Певцова Е.В., инструктор по плаванию. Консультация для воспитателей «Физическое воспитание детей от 3 до 7 лет»

Опубликовано: 09:45:40 09-09-2016

За период дошкольного детства в организме ребенка происходят очень большие изменения. К семи годам он вырастает примерно дот 120 см, в органах и системах появляются значительные морфологические и функциональные сдвиги. Хотя позвоночник еще податлив, все изгибы уже в основном сформированы, появляется выгнутый свод стопы, заметно увеличивается сила мышц. (Сила кисти 11 —13 кг, становая сила 30—35 кг.) Возрастает жизненная емкость легких (до 1600—2000 мл), форма их уже подобна форме легких взрослого.

Дыхание становится глубже и реже (21 раз в минуту). Значительно увеличивается вес сердца (92 г), в основном уже сформирован его иннервационный аппарат. Поэтому пульс становится ритмичнее, реже (90—80 ударов в минуту), артериальное давление равно 103/62 мл ртутного столба. Устойчиво работает пищеварительный аппарат. В целом значительно повышается общая работоспособность, и ребенок может выполнить в течение дня немалую работу при условии ее разнообразия и частого отдыха, быстро приспосабливается к изменениям в физической нагрузке.

 Развитие всех отделов головного мозга, системность в их работе, увеличение роли второй сигнальной системы поднимают регуляцию движений на более высокую ступень. Лучше становится моторная память, отчетливее восприятия. В связи с этим точнее оценивается пространственное расположение частей тела, темп, ритм, появляется согласованность, слитность, четкость движений. За период с 3 до 7 лет неизмеримо возрастает двигательный опыт, активно развиваются двигательные способности. Дети уже могут выполнять сложные и разнообразные движения, планировать их. Вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной. Особенно заметные сдвиги происходят на пятом и седьмом годах жизни.

 В связи с особенностями физического и психического развития в этот период выдвигаются следующие специфические задачи:

 1) полноценное гармоническое физическое развитие, тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной системы, формирование осанки и стопы;

 2) дальнейшее закаливание организма с более широким температурным диапазоном и применением контрастных температур;

 3) формирование правильных двигательных навыков всех основных движений, спортивных упражнений, воспитание умения выполнять движения в коллективе, согласованно, в заданном темпе и ритме, в различных комбинациях;

 4) развитие физических способностей, качеств, в особенности скоростных, координационных, скоростно-силовых, а также общей выносливости;

 5) расширение объема культурно-гигиенических навыков, воспитание прочных привычек к чистоте, аккуратности.

 Все эти задачи успешно реализуются при условии комплексного использования различных средств.

 Продолжительность сна детей с 3 до 5 лет - 12-13 часов (из них 1,5—2 часа днем), с 5 до 7 лет — 11 — 12 часов.

 Для игр нужно отводить около 3 часов, на двигательную деятельность (в различных формах) — около 5 часов, на дневной сон — 1 час 30 минут — 2 часа, на занятия — 40 минут — 1 час 5 минут.

 Показателем правильной организации режима служат высокая активность, работоспособность, хорошее самочувствие, спокойное, уравновешенное состояние детей. Для этого необходимо соблюдать время прогулок, так как на воздухе частично восстанавливается функциональное состояние нервной системы, а полное восстановление ее происходит во время сна. Каждому, ребенку нужно обеспечить полноценный дневной сон в течение примерно полутора часов. За это время осуществляется физиологический цикл — двукратное чередование периодов поверхностного и глубокого сна, восстанавливающего силы. Некоторые дети нуждаются в более длительном сне (1 час 45 минут — 2 часа). Особое внимание следует уделять детям, которые трудно засыпают. Обычно это возбудимые, чрезмерно подвижные дети, а они особенно нуждаются в дневном сне. Их нужно раньше укладывать в отдаленных местах спальни и позже поднимать.

 Подъем детей нужно проводить постепенно. В первую очередь поднимают проснувшихся детей.

 Активная деятельность детей — игровая, учебная, трудовая и бытовая — неоднократно меняется в течение дня.

 Дети младшего дошкольного возраста могут наиболее активно заниматься умственной деятельностью около 8 минут, старшего дошкольного возраста — 12—14 минут, а в дальнейшем внимание падает. Возможности детей несколько увеличиваются, если между занятиями или в самом занятии используются двигательные действия (физкультминутки, физкультпаузы).

 Большое место в режиме дня детского сада отводится разнообразным играм. Для полноценного использования времени воспитателю нужно заранее подбирать игрушки и пособия, воспитывать у детей навыки самостоятельной организации игр, распределение ролей, выполнение правил.

 В организации бытовой деятельности детей важно свести до минимума излишние ожидания. Это не только утомляет детей, но и приучает к пустому времяпрепровождению.. Кроме того, в силу подвижности дети не могут оставаться в бездействии и начинают шалить. Поэтому нужно продумать заранее порядок, последовательность проведения режимных процессов, согласованность действий воспитателя и няни.

 Широкие возможности для разносторонней воспитательной работы представляет прогулка. Во время прогулки проводятся наблюдения природных и общественных явлений, организуется трудовая и игровая деятельность детей, спортивные упражнения.

 Проведение прогулки, в особенности в холодное время года, требует продуманной организации. Воспитатель заранее может увлекательно рассказать о том, что ожидает детей на прогулке, включить детей в подготовку игрушек, атрибутов для игр. Существенное значение имеет оборудование участка, наличие выносных игрушек, пособий, спортивного инвентаря, порядок их хранения.

 Участок оборудуется так, чтобы каждая возрастная группа имела свою площадку для разнообразных игр; кроме того, должна быть спортивная площадка, где можно заниматься физическими упражнениями (зимой — кататься на коньках). По периметру участка делается асфальтированная дорожка, по которой можно бегать, кататься на велосипедах, самокатах, зимой ходить на лыжах. В зависимости от сезона на прогулку выносятся лопатки, метелки, санки, ящики для снега, скакалки, тележки, каталки, обручи, мячи и т. д.

 Очень важно правильно организовать одевание. На первых порах, в особенности детям младшего дошкольного возраста, можно предложить всем надевать одновременно какую-то определенную вещь. Это удобно для того, чтобы показать наиболее целесообразные приемы. В дальнейшем каждый одевается в своем темпе. Дети приучаются одеваться в определенной последовательности, помогать друг другу.

 Порядок проведения прогулки может быть разным: он зависит от предыдущих занятий, погоды. Важно обеспечить занятость детей, помогать им переключаться с одного вида деятельности на другой. Обычно вначале проводится наблюдение: например, дети рассматривают форму снежинок, сравнивают, как изменились деревья, подкармливают птиц и т. п. Затем они убирают участок, участвуют в общей подвижной игре, потом разбиваются на группы, играют в сюжетно-ролевые игры и т. д.

 Значительное место на прогулке занимают физические упражнения. В определенные дни они могут быть даны в форме физкультурных и специальных занятий (обучение детей ходьбе на лыжах, катанию на коньках, плаванию в водоеме) и ежедневно в форме разнообразных игр, игровых упражнений, в которые широко включается бег.

 В теплое время года широко используются упражнения со скакалками, мячами, катание на качелях, каруселях, игры с элементами спорта (городки, баскетбол, бадминтон и др.), разнообразные строительные игры, проводится работа в цветнике и огороде.

 Для активизации двигательной деятельности необходимо воспитывать у детей навыки самоорганизации, а также обучать элементам техники спортивных упражнений и игр с элементами спорта.

 Глубокой осенью и ранней весной, когда на участке сыро, проводятся игры средней и малой подвижности («Кто летает?», «Угадай по голосу» и др.).

 Для прогулок за пределы участка выбирается маршрут, который позволяет детям поупражняться в приобретенных навыках в новых условиях: перепрыгнуть через канавку, взобраться на горку и т. д. У детей вырабатываются выносливость, организованность, инициатива и любознательность.

 Вся организация питания в дошкольных учреждениях должна быть направлена на создание у детей положительного отношения к приему пищи. В определенное время, через 3,5—4 часа, детям подается вкусно приготовленная пища, привлекательная по своему внешнему виду. Все необходимое для питания подготавливается заранее, так как ожидание снижает аппетит, возбуждает нервную систему. Накрывает на стол няня, а начиная со средней группы в этом активное участие принимают дети-дежурные. Порядок дежурств и характер действий продумывается воспитателем и разъясняется детям в точной последовательности.

 Большое значение для нормального процесса питания имеет спокойная обстановка. Воспитатель хвалит детей, которые едят быстро, аккуратно, красиво, вполголоса дает индивидуальные указания тем, кто нуждается в напоминании, помощи. Возбужденный тон, громкие замечания, выговоры недопустимы во время еды. Не следует требовать от детей полной тишины: это вызывает напряжение, от которого дети устают. Во время еды следует приучать детей слегка наклоняться над тарелкой, не брать много еды на ложку, хорошо прожевывать пищу с закрытым ртом.

 Так как в пищу детей входят разнообразные продукты, нужно проводить определенную воспитательную работу, чтобы научить детей есть все, что дают.

 Причинами плохого аппетита могут быть различные заболевания (в том числе глистные), недостаточная деятельность слюнных желез. В этом случае необходимы рекомендации врача. Наиболее распространенными причинами плохого аппетита являются отрицательное отношение к новым блюдам, избалованность дома, не во время съеденные сладости, нарушение режима, перевозбуждение, принуждение. При появлении у ребенка негативной реакции нужно к этому относиться спокойно. Иногда целесообразно «не заметить», что ребенок что-то не доел, похвалить его, если он съел хоть немного, рассказать маме о том, что он уже научился есть все подряд, привлечь внимание ребенка к вкусному запаху пищи, к красивой тарелке, похвалить авансом и т. д. Следует посоветовать родителям не говорить при ребенке о том, что «он этого не ест», «это мы все не любим» и т. п. и не заменять сразу новые блюда привычными для ребенка. Все это и приводит к прочному избирательному отношению, к ограниченному числу блюд, однообразию питания. Детей, которые едят медленно, можно сажать за стол раньше других или рядом с теми, кто ест быстро и съедает все. В виде поощрения можно назначать чаще дежурить по столовой тех, кто ест быстро, аккуратно. Одним из основных методических приемов служит поощрение, подбадривающее ребенка, вселяющее в него уверенность в том, что он сумеет быстро все съесть, не отставая от других.

 Для воспитания хорошего аппетита нужно также учитывать индивидуальные особенности, привычки, вкусы детей. Некоторым детям нужно индивидуализировать порции: незаметно для них налить немного меньше супа, положить немного меньше нелюбимого гарнира, но добиваться, чтобы ребенок съедал все. Также незаметно для ребенка порция постепенно доводится до нормальной. Если ребенок с хорошим аппетитом отказывается доесть какое-либо блюдо, его не нужно заставлять: здесь могут быть причины временного характера.

 Иногда дети плохо едят потому, что их дома кормят взрослые. Таких детей не надо стыдить, говорить, что они ведут себя как маленькие. Вначале им надо помогать, убеждая при этом, что они почти справились сами, приводя в пример тех, кто ест красиво и быстро, а затем предъявлять общие требования.

 Способствует возбуждению аппетита разговор о пище перед едой, рассказы о том, из чего приготовляется то или иное блюдо, экскурсии на кухню, беседы с поваром, которого приглашают в группу посмотреть, как кушают дети. Можно при этом разрешить детям попросить повара приготовить какое-нибудь блюдо.

 Постепенно воспитателю необходимо добиться того, чтобы дети съедали все, что им дают. Правильная организация питания, обдуманное использование разных приемов воспитания в процессе еды обеспечивают полноценное усвоение пищи, воспитание культурно-гигиенических навыков.

 На протяжении всего дошкольного возраста ведется большая работа по формированию культурно-гигиенических навыков. Значительные сдвиги в развитии координации движений, мышления дают возможность детям справляться с разнообразными действиями, которые необходимы для самообслуживания, во время дежурства, при общении в коллективе.

 На четвертом году жизни ребенка круг навыков по сравнению с ранним возрастом расширяется мало. Основная воспитательная работа направлена на тщательную отработку того, чему дети недавно научились. Дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый палец), чистить зубы (вначале просто влажной щеткой, с 4 лет — с порошком), полоскать рот после обеда, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного поведения за столом (пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол). Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок.

 На пятом году жизни дети становятся значительно самостоятельнее. Они уже могут мыть с мылом лицо, шею, уши, одеваться более тщательно, знают порядок выполнения каждого действия, начинают замечать неполадки во внешнем виде друг друга или в окружающей обстановке.

 Дети 6—7 лет все действия по самообслуживанию могут выполнять намного быстрее и точнее. Они должны умываться быстро, чисто, не замочив пол, одежду, одеваться тщательно и быстро, следить за своим внешним видом. Значительные требования предъявляются к навыкам еды: дети правильно пользуются вилками, ножами, едят аккуратно. Увеличивается круг обязанностей и умений, по уборке игровых уголков, виды дежурств, усложняются обязанности дежурных.

 Воспитание навыков и привычек культурного поведения направляется на формирование правильных взаимоотношений между взрослыми и детьми и детей друг с другом, на проявление выдержки, внимания, заботливости.

 Большое значение имеет в этом возрасте осознание значения культурно-гигиенических навыков. Детям нужно сообщать элементарные знания о рациональных правилах личной гигиены, ее значении для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам. Все это способствует прочности и гибкости навыков, что очень важно для создания стойких привычек, проявления их в разных условиях. С этой целью можно также использовать вариативные задания, необычные ситуации во время игры, занятия, прогулки и т. п. Предварительно следует предложить детям подумать и рассказать, что и как они будут делать. Затем проследить за действиями детей и опять вернуться к их совместному обсуждению, оценке. Важно, чтобы старшие дошкольники самостоятельно пользовались культурно-гигиеническими навыками. Поэтому бывает целесообразно перейти от прямых указаний к косвенным, например вместо напоминания «дети, идите мыть руки» сказать: «Начинаем готовиться к обеду, на это у нас 10 минут» и т. п. Хорошо привлекать детей к обсуждению и выбору рационального способа организации того или иного бытового процесса, посылать отдельных детей в младшие группы для оказания помощи во время умывания, одевания.

 Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем дошкольном возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения («Чище мойся — воды не бойся»; «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки» и т. п.).

 Наглядные приемы обучения навыкам — показ, пример — особенно большое место занимают в работе с маленькими детьми. Обычно показ сопровождается пояснением. Показ любого действия должен даваться таким образом, чтобы были выделены отдельные операции — вначале наиболее существенные, затем дополнительные. Операции идут в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5—10 секунд), иначе не вырабатывается динамический стереотип. Показ действия малышам обязательно сопровождается проговариванием («Теперь возьмем полотенце и вытрем каждый пальчик»). Это помогает ребенку увидеть наиболее существенные моменты, осмыслить действие в целом. Пример воспитателя может быть прямой и косвенный. В первом случае воспитатель просто предлагает детям посмотреть, как он делает, во втором — использует разные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание. Например, воспитатель говорит: «Вова, помоги, пожалуйста, мне засучить рукава, а то я их залью водой», или воспитатель «дежурит» вместо заболевшего ребенка и все свои действия сопровождает пояснениями. В примере поведения воспитателя обязательно должно проявляться его личное отношение, тогда он становится убедительным для детей.

 Объяснение нового действия сначала дается очень подробно, потом постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может быть обращено ко всем или к отдельным детям. Особенно удачной является косвенная форма, когда воспитатель заранее выражает уверенность в том, что дети правильно выполнят его указания, и вскользь напоминает требования. Например, воспитатель говорит: «Сейчас я посмотрю, как дети поставят на место свои стулья. Наверное, все это сделают бесшумно».

 Для закрепления правил, более осознанного их усвоения в средних и старших группах проводится беседа. Она строится так, чтобы дети не только называли, перечисляли действия и их порядок, но и делали обобщения, которые помогают понять целесообразность действий, убеждают детей в их необходимости.

 Широко во всех группах используется прием поощрения. Важно вовремя похвалить ребенка, но не нужно этим злоупотреблять, чтобы он не ждал похвалы постоянно. Выполнение требований взрослых должно стать нормой поведения, потребностью ребенка. Поощрение иногда делается в такой форме, чтобы напомнить правила выполнения. В некоторых случаях воспитатель использует порицание, но это лучше делать в косвенной форме, не называя имен детей.

 Одним из ведущих приемов во всех группах является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован. Только в активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы. На первых порах формирования навыка следует проверять, как выполнены отдельные действия или задание в целом, например, попросить перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотреть, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения детей в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры.

 В воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

 Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.

 Физические упражнения занимают большое место в работе с детьми. За период от 3 до 7 лет дети должны овладеть всеми основными движениями, спортивными упражнениями, научиться играть в разнообразные подвижные игры (под руководством воспитателя и самостоятельно). Вся эта обширная программа может быть выполнена при условии использования разнообразных средств и форм работы.

 Ежедневно дети неоднократно выполняют физические упражнения: утром в форме гигиенической гимнастики; два раза в неделю в форме физкультурных занятий, куда входят различные виды построений, общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры. На занятиях статического характера с детьми среднего и старшего возраста проводятся физкультминутки, а между занятиями физкультпаузы. Во время прогулки организуются спортивные упражнения, подвижные игры, проводится работа с подгруппами детей. После дневного сна используются построения, перестроения, танцевальные движения, занимательные упражнения, которые сочетаются с закаливающими процедурами. На прогулке и в помещении организуются самостоятельные игры детей с различными пособиями и моторными игрушками.

 В детских учреждениях используются следующие специфические средства физического воспитания: 1) подвижные игры, которым отводится самое большое место; 2) основная гимнастика (основные движения, общеразвивающие и строевые упражнения); 3) спортивные упражнения (катание на коньках, ходьба на лыжах, плавание, езда на велосипеде); 4) детский туризм.

 Комплексное использование указанных средств обеспечивает всестороннее физическое развитие.

 

 

Литература:

 

1."Дошкольная педагогика". Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой

  1. Учебное пособие для студентов пед. Институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология».
  2. Изд-во «Просвещение», М., 1983 г.

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: