a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Педагогический опыт воспитателя Кожевниковой Анны Григорьевны

Опубликовано: 2016-09-02 14:35:09

Документы для скачивания

Для чего мы рождаемся на этот свет? В чем наше предназначение? Выбор профессии для каждого человека является определенно важным моментом, поскольку вся дальнейшая жизнь его будет зависеть от того состоялся ли он как личность. Для меня вопрос «Кем быть? » был решен, наверное, еще в детском саду, в который сама ходила с большим удовольствием. До сих пор помню и поддерживаю связь с педагогами, которые воспитывали меня. Они то и разглядели во мне будущего педагога.

Свой первый практический педагогический опыт получила, проходя практику в Зарайском детском саду № 3. Эта работа дала мне большой опыт в общении с детьми. Затем началась работа в Шингаринском детском саду. Это мой родной детский сад, здесь воспитывалась я сама. Теперь и я посвятила себя дошкольникам. С гордостью говорю о том, что работаю ВОСПИТАТЕЛЕМ.

Тема опыта: «Формирование нравственных качеств в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста».

1. Актуальность и перспективность опыта.

Быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, но и огромное терпение, постоянно находиться в творческом поиске, вносить в работу что-то новое. Наша профессия нужна и даёт обществу детей, подготовленных к дальнейшей жизни, уверенных в себе, желающих учиться дальше.

Ребенок, это самая главная ценность в моей деятельности и я, как педагог, несу ответственность за то, чтобы этот ребенок состоялся, как личность, то есть не был сломан, унижен, чтобы он узнал, кто он, понял, каковы его возможности, что он умеет, чего хочет и чего не хочет.

В своей работе я придерживаюсь личностно-ориентированного подхода, поскольку считаю его фундаментальным. Именно дошкольное образовательное учреждение, по моему мнению, может в полной мере реализовать его, ведь у нас – воспитателей гораздо больше времени на общение с ребенком, нежели у учителя на школьных уроках.

 Около двух лет работаю в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Шингаринский детский сад». В детском саду функционирует 1 разновозрастная группа.

Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одна, с моей точки зрения, беда — они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, интересы их однообразны: куклы Барби, модели машинок, компьютеры, игровые приставки. А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе? Как заставить их душу «трудиться»? Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни?

2. Условия формирования опыта.

В результате изучения соответствующей литературы и наблюдений я поняла, что дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности и формировании основных моральных качеств.

Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Простое, а порой и скучное обучение не обеспечивает ребенку всестороннего нравственного развития.

Помочь детям избежать вышеперечисленные трудности могут только развивающие игры. Они содействует проявлению и развитию способности к песенному, игровому, танцевальному творчеству; помогают им почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрести уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать, в формировании привычки к правильному моральному выбору.

 Нравственное воспитание присутствуют во всех сферах деятельности дошкольников, оно формирует память, творческие процессы, логическое мышление и физические качества. Нравственное воспитание детей – это чрезвычайно важный и эффективный способ познания мира, себя, а также способ целенаправленного психического развития, формирования личности и интеллекта ребенка.

Цель опыта состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.

Ведущая идея опыта – раннее нравственное воспитание, способствующее всестороннему развитию дошкольников.

 3. Теоретическая база опыта.

В основе моего педагогического опыта лежат, в первую очередь, учебно-методические пособия:

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Под редакцией: Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;

2.     И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»;

3.     В.Б.Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа»;

4.     Л.В.Куцакова «Конструирование из строительных материалов. Подготовительная к школе группа»;

5.     Т.В.Игнатьева «Тренировочные вопросы для проверки готовности ребенка к школе».

6.     Д.Денисова, Ю.Дорожин «Математика для дошкольников подготовительной к школе группе» (рабочая программа);

7.     Д.Денисова, Ю.Дорожин «Обучение грамоте для дошкольников подготовительной к школе группе» (рабочая программа);

4. Технология опыта.

 Единство и взаимодействие проявляются по-разному в разных видах деятельности. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

 Нравственное воспитание – это спортивный комплекс, но… для ума, для развития способностей ребенка. Щедра ли природа на таланты? К счастью, человечество ставит перед собой только разрешимые задачи. Проникнув в одну из великих тайн природы – тайну возникновения и развития творческих способностей, люди научатся выращивать… таланты

 Оказывается, природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности!

 Наша обязанность – помочь ребенку стать нравственно воспитанной личностью.

Новизна опыта заключается в воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста через их всестороннее развитие, формирование творческого подхода к решению всех вопросов, воспитание у детей правильного отношению к окружающему миру. 

Нравственное воспитание — это самое важное дело малыша. Для детей это такой же естественный процесс, как прием пищи, питье, сон. У них нет иного способа познать окружающий мир, приобрести основные навыки и умения. Любое нравственное воспитание подразумевает получение определенного опыта, необходимого дошкольникам для полноценного развития. В основе всех научных методик по воспитанию и развитию дошкольников лежит игровая педагогика. По заключению педагогов и психологов, именно нравственное воспитание дает детям возможность раскрыть в полной мере свой интеллектуальный, эмоциональный и физический потенциал, помогает в доступной форме освоить и осмыслить получаемую информацию. Детей в дошкольном возрасте нельзя принудить к чему-либо, заставить быть внимательными и усидчивыми. Малыши просто физически не способны на это — все системы их организма находятся на начальных стадиях своего развития и не подчиняются жесткому волевому контролю. Но детей можно увлечь, заинтересовать и развить вышеупомянутые качества посредством создания игровых ситуаций.

 В нравственном воспитании все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии.

 Мною были определены основные принципы, которые легли в основу исследования:

 1. Принцип целенаправленности. Я учитываю, что цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для всестороннего развития дошкольников.

2. Принцип систематичности и последовательности. Только систематичное и последовательное применение нравственного воспитания позволит достичь максимальных результатов в развитии детей.

3. Принцип доступности. Опираясь на него, я учитываю возрастные и психологические особенности детей, их потребности и интересы, уровень подготовленности.

4. Принцип наглядности. С этой целью в группе оборудованы уголки: развивающих игр, патриотический, духовно- нравственный; библиотека.

5. Принцип интегрированного подхода. Благодаря нравственному воспитанию в единое целое объединяются самые разнообразные виды деятельности.

6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Благодаря нравственному воспитанию дети очень быстро усваивают нормы и правила поведения, быстрее развиваются.

7. Принцип адаптивности. С большим вниманием отношусь к индивидуальным и психо-физиологическим особенностям каждого ребенка.

8. Принцип прочности. Я стремлюсь к тому, чтобы знания, полученные во время игр, постоянно находили применение в повседневной жизни.

Все выше перечисленные положения ведущих принципов обучения, воспитания и развития являются стержневой основой моей педагогической технологии.

5.Анализ результативности опыта.

Вся моя педагогическая деятельность направлена и сконцентрирована на всестороннее развитие ребенка, с упором на развитие нравственных основ личности в процессе формирования представлений о дружбе, другими словами  на формирование у детей дружеских взаимоотношений.

Особое значение в формировании личности дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности.

В целом понятие «дружба» - это не только чувства, эмоциональная привязанность, но и феномен нравственных категорий, таких, как сочувствие и сопереживание. Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразующее значение.

В своей работе я использую коллективную, индивидуальную и фронтальную форму проведения занятий.

Нравственное воспитание дали мне возможность лучше направлять детей, учить их активно мыслить, изобретать, фантазировать в разумных приделах.

Несмотря на небольшой педагогический стаж, я имею СВИДЕТЕЛЬСТВО о создании Портфолио на Международном Образовательном Портале МААМ. Также мои личные заслуги награждены Грамотами: заIII место в муниципальном конкурсе «Флора-дизайн», за организацию работы с родителями. Дипломы: Лауреата Всероссийского творческого конкурса «Рассударики», за II место во Всероссийском конкурсе «Радуга Творчества», за активное участие и помощь в подготовке и проведении мероприятий ко Дню Победы, к 8 Марта, ко Дню Матери. Имею Благодарственное письмо за активное участие в мероприятиях Федерального конкурса «Радуга Творчества».

Мои милые воспитанники тоже не остались без наград: Грамотами и Дипломами награждены – Кандаева Алена (за участие в Международной акции «Кормушка для пичужки» и за участие в муниципальном Фестивале-конкурсе детского творчества «Пластилиновая ворона»), Еремкина Елена (за участие во Всероссийском открытом конкурсе рисунков «Пусть всегда будет солнце!»), Канайкина Эля (за участие во Всероссийском творческом конкурсе «Снежинки-веселинки»), Симонов Никита (за участие в Международном детском творческом конкурсе поделок «Весеннее настроение»).

А самая лучшая награда за мою работу – сияющие глаза детей, их стремление постоянно узнавать что-то новое, быстрый изобретательный ум, умение быстро ориентироваться в любой ситуации:

* появилась инициативность, активная жизненная позиция;

* стали проявляться раскованность, коммуникативные навыки, уверенность в своих силах;

* выросли самостоятельность и любознательность, сообразительность и умелость, дети стали более крепкими и выносливыми.

Таким образом, проведенная работа благотворно отражается на знаниях, умениях и навыках детей.

6.Трудоёмкость опыта.

 Мною были определены основные условия успешного развития творческих способностей, которые легли в основу исследования:

 1. Раннее начало. Раннее чтение, раннее знакомство и работа со всякими инструментами и материалами дают толчки развитию самых разных способностей.

 Предметно-развивающая среда должна опережать развитие детей: разнообразные книги и карты, спортивные снаряды, строительные материалы. Все это способствует всестороннему развитию детей.

 2. Максимальное напряжение сил. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще ребенок добирается до предела своих возможностей и постепенно поднимает этот предел.

 3. Предоставление большой свободы в выборе деятельности. Желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.

4. Доброжелательная помощь взрослых. Очень важно не превратить свободу в безнаказанность, а помощь - в подсказку. Нельзя делать ЗА ребенка то, что он сам может сделать, думать ЗА него, когда он сам может додуматься.

Все вышеперечисленные условия развития творческих способностей детей являются стержневой основой моей педагогической технологии.



7. Адресность опыта.

Я готова к педагогическому общению, активно пропагандирую свои находки и рекомендую их к использованию в педагогической практике. Охотно я делюсь своим опытом, выступая на муниципальном секционном занятии, в ДОУ даю открытые занятия. Мои работы представлены в сети Интернет: наМеждународном Образовательном Портале МААМ.

8. Наглядные приложения.

Публикации на сайте: http://www.maam.ru/users/465185 и получение Свидетельства

Оставить комментарий: