:43

Адапта́ция – процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. В жизни человека процесс адаптации начинается с рождения и происходит всю жизнь, обусловливая процесс развития. Однако есть периоды, когда процессу адаптации придается особое значение. Один из таких периодов – поступление ребёнка в дошкольную организацию.

Первичное поступление в детский сад, несомненно, является стрессовой ситуацией для ребёнка, условия жизни которого меняются.

Для того чтобы ребёнок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад. Планомерная подготовка к детскому саду в первую очередь укажет на готовность родителей к принятию новой социальной роли ребёнка.

  1. Дома с ребёнком заранее проводятся беседы, цель которых – положительный настрой на детский сад. Если родитель верит, что детский сад – самое лучшее место на земле, так же будет считать и ребёнок, пусть пока на уровне внутренних ощущений.
  2. Заранее расширяется территориальный и социальный опыт ребёнка (прогулки на детской площадке, предоставление возможности поучиться самому найти выход из конфликта, ситуации, тренировка умения общаться, вместе играть, просить и давать игрушки).
  3. Домашний режим максимально приближается к садовскому.
  4. Если родитель определился с выбором дошкольной организации, можно начать осваивать его территорию, приходить на утренние и вечерние прогулки, познакомиться с воспитателями, то есть получить больше разнообразной информации о том месте, где ребёнок будет проводить большую часть времени.

Когда ребёнок пришел в детский сад:

  1. Обязательно соблюдается график адаптации, то есть режим кратковременного пребывания в детском саду начиная с 2 часов.
  2. Ребёнку в период адаптации необходима поддержка родителей, тепло и забота, снисходительность к капризам. Желательно не менять ничего в жизни ребёнка в этот период ( не ездите надолго в гости; не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т. п.) – нервная система детей очень нестабильна.
  3. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребёнку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).

Детский сад является той педагогической организацией, которая может и должна дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребёнка к условиям общественного воспитания.

В семье родители являются постоянными воспитателями. В детском саду же воспитатели сменяют один другого, могут быть различны по характеру, требованиям, по тону общения.

Дети, поступающие в детскую образовательную организацию, ведут себя неодинаково. Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу.

Если до поступления в детский сад ребёнок постоянно находился с мамой или с бабушкой, то утром, когда его приводят в детский сад, с трудом расстается с родными. Затем весь день ожидает их прихода, плачет, отказывается от любых предложений воспитателя, не хочет играть с детьми. Он не садится за стол, протестует против еды, против укладывания спать, и так повторяется изо дня в день. Плач при уходе близкого человека, отрицательное отношение к персоналу, к детям группы, к предложениям поиграть, но бурная радость при возвращении мамы (бабушки или другого члена семьи) являются ярким показателем того, что у ребёнка не развита потребность общения с посторонними.

В практике нередки случаи, когда ребёнок в первые дни приходит в группу спокойно, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но, получив, например, замечание от воспитателя, он резко и в отрицательную сторону меняет свое поведение. Следовательно, когда содержание общения воспитателя с ребёнком удовлетворяет потребностям в нём, это общение формируется успешно, ребёнок безболезненно привыкает к условиям жизни в детском саду. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребёнок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям, имеющемуся у него опыту.

В процессе привыкания ребёнка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения.

Не следует забывать, что на поведение и развитие маленького ребёнка влияет и состояние его здоровья. Ослабленный, болезненный ребёнок может быть капризным, раздражительным или, напротив, вялым, быстро утомляется. Такой ребёнок может отстать в физическом развитии и иметь меньшие показатели по росту и весу, развитию движений. Все это проявляется в первые же дни посещения детского сада.

дети, слабые по состоянию здоровья, труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими. Случается, что ребёнок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.

Особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Они очень болезненно переносят любые перемены в условиях жизни и воспитания. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они и не выражают. Всё новое пугает их и дается с большим трудом. Они не уверены в движениях и действиях с предметами, медленнее, чем другие дети этого же возраста, приобретают необходимые навыки. Таких детей к детскому саду следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. При этом рекомендуется постоянно поощрять и подбадривать детей, помогать им в освоении нового.

Для получения объективного и глубокого представления о состоянии ребёнка в адаптационный период необходимо:

Ÿ  наблюдение за поведением ребёнка во время игр, занятий, прогулок, приёма пищи и т. д.

Об ухудшении эмоционального состояния ребёнка могут свидетельствовать следующие признаки:

Ÿ плач (часто, без причин);

Ÿ замкнутость;

Ÿ скованность, напряжение, пассивность в поведении;

Ÿ негативное отношение ко взрослым, протестное поведение, нежелание с ними контактировать;

Ÿ агрессивное отношение к сверстникам (драчлив, обидчив);

Ÿ нежелание на кого-либо смотреть, вслушиваться в обращение взрослого, реагировать на его уговоры, просьбы;

Ÿ беспорядочное движение рук и ног (суетлив, нервничает);

Ÿ нарушение сформированных умений (не делает то, что умеет);

Ÿ проявление невротических привычек (сосание пальца, раскачивание и т. д.);

Ÿ потеря аппетита (отказ от пищи, возможна рвота);

Ÿ нарушение сна (долго не засыпает, часто просыпается);

Ÿ склонность к частым заболеваниям хронического характера.

Оставить комментарий: