a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через возрождение подвижных дворовых игр»

Автор: Перова Ирина Александровна Опубликовано: 2016-08-16 11:21:32

Документы для скачивания

«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через возрождение подвижных дворовых игр» Цель: -  Систематизировать представления педагогов о подвижных дворовых играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Актуальность: Проведенные исследования установили, что современные дети много времени   уделяют компьютерным играм. А как мы знаем, долгое проведение за монитором компьютера ухудшает осанку, зрение, нервную систему детей и как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников, происходит снижение двигательной активности. П одвижные дворовые игры, создавая атмосферу радости, делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Своеобразие: Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.   Дворовые игры обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие, избавляют от трансформации негативных эмоций на собственный организм. Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. К сожалению, сегодня мы наблюдаем разрушение игрового пространства детства. Исчезли шумные дворовые компании, забыты скакалки, мячи, городки. А ведь игра — это своеобразный результат освоения и присвоения ребенком социокультурного опыта, результат культурной самоидентификации. В детском игровом сообществе это причастность к миру взрослых, соотнесение себя с группой сверстников, проявление дисциплины и  адекватности поведения в соответствии со взятой ролью. Благодаря знакомству с дворовыми играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей. Наш коллектив пытается привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме детской игры. Однако одним- причем чаще потенциальным участием взрослых возродить субкультуру дворового сообщества невозможно: опыт игровой деятельности передавался из поколения  поколение именно от старших детей к младшим. Младшие дети внимательно следят за действиями старших и перенимают у них цели деятельности, а затем и ее способы. А это значит, что востребованными становятся разновозрастные объединения детей. Но, несмотря на очевидные развивающие возможности дворовых игр, мы в рамках ДОУ, не использовали их в полном объеме. С целью приобщения детей к здоровому образу жизни и гармонизация детских и детско- родительских отношений, а также для передачи культурного наследия из поколения в поколение, раз в неделю, во вторую половину дня на спортивной площадке мы собираем ребят и они играют в различные дворовые игры: игры наших пап и мам, дедушек и бабушек. Детские дворовые игры   воспитывают в ребенке важные качества: умение работать в команде, умение следовать правилам, коммуникативность, ловкость, смекалку и т. д. Интерес малышей к общению и взаимодействию со старшими детьми очевиден: им хочется побыстрее повзрослеть, а вот старшие дошкольники далеко не всегда хотят и умеют  взаимодействовать с малышами — к этому их необходимо мотивировать, этому их надо обучать. Взаимообучение переносит детей в особый мир отношений и переживаний: и большие, и маленькие учатся вместе добиваться успеха. При этом не стоит забывать: у старших дошкольников преобладает деловая и познавательная мотивационная направленность, а у младших — личностная, т. е. личная симпатия и эмоциональная окрашенность отношений. Собирая ребят на площадку, мы с группой активных детей произносим  веселые заклички( «Тай, тай, налетай, кто в «Лапту» играй! », Привлекая детей к игровому взаимодействию, мы сначала предлагали игры на эмоционально- личностное сближение. Это игры, связанные с называнием имен( « Штандер », « Хали- хало, стоп», «Мяч с топотом») , игры тактильного характера, в процессе которых дети держатся за руки( «Ручеек», «Цепи») . Создав на площадке дружескую игровую атмосферу, мы предлагаем детям игры с правилами, с использованием различных атрибутов и условно- символических знаков( «Классики», «Лапта», «Городки», «Жмурки в кругах», « Резиночки ») . На площадке имеются готовые игровые маркеры для дворовых игр( круги, квадраты, коны, разметка футбольного поля, классиков) . В ходе игрового взаимодействия  дети разного возраста ближе познакомились друг с другом, научились ладить, договариваться, следовать правилам, заботиться друг о друге. Родители стали более активными и заинтересованными в жизни своих детей, научились интересно и содержательно проводить с ними свободное время. В результате совместной  игровой, поисковой  деятельности детей и взрослых был создан сборник «Большая коллекция дворовых игр». В своей работе при проведении подвижных дворовых играх учитываю возрастные особенности детей, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения. Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид. В старшем дошкольном возрасте я использовала жеребьевки – угады. Например: один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет и говорит: кто угадает, тому водить. Если игра требует разделение на команды, использую сговор, уговор, подбор. В таких играх вначале выбираю ведущих, затем определяется состав команд, Разделить всех игроков помогаю сговорки, Дети делятся на пары отходят в сторону и сговариваются, между собой придумывая названия смешные клички, чаще в форме рифмовок( Медведя лохматого или козла рогатого) Для младшего возраста выбираю наиболее простые игры, которые привлекали своей напевностью, эмоциональностью. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы. «Зайка беленький сидит »и др. С детьми старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления игрой, развивала интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору( знакомила с пословицами, поговорками, приметами) , а также с календарными народными играми. На Новый год, Колядки проводила следующие игры- «Бабка Ежка », «Жмурки»; «Дедушка- рожок», «Слепой козел», «Звонарь» Масленица: - «Горелки», «Гори, гори ясно», «Лапти», «Вышибала» Я провожу подвижные дворовые игры на прогулке, включаю в непосредственно образовательную деятельность по физической культуре, в развлечениях, динамическом часе, физминутках. Дворовые игры обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие, избавляют от трансформации негативных эмоций на собственный организм. Выводы: . подвижная дворовая игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего воспитания. . Подвижные дворовые игры создавая атмосферу радости, делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.   Дворовые п одвижные игры развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно- сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям. Итак, дворовые подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Оставить комментарий: