Структура волевого действия у дошкольника

Опубликовано: 10:23:49 04-09-2016

Автор: Никифорова Лия Александровна

Волевое действие в своем развитом виде имеет сложную структуру, в которую включают осознанный, мотивированный выбор цели, принятые решения, планирование, исполнение намеченного, совершение усилий в процессе преодоления препятствий, оценка полученного результата.

Психическая структура волевого акта

Побуждение к совершенствованию действия

желание влечение

Осмысление цели действия

Принятие решения действовать

Борьба мотивов

Волевое усилие

Внутреннее волевое действие внешнее исполнение волевого

действия

1. Осознание цели действия

Обращение к работам Л. И. Божович, А. В. Запорожца, Л. М. Головиной позволяет охарактеризовать цели, целеобразования, определить их значение для развития волевого действия дошкольника.

Волевое действие начинается с целеобразования всегда в форме осознания потребностей и предметов их удовлетворения.

Побуждение (цель, потребность, идеал) становится движущей силой волевой активности ребенка, когда содержит в себе противоречие между неудовлетворяющим настоящим и желанным будущим.

В раннем детстве, когда волевое действие ребенка развивается в системе "действие - операция", цель ребенка содержит взаимосвязь представлений о том, что достигать и как достигать. Смысловой аспект действия раскрывается взрослым.

В дошкольном возрасте волевое действие развивается в системе "действие - деятельность", происходит становление смыслового аспекта цели. Цель отражает взаимосвязь представлений о том, что достигать, как достигать и зачем достигать.

В целом выделение цели действия как представления о его продукте и умение регулировать ею свои действия - первое и необходимое условие формирования деятельности, новообразования дошкольного возраста.

Формирование и реализация целей рассматривается не только как этап волевого действия, но и является существенным моментом в становлении самосознания личности в целом.

2. Выбор цели действия

Дошкольный возраст - важный этап в формировании умения выбирать. Интересные опыты были проведены Л. А. Гарсиашвили. В первом варианте перед ребенком ставили два сосуда с жидкостями разного цвета и предлагали выпить одну из них. Здесь констатировалось предпочтение по непосредственному впечатлению. Во втором варианте ребенку говорили, что в одном сосуде жидкость приятная на вкус, но вредная, во втором — неприятная, невкусная, но полезная, и предлагали выбрать жидкость для питья. Здесь создавался конфликт непосредственного впечатления и осознания значимости поступка.

Результаты эксперимента позволяют сделать вывод о том, что у младших детей побуждением к действию является непосредственное впечатление, а не осознание отдаленных последствий действия.

Развитие воли дошкольника связано с умением осуществить выбор на

основе предвидения последствий своих действий. Осуществление избирательного поведения, выбор-признак отхода от импульсивного поведения, когда ребёнок не предвидит последствий своих действий.

3. Мотивы выбора цели. Борьба мотивов

Самым характерным для волевого действия, отмечал Л. С. Выготский, является свободный выбор, определяемый не извне, а изнутри, то есть мотивированный самим ребенком!"

Выбор цели или отказ от нее должен быть ребенком обоснован, то есть мотивирован. Мотив - это побуждение к деятельности.

В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин отмечали, что к концу дошкольного детства возникают новые мотивы поступков и действий, среди которых особое значение приобретают нравственные мотивы, мотивы общественные по содержанию, связанные с пониманием взаимоотношений людьми, мотивы долга, самолюбия, соревнования. Новообразованием в развитии мотивов волевого действия является то, что поведение ребенка может направляться не только окружающими его предметами, но образами, представлениями предметов, представлениями об отношении к его действию других людей (сверстников и взрослых).

Борьба мотивов может проявляться, когда необходимо осуществить

выбор варианта из нескольких возможных действий.

4. Связь мотива и цели

Для осуществления волевого действия ребенку необходимо не только определить цель и мотивировать ее достижения, но и установить отношение мотива и цели, отношение между тем, что достигать и почему. Если дети не могут найти смысл своего действия, то цель не достигается. Например, если предложить дошкольникам обводить и вырезать кружочки бумаги, дети вскоре прекратят выполнение. Если же они до начала работы будут знать, что из кружочков могут изготовить елочные игрушки, весь объем предложенный им работы будет выполнен.

Структура деятельности может быть такова, что мотив и цель в ней совпадают, сливаются в одном предмете. Цель и мотив совпадают в действиях, по- буждаемых чувствами и желаниями ребенка, когда прямой результат будет тем,ради чего оно выполняется. .

Л. С. Выготский отмечал, что в волевом действии борьба часто переносится на момент принятия решения. Волевое действие направляется как бы по линии наибольшего сопротивления.

5. Соотношение цели и достигнутого результата

В дошкольном возрасте дети начинают выделять цели в разных видах деятельности, подчинять им свои действия.

В экспериментах В. К. Котырло, В. С. Мухиной, А. В. Суровцевой показано, что длядошкольников характерны быстрая постановка и частая смена целей, недостаточная их осознанность, сильное эмоциональное переживание.

В целом,поведение дошкольника характеризуется импульсивностью (зависимостью от стихийно складывающихся внутренних влечений) и стихийностью (чрезмерной зависимостью от случайных внешних обстоятельств).

Степень свободы выбора цели (даже если ребенок выбирал задание, которое называл своим любимым) не влияло на успешность ее достижения. Типичной была ситуация, когда дети помнили цель своих действий (правильно называли, какое у них было задание, но не выполняли задание, объясняли это тем, что выполнять они забывают.

6. Планирование как элемент волевого действия

Планирование - это составление программы действий на основе анализа конкретных условий, выбор соответствующих им способов действий и их последовательность.

Процесс планирования представляет для детей определенную сложность. Его реализация предполагает формирование у ребенка механизма предвидения, функционирующего на основе установления и анализа причинно-следственных связей между собственнымидействиями и их последствиями. Здесь также необходимо учитывать наличие системы обратной связи и взаимодействия причины и следствия, когда изменения объектов становятся побудителями дальнейших действий ребенка. Для осуществления планирования дети должны понимать логику развития объекта, с которым необходимодействовать, логику развития ситуаций, в которой они действуют, то есть ребенок должен обладать достаточно высоким уровнем отражения объективной действительности и осознать логику развития в нем собственного поведения.

7. Процесс исполнения. Преодоление препятствий

Характеристика волевого действия предполагает рассмотрение препятствий, с которыми столкнулся и которые сумел преодолеть ребенок в процессе достижения цели. Деятельность в затрудненных условиях и преодоление помех являются обязательными признакамиволевого поведения личности.

Препятствия могут возникать на любом этапе волевого действия: при выборе одной цели из нескольких возможных, при осознании иерархии мотивов и формировании смыслообразующих мотивов, дополнительных мотивов, в процессе овладения способами предметных действий и коммуникации, при объективном оценивании и самооценивании результатов. Препятствия преодолеваются с помощью волевого усилия.

Большим препятствием для детей старшего дошкольного возраста является отсроченное от момента постановки цели ее достижение.

8. Волевое усилие

Преодоление препятствий в процессе достижения цели на этапе исполнения отражается в сознательном волевом усилии. Воля проявляется как реакция на преграду. Непосредственным поводом для волевого усилия является осознаваемость препятствия. Условие осознавания препятствий - понимание ситуации, включающее осознание цели и средств ее достижения.

9. Оценка достигнутых результатов

Волевое действие заканчивается оценкой достигнутого результата. Оценка устанавливает меру соответствия ожидаемого, запланированного, предлагаемого и фактического, реально достигнутого.

Оценка и самооценка - основа процесса волевого саморегулирования. В этом случае оценка и самооценка включаются в структуру мотивации, определяют направленность саморегулирования, выбор средств его осуществления, влияют на уровень цели и достигнутых результатов. Осуществление самооценки связано со становлением самосознания в целом.

10. Условия достижения цели и результат

Сложность оценки волевого действия дошкольника состоит в том, что достигнутый им результат может быть следствием проявления различных психологических причин. Для уточнения характеристик волевого действия проводились несколько серий психологических экспериментов.

Постоянными условиями всех серий были: достижение ребенком определенной цели в трудовой деятельности (например, вытирая пыль, поливать цветы) и исходные условия выполнения этого задания (отсроченность моментов постановки цели от момента исполнения и достижения цели, регулярность исполнения, которые выступали препятствием.

Переменными были различные условия, которые могли оказать влияние на волевуюактивность и на успешность достижения цели: контроль взрослого и сверстника, предметное поощрение, оценка результатов.

Таким образом, волевые действия совершают дети которые достигали успеха в самых неблагоприятных условиях, когда отсутствовали дополнительные условия - побудители - это зона актуального развития их воли.

Зону ближайшего развития волевого действия открывают результаты, достигнутые под влиянием дополнительных условий - побудителей, обеспечивающих ребенку достижение цели.

Оставить комментарий: