a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей "Возрастные особенности развития детей 5 - 6 лет". Автор: воспитатель Лысенко В.И.

Опубликовано: 2016-09-09 08:28:27

Документы для скачивания

Консультация для родителей ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5- 6 ЛЕТ в оспитателя Лысенко В. И. СОЦИАЛЬНО- ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:  Ребёнок 5- 6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в  социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5- 6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор( преимущественно в воображаемом плане) . Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий- вежливый,   честный,   заботливый и др. В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность  саморегуляции,  т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела,   доводить до конца малопривлекательную работу  ( убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п. ) . Это становится возможным благодаря  осознанию  детьми  общепринятых норм и правил поведения  и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально- нравственным представлениям. Однако соблюдение норм( дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д. ) , как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями. В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре( «С ним интересно играть» и т. п. ) или его положительными качествами( «Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п. ) .  Общение детей  становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. В 5- 6 лет у ребёнка формируется  система первичной половой идентичности  по существенным признакам( женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии) . При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки- на такие, как сила, способность заступиться за другого. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:  В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать  совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга- указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем( «Кто будет…? ») . Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры. ОБЩАЯ МОТОРИКА:  Более совершенной становится  крупная моторика:   ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость( способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества( способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени) . Ловкость и развитие  мелкой моторики  проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:  К 5 годам они обладают довольно  большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об  основных свойствах предметов  углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках( например, может показать два оттенка одного цвета: светло- красный и тёмно- красный) ; может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов. Ребенок 5- 6 лет  умеет  из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги. Освоение времени  все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели( хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события) . Внимание  детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20- 25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен  действовать по правилу,   которое задаётся взрослым( отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом) . Объём памяти  изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства( в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки) . В 5- 6 лет ведущее значение приобретает  наглядно- образное мышление,  которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств( схем, чертежей и пр. ) . К  наглядно- действенному  мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может  решать в уме. Развивается  прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку  видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые  последствия собственных действий и поступков. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:   Для детей этого возраста  становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства  интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации( громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п. ) . Дети начинают употреблять  обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова.   Словарь детей активно пополняется  существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений( библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д. ) ;   глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий,   прилагательными  и  наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы( бумажный, деревянный и т. д. ) .   Дети учатся самостоятельно  строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения. Круг чтения  ребёнка 5- 6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно  чтение с продолжением.  Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию  читательских симпатий. Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии. МУЗЫКАЛЬНО- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.  В процессе  восприятия художественных произведений  дети эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся более осознанными и направленными( образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми) . В изобразительной деятельности  дети также могут изобразить задуманное( замысел ведёт за собой изображение) . Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники изображения: дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской( концом кисти и плашмя) , рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры. Старшие дошкольники в состоянии  лепить  из целого куска глины( пласти лина) , моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их. Совершенствуются практические навыки  работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат- в несколько треугольников, прямоугольник- в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции. Дети  конструируют  по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании. ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:  В старшем дошкольном возрасте( 5- 7 лет) активно развиваются  планирование и самооценивание  трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.   ВНИМАНИЕ – ЭТО ВАЖНО!   Возраст 5- 6 лет можно охарактеризовать как возраст  овладения ребёнком активным  воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения- создание и воплощение замысла- начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет.

Оставить комментарий: