a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Развитие речи детей в младшем дошкольном возрасте

Автор: Горбанева Людмила Владимировна Опубликовано: 2016-08-25 21:40:10

Развитие речи детей в младшем дошкольном возрасте

Людмила Горбанева
Развитие речи детей в младшем дошкольном возрасте

Я работаю по теме самообразования «Развитие речи детей в младшем дошкольном возрасте».

Цель моей работы: способствовать своевременному и эффективному развитию речи как средству общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности;

Задачи: развитие связной речи детей с использованием дидактических игр и упражнений; активизация словаря, освоение понятийной стороны слова; изучение, анализ и обобщение литературы по данной теме.

Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением фонетической стороны, словарного состава, грамматического строя языка, а это основные задачи развития речи детей дошкольного возраста.

В младшем дошкольном возрасте речь ребенка носит ситуативный характер и поэтому важно именно в этот период вызвать активность речи, иначе речь будет отставать в своем развитии именно на этой стадии ситуативной речи.

Развитие связной речи в первые годы жизни ребенка происходит в двух основных аспектах: совершенствуется способность к пониманию устных развернутых высказываний, и расширяются возможности передачи собственных мыслей в речевой форме.

Развитие активной речи рассматривается в основном как ответ на обращение взрослого в процессе беседы, рассматривании игрушек и картинок и др., именно этот период считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи, в том числе и ее связности. Поэтому работа по развитию речи в младшей группе строилась и проводилась с учетом этих особенностей. Дети были вовлечены в такую деятельность как: разучивание стихов и песенок, прибауток, подвижные словесные игры, хороводы, игры с пальчиками, рассматривание игрушек и картинок, кукольный театр и др.

Основной для ребенка третьего года жизни является также сюжетно-отобразительная игра. В ней малыш отображает свои впечатления, представления в форме предметных действий с игрушками, развертывает игровой сюжет, т. е. действует в воображаемой ситуации. Поэтому важно включение в педагогический процесс элементов драматизации, пластических упражнений в разнообразные виды деятельности, разыгрывание взрослым инсценировок по мотивам сказок, импровизация с вовлечением детей, просто драматизация сказок, настольный и кукольный театр. Все эти методы и приемы я использовала в своей работе.

Чтобы ребенок в этом возрасте научился высказываться более полно и понятно, взрослый должен терпеливо и последовательно задавать наводящие вопросы, которые помогут малышу излагать свои мысли последовательно и более распространенно. Очень привлекает малышей наблюдение за рисованием взрослого: так интересно угадывать, что он рисует.

Поэтому я использовала следующие приемы – игры: “Догадайтесь, что это?”, “Зарисовка наблюдений”. Играя в игру “Догадайтесь, что это?”, загадывала загадку, при этом рисовала и комментировала: н-р, она красная, длинненькая, вкусная, хрустящая…что это? И уточняла: вкусная морковка? Сочная? Т. е. вызывала речевую активность детей.

Далее я использовала прием рассказывания по набору предметных картинок (их давалось не более трех). Это прием совместного рассказывания с взрослым. Я начинала вести рассуждения, а дети, ориентируясь на картинки, добавляли нужные в данный момент слова. Так активизировалась речь детей, которых трудно было вовлечь в разговор-это Андрей Середин, Данил Салов, Данил Демкин.

Знакомя детей данного возраста со сказками помимо настольного и кукольного театров, ряжения, элементов драматизации, я использовала элементы моделирования сказки. Персонажи сказки преподносились детям в качестве образов, изображенных схематически, т. к. детям легче усвоить образное содержание сказки, н-р, нарисовав кружку ушки, ребенок видит в нем не просто кружок, а зайчика, который прыгает и убегает от лисы и т. д.

К концу младшей группы дети без особого труда включались в активную речевую деятельность, отвечали на несложные вопросы воспитателя, могли рассказать об увиденном в 2-4 предложениях, без труда воспринимали сказки, рассказы и потешки без наглядного сопровождения.

Работа во средней группе подразделялась на несколько этапов. Обучение проводилось на основе взаимосвязи разных задач: словарной работы, формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры.

На первом этапе привлекала внимание детей к отдельным признакам объектов, описывая игрушки в играх: “Узнай по описанию”, “Угадай, что за зверь?”, ”Угадай игрушку”, предлагала детям найти описываемые объекты.

В последующем уже детей приучала выделять объект, его признаки и называть в играх “Что за предмет?”, “Что за овощ?”, “Что у кого?”, “Скажи какой?”. Если сначала подбирались яркие игрушки с большим количеством новых признаков, то затем использовались предметы (овощи, фрукты, одежда, описывая которые, дети называли не только видимые признаки, но и показывали знания о свойствах и качествах предмета (яблоко круглое, красное, большое, сладкое, кислое, вкусное.) Хорошо это получалось у Полины Опеньковой, Шакиры Г., Насти Теплинской, Саши П., Арсения Тимко, Андрея Пшеняника.

Формировала умение видеть начало и конец действий, этому способствовали задания на раскладывание картинок, изображающих действия героев в их последовательности. Ребенку давались 2 картинки: девочка спит, другая – делает зарядку. В играх “Скажи, что сначала, что потом?”, “Добавь слово” (Оля проснулась и … стала умываться; зайчик испугался и … убежал) дети учились называть предшествующие и последующие события.

Для активизации глагольной лексики проводились упражнения “Кто, что умеет делать?”, в которых дети учились подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных (белочка - прыгает, скачет, грызет). “ Где что можно делать?” (в лесу - гулять собирать грибы, ягоды; на реке – купаться, плавать, ловить рыбу).

Формирование навыков повествовательной речи происходило в играх типа “Кто знает, тот дальше продолжает”, основной задачей которых было составление совместно с воспитателем сюжетных рассказов. Легко справлялись с этим Шакира Г, Полина Енкина.

Индивидуальная работа с детьми включала описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Индивидуальная работа проводилась в утренние и вечерние часы и ставила своей целью развитие речевых способностей детей, она предлагалась в форме игры. С отдельными детьми – Данилом Демкиным, Денисом Новцевым, проводилась фонетические, лексические упражнения.

Вне занятий использовала прием как рассказывание о своей любимой игрушке. Как известно, в этом возрасте дети очень любят игрушки и часто приносят свои любимые игрушки из дома в детский сад. Дети описывали свои игрушки. При описании многие дети использовали слова, которые они подбирали на занятии при рассматривании игрушек. Детям очень нравилось, что его любимая игрушка нравится всем, что его внимательно слушают и дети, и воспитатель и то, что он в центре внимания.

Дети стремились приносить игрушки не по одной, а по две и больше. Даже когда этой работой заниматься было некогда, они постоянно напоминали о том, что хотят рассказать о своей игрушке. Мягкая, пушистая, красивая, любимая, нарядная. Описание глаз, носа, ушей (цвет, форма, размер). Называние и описание одежды и ее частей. Описание настроения (веселая, добрая, грустная). Описывали, как с ней можно играть.

Хорошо это получалось у Шакиры Гелуновой, Полины Опеньковой, Полины Енкиной.

Учила детей составлять описательный рассказ о игрушке и о неодушевленных предметах: овощах, фруктах и т. д. При этом опять же использовала иллюстративный материал, опиралась на жизненный опыт детей, на их сенсорные способности: пробовали на вкус, вспоминали что готовят, где растет, какой на ощупь.

Здесь уже в словарь ребенка вводились новые слова: описание не только цвета, но и формы, вкуса. Вводились обобщающие понятия: овощи, фрукты, одежда, обувь, мебель, посуда и т. д. Для закрепления этих понятий часто играли в игры: “Что мы делали, не скажем, а что видели, покажем”, “Съедобное - несъедобное”, “Летает - не летает”, “Чья мама?”, “Сад - огород”, ”Какой формы?”, “Что лишнее?”.

Проводилась работа и по ознакомлению с художественной литературой. А в этом возрасте велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка. Она развивает мышление, воображение, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка и развивает элементы творчества.

Трудность понимания и запоминания книжных текстов заключается в том, что по стилю эта речь отличается от разговорной. Поэтому, знакомя детей с литературным произведением, важно убедится в том, что текст ими понят в полной мере.

Чтобы облегчить детям понимание и запоминание текста, я стала применять прием с использованием мнемодорожек (элементы мнемотехники, а затем уже и мнемотаблиц. Этот прием облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Также мнемодорожки использовала при рассказывании о временах года, что значительно облегчало связность и последовательность изложения.

В результате работы по ним у детей обогащался словарный запас, связность речи, рассказы уже приобретали определенную объемность и последовательность, пополнялись новыми деталями.

Далее при работе со сказками использовала прием “проживания сказки”, вот именно “проживания” сказки. Многие сказки уже были знакомы детям, но знакомы только по содержанию. Моя же задача была ввести детей в сущность сказки, т. е. научить детей понимать действия персонажей, понять сущность каждого из них, анализировать правильность их поступков.

Н-р, сказка “Колобок”. На вопрос, какой был колобок? Дети отвечали: хитрый, т. е. не просто жалели колобка, а еще и анализировали его поступки, хитрый, потому что он всех обманывал, но нашелся тот - кто его хитрее и съел его.

А также играли в игры - “Угадай сказку”, “Разложи по порядку”, “Герой какой сказки?” и др.

Также проводилась большая работа по воспитанию любви к книге, бережному отношению к ней. Была собрана небольшая библиотека красочно- иллюстрированных книг. Кроме этого учили много стихов, песенок, игр с пальчиками, речевых игр, разучивали подвижные игры и многое другое.

Большое внимание уделяла составлению рассказов по серии сюжетных картинок, где от детей требовалось правильно выложить последовательность сюжета и составить рассказ – эта работа проходила в играх “Книжка рассыпалась”, “Угадай картинку” .

К концу средней группы у большинства детей увеличился объем высказываний детей, усложнилась структура предложений, увеличился словарный запас детей; ребята могут без особых затруднений назвать свойства, качества, признаки и действия предмета (опираясь на схемы,строить связные высказывания грамматически правильно.

Хорошо с этим справляются Полина О., Настя Т., Шакира Г., Андрей П., Полина Е. ,Яна К. ,Саша П.

Но требует коррекционной работы речь детей – Сони Старыгиной, Данила Демкина, Иры Шкаликовой, Данила Салова, Дениса Новцева. Над этим нам предстоит работать.

Оставить комментарий: