Развитие воли в различных видах детской деятельности

Опубликовано: 23:01:17 02-08-2016

Автор: Никифорова Лия Александровна

Характеристика ребенка как субъекта воли связана с характеристикой ус­ловий его жизни и деятельности в этих условиях. Жизнь задана ребенку как за­дача, как проблемная ситуация, в которой ему необходимо принимать решения и действовать.

Воля развивается в процессе освоения ребенком деятельности во всех ее структурных компонентах. В то же время воля лежит в основе сознательного построения им своей новой деятельности, в основе переноса умения совершить волевое действие из одной деятельности в другую.

Уже в дошкольном детстве закладываются основные виды деятельности: игра, начальные формы труда, деятельность на занятиях.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно в игре возникают и развиваются фундаментальные личностные новообразования.

Характерной особенностью игры становится символизм, оперирование предметами-заместителями, "оторванными" от реальных предметов значения­ми, от реальных ситуаций - смыслами, и сознательное построение своих дейст­вий в соответствии с ними, преобразование реальных предметов в соответствии с собственным замыслом. Все это содержит в себе возможность прогноза своих действий, их сознательной регуляции, переноса в другие ситуации, что является признаком произвольности.

Кубик является одной из самых абстрактных игрушек, в том смысле, что его можно наделить в соответствии с игровым замыслом максимальным коли­чеством любых свойств, "предложить" ему практически любую роль. В этом от него значительно отстают игрушки с достаточно жестко фиксированными свойствами. С помощью кубика ребенок может создавать любую игровую си­туацию и в соответствии с ней строить свои игровые действия. Причем их структуру будут составлять элементы волевого действия (цель, мотив, плани­рование, исполнение, достижение цели и оценка).

Сюжетно-ролевая игра - это осмысленная деятельность с наличием замыс­ла. Она требует от ребенка умение ставить цель, планировать ход действия, выбирать средства достижения цели, подчинять свои действия цели, преодолевать трудности, достигать поставленной игровой цели.

Рисование - одно из самых любимых занятий дошкольников. Изучению рисунков посвящены работы Е. А. Панько, Кольцовой, В. С. Мухиной и других, в которых рисунок рассматривается как результат усвоения ребенком социального опыта, средство изучения межличностных отношений, особенно­стей эмоциональных состояний, мышления.

Нет игры там, где нет отношения ребенка к правилам. Правила - это внеш­ние требования, которые создают для ребенка нормы действия и нормы пове­дения в коллективе играющих. Чем жестче правило, чем большего приспособ­ления оно требует от ребенка, чем больше регулирует его деятельность, тем иг­ра становится напряженнее и острее. Воля ребенка рождается и развивается в игре с правилами. Важным моментом здесь является появление мотива выиг­рать при соблюдении правил.

Применительно к детям дошкольного возраста термин "труд" определяет круг занятий детей. Сюда относится труд, связанный с самообслуживанием: выполнение обязанностей дежурного, уход за комнатными растениями, живот­ными, выполнение заданий и так далее любое их этих заданий должно пред­ставлять для ребенка определенную сложность. "Труд не игра и не забава, он всегда серьезен и тяжел, - подчеркивал К. Д. Ушинский, - само воспитание, ес­ли оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, е при­готавливать к труду'.

Предпосылкой развития воли в труде является регулярное выполнение ре­бенком своих обязанностей.

В исследовании Л. Образцовой и Т. Чумаковой показано, что основой фор­мой трудовой деятельности детей в детском саду являются дежурства. Разви­тие воли происходит здесь в русле формирования у детей определенных знаний и умений.

К. Я. Вязиной были выявлены группы детей, различающиеся по степени развития целеустремленности в труде:

  1. Дети нуждаются в помощи воспитателя при постановке цели труда и ее достижении. При выполнении задания часто отвлекаются, отклоняются от цели.
  2. Дети ставят цель в трудовой деятельности, но достигают ее не самостоя­тельно, а с помощью взрослого.
  3. Дети самостоятельно ставят цель, выбирают средства для ее осуществ­ления, согласуют свои действия с замыслом и действиями других.

Для каждой из выделенных групп вырабатываются свои задачи воспитания воли в труде.

Трудовая деятельность невозможна без волевых усилий, преодоления пре­пятствий. Ничто не является таким мощным механизмом формирования воли, как трудовая деятельность. Поэтому чрезвычайно важно с самого детства пре­доставить ребенку условия для произвольного труда.

Игра дошкольника в органической и естественной форме сочетает в себе два необходимых условия для развития волевого и произвольного действия: с одной стороны, повышение мотивированности, с другой - осознанность пове­дения. Игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для развития этих важнейших сфер психической жизни, потому она и является наиболее эффективным средством формирования и волевого, и произ­вольного поведения в дошкольном возрасте

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: