a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

23.08.2016 г.Образовательный проект "Разработка и апробация модели деятельности школы как центра патриотического воспитания школьников МОУ "Саловская СОШ"(из опыта работы Кугушевой Ю.А.)

Опубликовано: 2016-08-26 13:07:34

Документы для скачивания

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Саловская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Образовательный проект Разработка и апробация модели деятельности школы как центра патриотического воспитания школьников МОУ Саловская СОШ в рамках районного конкурса" Образовательные проекты" среди педагогических работников образовательных учреждений Лямбирского муниципального района Выполнили: заместитель директора по воспитательной работе Самоедова Л. Н, учитель истории и обществознания Кугушева Ю. А. П. с- з. Коммунар, 2016 г. Содержание Паспорт проекта …………………………………………………. . …. . …… …. . . 3 Введе ние ………………………………………………………………………. . . . 5 Цели, задачи и система показателей по достижению целей проекта. ……. . . 6 Ожидаемые результаты и эффек ты реализации проекта……………………. 8 Описание основной проблемы и основани е актуальности её разработки. . . 1 0 Сроки и этапы реализа ции проекта ……………………………………. . . …. . . 1 2 Использование проект ной разработки в образовательной практике школы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 Результаты проекта на 2015/ 2016 учебный год………… ……………. … …. . 19 Ук азание адреса размещения образовательного проекта в сети Интернет……………………………………………………. . ………………… 2 1 Приложение Па спорт образовательного проекта Наименование образовательного проекта Разработка и апробация модели деятельности школы как центра патриотического воспитания школьников МОУ Саловская СОШ Основани е для разработки образовательного проекта Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; Постановление «Об утверждении Положения « О проведении районного конкурса" Образовательные проекты» среди педагогических работников образовательных учреждений Лямбирского муниципального района » Программа школы « Гражданско- патриотическое воспитание школьников» Цель образовательного проекта Разработка и апробация модели школы как центра патриотического воспитания школьников МОУ Саловская СОШ Срок реализации образовательного проекта 201 4 – 201 6 годы Ожидаемые результа ты от реализации образовательного проекта успешная социализация личности и ее гармоничное развитие; позитивная динамика возрастания уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у школьнико в; организация успешного сочетания учебы, досуга, воспитания, возможность сделать досуговую деятельность управляемой и подчиненной целям обучения, воспитания, развития в рамках ФГОС вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми; создание комплекса мероприятий по гражданско- патриотическому воспитанию и обучению в рамках данного проекта; увеличение количества педагогов, участвующих в проектной деятельности; проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий; информатизация образовательного и воспитательного процесса повышение эффективности воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину; создание и развитие в школе единой системы формирования патриотических чувств; сохранение, развитие и эффективное использование потенциала школы патриотической направленности. привлечение общественности к решению проблем патриотического воспитания обучающихся. Управление образовательным проектом и контроль за его реализацией Администрация МОУ  «Саловская СОШ», Совет школы МОУ  «Саловская СОШ» Введение Образовательный проект « Разработка и апробация модели деятельности школы как центра патриотического воспитания школьников МОУ « Саловская СОШ » – нормативно- правовой документ, представляющий систему современных взглядов, принцип ов и приоритетов развития школы в рамках ФГОС. Образовательный проект определяет цели, задачи, механизм реализации и предполагаемые результаты развития, воспитания и социализации обучающихся на период 201 4 – 201 6 годы. Образовательный проект основывается на реализации программы школы « Гражданско- патриотическое воспитание школьников», исп ользовании накопленного интеллектуального, педагогического потенциалов в Саловской средней общеобразовательной школе. Предполагается внедрение разработок и технологий проекта для создания условий развития школы по выбранному направлению. Ко рректировка образовательного проекта осуществляется периодически по результатам ежегодного отчета об итогах реализации конкретного этапа пр оекта. Реализация образовательного проекта предполагает взаимодейс твие школы с органами местного самоуправления, родителями, жителями поселка с- з. Коммунар. Цели, задачи и система показателей по достижению целей проекта Цель образовательного проекта: разработка и апробация модели школы как центра патрио тического воспитания школьников в МОУ Саловская СОШ. Задачи проекта: в не дрение и апробация проектных форм и методов духовно- нравственного и патриотического воспитания и обучения; разработка и апробация критериев и показателей, диагностических материалов для мониторинговых исследований; р азработка и внедрение программы психолого- педагогичес кого сопровождения проектной дея тельности и процесса духовно- нравственного и патриотического воспитания и обучения; распростра нение и обобщение инновационного опыта образовательного учреждения в области гражданско- патриотического воспитания и обучения школьников; разработка методических рекомендаций и материалов( сценарии, конкурсы, экскурсии, походы, театральные постановки) , способствующих функционированию и развитию школы как ц ентра духовно- нравственного и патриотического воспитания и обучения; р азвитие системы мотивации педагогических и управленческих кадров МОУ Саловская СОШ, задействованных в работе с обучающимися, и их профессиональный рост; р азработка и внедрение проектов по следующим направлениям: кружок «Юный патриот»; комплекс мероприятий «Дни боевой славы» стена «Города- Герои»; киноакция «Великой Победе посвящается…» гражданско- патриотическое направление в учебной деятельности; методическая копилка; Приоритетными направлениями деятельности по достижению сформулированных целей являются следующие: военно – патриотическое воспитание – составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у школьников глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите, воспитание чувства гордости за русское оружие, уважение к его военной истории, стремление к военной службе, сохранение и приумножение его воинских традиций; национально – патриотическое воспитание формирует в детях чувство любви к малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой народ; гражданское воспитание – формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу; духовно- нравственное воспитания – осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев общества, как любовь, взаимопомощь, почитание старших, забота о младших, ответственность за другого; бережное отно шение к жизни человек. Система показателей по достижению целей проекта: объединение усилий педагогического сообщества в решении проблем духовно- нравственного и патриотического воспитания и обучения в условиях социального партнерства и сетевого взаимодействия; апробация модели деятельности – школа как центр духовно- нравственного и патриотического воспитания и обучения школьников; внедрение современных механизмов реализации целевых программ и проектов в данной сфере; создание модели интеграции учебной, внеучебной и воспитательной деятельности в условиях общеобразовательной школы; п овышение качества знаний, гражданской, нравственной, правовой культуры; р азработка методического материала для проведения уроков, конференций, круглых столов, мастер- классов, элективных курсов, кружков, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и внедрения социальных проектов; п овышение социальной активности и уровня социализации и самореализации школьников; повышение уровня воспитанности обучающихся; разработка и апроб ация программы мониторинговых исследований и психолого – педагогического сопровождения в процессе гражданско- патриотического воспитания; в овлечение родителей в воспитательный процесс; публикация материалов школы по указанной проблематике в СМИ, Интернет; Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта Участники образовательного процесса Ожидаемые результаты Ожидаемые эффекты Учителя дополнительные возможности личностного и профессионального роста; увеличение количества педагог ов, участвующих в проектной деятельности; проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий реализация профессиональной педагогической компетентности. формирование положительной мо тивации учительского коллектива; профессиональное развитие педагогов; рост творческой активности, участие в муниципальных, регионал ьных профессиональных конкурсах. Обучающиеся гармоничное развитие личности, её успешная социализация; выработка и реализация умений и навыков активного и ответственного участия в жизни общества и государства; возрастание уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у школьников; увеличение количества детей, охваченных мероприятиями по духовно- нравственному и патриотическому воспитанию рост социальной активности обучающихся, осознанное стремление к самореализации в познании, общении, профессиональном самоопределении, трудовой деятельности формирование потребности постоянно обновлять и увеличивать объем своих знаний; формирование высокого уровня правовой, политической культуры и культуры прав человека и гражданина; уменьшение негат ивных проявлений среди учащихся, повышение уровня правопорядка Родители обучающихся увеличение количе ства родителей, участвующих в жизнедеятельности школы; высокая степень удовлетворенности качеством предоставляемых услуг по духовно- нравственному и патриотическому воспитанию и обучен ию детей Администрация обеспечение развития образовательной среды в соо тветствии с требованиями ФГОС; создание банка проектных форм и методов работы по духовно- нравственному и патриотическому воспитанию и обучению; повышение результативности образовательного и воспитательного процессов в школе; информатизация образовательного и воспитательного процесса обогащение содержания школьного образования такими ценностями, как права и свободы человека, демократическое участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов России, патриотизм, гражданственность; эффективность участия школы в социальных и гражданских акциях, творческих конкурсах, конференциях различного уровня; повышение рейтинга школы Описание основной проблемы и обоснование актуальности ее разработки Патриотическое воспитание в условиях с овременного российского образования приобрело особое значение. Это связано с его глубинными изменениями, необходимостью коренного пересмотра существующих средств и методов патриотического и духовно- нравственного воспитания. В соответствии с требованиями ФГОС образовательный и воспитательный процессы должны быть направлены на всестороннее развитие ребенка, осознание своей сопричастности не только к семье, классу, школе, но и общностям более высоких по рядков – к стране, к своей малой Родине. Необходимы нормативно- прав овое, методическое, психолого- педагогическое обеспечение и сопровождение процесса, в том числе создание учебно- методических и методических комплексов в сфере патриотического духовно- нравственного воспитания школьников. В рамках реализации инновационного проекта будет представлена система работы педагогов и обучающихся в условиях комплексного подхода к патриотическому и духовно- нравственному воспитанию, построенному на принципах сотворчества, воспитания успехом, социального партнерства и сетевого взаимодействия. Залогом успеха станет сотрудничество семьи и школы, социума, социальных партнеров, формирование ключевых компетенций и компетентностей у обучающихся, начиная с младшего школьного возраста. Учитывая вышеизложенное, данный проект актуален и значим для муниципальной и региональной систем образования. Он позволит: объединить усилия педагогического сообщества в решении проблем патриотического, духовно- нравственного воспитания в условиях социального партнерства и сетевого взаимодействия; ап робировать модель деятельности – школа как центр духовно- нравственного и патриотического воспитания и расширения внеурочной деятельности; предложить современные механизмы реализации целевых программ и проектов в данной сфере; разработать и апробировать программы мониторинг овых исследований и психолого- педагогического сопровождения в процессе патриотического и духовно- нравств енного воспитания в МОУ Саловская СОШ. Новизна проекта состоит в: разработке и апробации ком плексной модели патриотического воспитания школ ьников в условиях МОУ Саловская СОШ; разработке и апробации модел и деятельности школы как центра патриотического воспитания и расширения внеурочной деятельности; разработке и апробации содержания, современных методов и форм взаи модействия педагогов в области патриотического, духовно- нравственного воспитания; создании современных интегрированных программ, их методическом и дидактическом обеспечении; создании модели интеграции учебной и внеучебной деяте льности в условиях МОУ Саловская СОШ Сроки и этапы реализации проекта № п/ п Этап проекта Сроки Содержание этапа Подготовительный этап 2014 год анализ проблем, связанных с реализацией проекта; подготовка нормативно- правовой документации; экспертная оценка возможности реализации проекта; развитие методической и материальной базы для реализации проекта Основной этап 2015 год разработка и внедрение инструментария для проведения мониторинга достиже ния поставленных в образовательном проекте целей и задач; апробация форм и методов, способствующих развитию творческого потенциала личности в контексте духовно- нравственного и патриотического воспитания, интеграции общего и дополнительного образования; формирование гражданско- патриотической позиции учащихся через систему традиционных дел: киноакции «Великой Победе посвящается…»; акция «Часовой у Знамени Победы» акция «Сирень Победы» акция «Георгиевская ленточка» акция «Бессмертный полк» акция «Солдатская каша» уроки мужества «Эхо Афгана», «Не утихающая боль» конкурс рисунков «Миру – мир! » выставки творческих работ; праздники «Де нь знаний», «Я – гр ажданин России», « Никто не забыт, ничто не забыто »; е диный урок истории «Крым – ты частица России» в оенно- спортивные игры «Веселые старты», «Зарница»; классные родительские собрания на тему «Нравс твенность – основа патриотизма»; декада военно- пат риотической работы «Через года – помните…»; к онкурс «Защитник Отечества»; традиционный календарь памятных дат( Битва под Москвой, Снятие блокада Ленинграда, Стлаинградская битва, Курская битва и т. д. ) ; Заключительный этап 2016 год систематизация и обобщение результатов реализации проекта и определение перспектив дальнейшего развития школы и инновационной деятельности; создание банка инновационных технологий гражданско- патриотического воспитания и обучения; подготовка материалов по проекту к публикации; мониторинг качества выполнения проекта; распространение накопленного инновационного опыта в форме обучающих семинаров, мастер- классов, индивидуальных консультаций; презентация результатов реализации проекта, продуктов инновационной деятельности Использование проектной разработки в образовательной практике школы Педагогический коллектив МОУ Саловская СОШ на протяжении многих лет работает над проблемой патриотического воспитания учащихся как в урочное, так и во внеурочное время. В  целях  патриотического  воспитания  детей  и  подростков,   в  связи  с  празднованием   70- ой  годовщины Победы   в  Великой  Отечественной  войне и объявленными в честь юбилея Победы акциями, цель которых   почтить память близких, причастных к событиям Великой Отечественной войны школа  активно подключилась к участию в акциях. 14 апреля обучающиеся школы стали участниками общественно- патриотической акции «Часовой у Знамени Победы», которая открылась торжественной линейкой, продолжилась вахтой Памяти и завершилась у памятника погибшим воинам передачей Знамени Победы Х. Лопатинской школе. На мероприятии присутствовал Глава с/ поселения Ноздрин Н. А. Киноакция «Великой Победе посвящается…» проходила каждый понедельник в 14. 00ч. Просмотрены фильмы» Орленок, Судьба человека, Звезда, докумен тальная хроника великих битв Великой Отечественной войны и др. В акции «Сирень Победы» участвовала вся школа и Глава с/ поселения Ноздрин Н. А. В память о Великом сражении сирень была посажена у школы и у здания с/ Совета. Очень интересным и познавательным было мероприятие, посвященное старту общественно- патриотической акции «Георгиевская ленточка». По традиции мероприятие открылось торжественной линейкой, затем в компьютерном классе с использование ИКТ провели экскурс в историю Георгиевской ленточки, проведена была тематическая викторина, в завершении исполнялись песни ВОВ и песня День Победы. Все учащиеся и педагоги школы в течении 2- х месяцев, апрель, май осознанно, с чувством гордости за свою Родину носили на груди Георгиевскую ленточку. Так же торжественно и массово проведены и другие акции. Участниками акций были все учащиеся 1– 11 классов, педагогический коллектив и общественность. В течении учебного года велась и другая работа патриотической направленности. Неоднократно в течение года учащиеся разных классов посещали музеи Боевой и Трудовой Славы в г. Саранск. Вместе с тем, по традиции ведется работа в рамках акции «Память »- уход за памятником воинам, погибшим в ВОВ и за мо гилами умерших ветеранов войны. В рамках месячника гражданско- патриотического воспитания, посвященного Дню защитника Отечества, проводимого ежегодно прошло много мероприятий, охватывающих все классы. В 5- 11 классах были подготовлены стенгазеты «С праздником, защитники Отечества», учителем физкультуры и классными руководителями- праздничный смотр строя и песни, конкурсы на лучшее чтение стихов о подвигах, мужестве, славе, мире. К 26 годовщине со дня вывода войск из Афганистана. - 15 февраля прошли мужества в 5- 11 классах «Эхо афгана», День здоровья, военно- спортивный праздник- соревнование. В рамках патриотического воспитания проведено множество мероприятий, воспитывающих гордость за нашу страну: устный журнал с применением ИКТ к 80- летию Ю. Гагарина, ответственная Еремина Е. А. В начальном звене проведен классный час «Год культуры России», цель которого: воспитание любви к своей стране, развитие логического  мышления и познавательного интереса детей, в 8 классе достойно проведено мероприятие «Я гражданин России! ». Не остается безучастной жизнь школы к тому, что происходит в мире. В связи с ситуацией на Украине были проведены: Единый урок истории «Крым – ты частица России», и др. Значимым, трогательным, запоминающимся, необычным по форме проведения стало мероприятие «Никто не забыт, ничто не забыто», подготовленное и проведенное заместителем директора по воспитательной работе Самоедовой Л. Н. В постановке были задействованы учащиеся 1– 11 классов, которые с огромным желанием готовились к выступлению и прекрасно смогли реализовать себя на сцене. В зале не было равнодушных, мало кому удавалось сдерживать слезы. Режиссура, артистичность детей, использование видео материалов, организация мероприятия и оформление зала позволили достучаться до каждого присутствующего и еще раз доказать, что главное на планете – это мир. Ведущими театрализованного представления, в котором было показаны четыре года как на фронте так и в тылу, были молодые педагоги – Кугушева Ю. А. и Фролова Ю. В. В рамках патриотического воспитания ежегодно проводится акция «Память», в ходе которой осуществлялся уход за памятником воинам, погибшим в ВОВ, были проведены классные часы, посвященные годовщине Победы в Великой Отечественной войне с приглашением ветеранов ВОВ, детей войны, представителей общественности. Члены детской организации Тигранян К, Савинова В. совместно с учителем истории и классными руководителями посещали ветеранов ВОВ, а также учащиеся школы приводили в порядок могилы умерших ветеранов войны. В 5- 11 классах были подготовлены стенгазеты «Поздравляем защитников Отечества», учителем физкульту ры и классными руководителями – праздничный смотр строя и песни, «Нет войне! », конкурсы на лучшее чтение стихов о подвигах, мужестве, славе, мире, к 25 годовщине со дня вы вода войск из Афганистана. 15 февраля прошли мужества в 7- 11 классах «Не утихающ ая боль», День здоровья, конкурс рисунков «Миру – мир» 1- 4 кл, Военно- спортивный праздник «Мы – сыны Отечества! », Классные родительские собра ния на тему «Нравственность – основа патриотизма». При проведении месячника использовались ИКТ и разнообразные формы работы: - тематические классные часы; - экскурсии, поездки; - организация тематических выставок; - линейки; - мероприятия, направленные на развитие интеллектуальных способностей( познавательные игры, викторины и т. д. ) ; - мероприятия, направленные на развитие творческого потенциала( тематические вечера, смотры, концерт) ; - спортивные мероприятия; - разработка и реализация тематических социальных проектов. - мероприятия, приуроченные к историческим датам. Месячник военно- патриотического воспитания   занимает огромное значение в воспитательном процессе школы по формированию духовно- нравственных качеств личности, гражданской ответственности и правового самосознания. На сегодняшний день в реализации целей и задач месячника принимают участие педагогический состав школы, педагоги дополнительного образования, работники ДК, Администрация Сельского поселения, родители. Ряд мероприятий по патриотическому воспитанию было подготовлено и проведено Самоедовой Л. Н. и Кугушевой Ю. А. к памятным датам ВОВ: к юбилею битвы под Сталинградом «Двести дней и ночей у ворот ада» для 1– 11 классов, «Блокада», День юного героя антифашиста, в котор ых принимали участие все классы, м узыкальная конкурсная програ мма «День защитника Отечества». В начально м звене проведен классный час «С любовью к России», цель которого: воспитание любви к своей стране, развитие логического  мышления и познавательного интереса детей. Мальчики участвовали в конкурсах, где проявляли смекалку и находчивость. Мероприятие было весёлым и познавательным. В связи с ситуацией на Украине были проведе ны: Единый урок истории «Крым – неотъемлемая часть нашей истории и культуры», конкурс рисунков «Крым и Россия – едины! », конкурс школ ьных сочинений «Будущее Крыма в составе России» и др. Начиная с 2015/ 2016 учебного года в 5 классе ведется кружок «Юный патриот» учителем истории Кугушевой Ю. А. Одним из направлений можно считать краеведение, где ребятам предлагается изучить историю своей семьи, своего района, города. Интерес вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная», где ребятам предлагается вместе с родителями составить родовое древо своей семьи, собрать старые фотографии, изучить семейный архив. Главным условием успеха является творческий союз детей и взрослых, объединённых общими целями, общей деятельностью. В школе накоплен опыт взаимодействия с семьёй. Педагогический коллектив постоянно ведёт работу по укреплению связи с родителями учащихся на основе дифференцированного подхода к семье. Школа видит свою цель работы с родителями в том, чтобы, вооружив их психолого- педагогическими знаниями, привлечь их к организации жизни и деятельности школы. Родители активно участвуют в жизни классов, помогают в подготовке и проведении мероприятий. Воспитательный эффект тех мероприятий, где взрослые и дети – одна семья, очень высок. Р езультаты проекта на 2015/ 2016 учебный год Результативность работы школы по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой родины. Реализуемый проект дает положительные результаты. Теоретически обоснованная и созданная система форм и методов воспитательного воздействия на обучающихся способствует повышению уровня патриотического воспитания учащихся: - обучающиеся освоили определенный объем знаний исторического прошлого родного края, его культурного наследия, познакомились с деятельностью знаменитых земляков; - формируются положительные качества личности: патриотизм, активная гражданская позиция, ответственность, экологическое поведение. В совокупности обретение этих знаний, умений, качеств способствует формированию патриотической компетентности обучающихся. Школьники в течение учебного года участвовали в различных конкурсах, занимались исследовательской деятельностью. В частности, ученица 9 класса Алексахина Л. представляла школу с работой" Труженики тыла" на конкурсе" Калейдоскоп профессий" . Тигранян К. занималась исследованием истории своего прадеда ветерана войны. Результатом ее работы стал труд" Герой в моей семье" , прошедший на районный конкурс исследовательских работ. Ученица 4 класса Варина Л. Заняла первое место в конкурсе" Государственная символика" с работой" Герб России" . В рамках реализации данного проекта, учащимися совместно с учителем истории Кугушевой Ю. А. и заместителем по воспитательной работе Самоедовой Л. Н. было положено начало созданию школьного музея, посвященного ветеранам войны и труда п. с- з. Коммунар. Все вышеперечисл енное говорит о том, что проект" Разработка и апробация модели деятельности школы как центра патриотического воспитания школьников МОУ Саловская СОШ" – это эффективный нормативн ый документ, который можно рекомендовать для образовательных учреждений любого типа. 9. Указание адреса размещения инновационного проекта в сети Интернет с цел ью его общественного обсуждения Материалы образовательного проекта размещены в разделе" Файлы" на сайте учителя истории и обществознания Кугушевой Ю. А. – http: / / multiurok. ru/ historiyulya/ . " День неизвестного солдата" Приложение 36188652152651525905215265- 389890215265 Киноакция «Великой Победе посвящается…» 4054475191135- 389890191135 Урок Победы 368871532385- 38989027305 «Часовой у Знамени Победы» 3013075247015- 368300233045 3137535144780- 36830089535 «Георгиевская ленточка –символ Победы»- 29400542545 «Бессмертный полк»- 2413001479553086100147955 99187017780 «Солдатская каша» 3299460103505- 241300103505 В гостях у ветерана ВОВ Паршина Н. Е. накануне Дня защитника Отечества 124777513335 Сбор дружины «День юного героя антифашиста»- 3479802876553246755287655- 284480347345 В Краеведческом музее В музее Боевой и Трудовой Славы в г. Саранск 2438400285750- 3911602622556610352676525

Оставить комментарий: