a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Белоненко Ж.В. Игровая технология формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи

Опубликовано: 2016-09-09 10:35:40

Современные исследования свидетельствуют о приоритетной, решающей роли семьи в становлении личности ребенка – дошкольника. Своеобразие и необходимость ознакомления детей с семьей состоит в том, что воздействие семьи более эмоционально по  своему характеру, чем любое другое воздействие, так как проводником его является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям. Следовательно, ребенок, особенно в ранние годы, более открыт к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.

Семья обеспечивает осознание ребенком своей половой принадлежности. Решающее значение имеет отец, ибо он, как правило, дифференцированно относится к дочери и сыну (поощряет активность, мужественность у сына, мягкость, нежность у дочери). Отсутствие отца (а таких семей много) или его формальное присутствие (что тоже типично), особенно в первые три года жизни ребенка, делает процесс познания своего пола проблематичным.

Семья – важнейший институт социализации детей. Она – первое и основное звено, которое связывает жизнь ребенка с окружающей средой, помогает ему устанавливать связь с окружающим миром. Она являет собой персональную среду жизни и развития дошкольника, качество социализации в ней определяется образовательным уровнем родителей, их участием  в жизни общества; занятостью родителей на работе; особенностями образа жизни; структурой семьи и местом ребенка в ней.

Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании и развитии ребенка, который проявляется в многообразии форм воздействия, его непрерывности и длительности, в диапазоне ценностей, которые осваивает ребенок в семье.

Существенное значение имеет многоаспектное содержание мира семьи: этнографическое, культурологическое, социально-нравственное, трудовое. Благодаря своей необычайной емкости мир семьи представляет интерес  с художественной, исторической, этнографической, социологической научной и воспитательной точки зрения.

Направленность на мир семьи предполагает наличие значимых ориентиров, интересов и привязанности к родному дому и семье, своему роду, детскому саду и т.д. Мир семьи и знакомство с ним образует подвижную совокупность основных элементов, что и позволяет педагогам формировать направленность на мир семьи у детей, опираясь на всю совокупность факторов и условий.

Игровая технология формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи представляет собой определенную последовательность действий, операций по развитию игровой деятельности; включению детей в процесс восприятия, ознакомления, освоения семейных норм и ценностей.

Направлением технологии является формирование у детей дошкольного возраста направленности на мир семьи в процессе игровой деятельности.

Цель игровой технологии – проектирование воспитательно-образовательного процесса по формированию  у детей дошкольного возраста направленности на мир семьи в процессе освоения.

 Задачи:

- обеспечить присвоение (идентификацию), интериоризацию детьми определенных характеристик мира семьи как объекта идентификации;

- научить детей с помощью взрослого способам действий по присвоению, сохранению и приумножению культурного опыта семьи.

В игровой технологии формирования у ребенка направленности на мир семьи рассматривается механизм идентификации как интериоризация (присвоение) детьми мотивов и норм поведения в семье, семейных ролей и стереотипов, смысловых установок, ценностных ориентаций и через них – регуляцию поведения детей в семье.

Освоение игровых умений, принятие различных игровых ролей предполагает включение ребенка в поведенческие ситуации. В этих практических процессах дошкольник в соответствии с собственными мотивами и потребностями овладевает и присваивает разнообразные образцы семейной жизни:

- обогащает свой опыт знаниями и представлениями о мире семьи;

- овладевает доступным ему объемом знаний о прошлом, настоящем и будущем его семьи;

- приобщается к культурным, нравственным и социальным традициям и условиям, сложившимся в семье;

- устанавливает причинно- следственные связи между прошлым  семьи и настоящим, между конкретными поступками членов семьи и отношениями между ними;

- осваивает различные формы проявления личностных качеств, позитивно влияющих на отношения в семье: забота, доброта, сопереживание;

-осваивает способы познания, образцы деятельности  и возможные способы переноса содержания опыта семейных отношений.

В рамках игровой технологии формирования у ребенка направленности на мир семьи развивается и доминируется культурная идея ребенка. Это система формирования представлений ребенка о семейном укладе, внутрисемейных связях, нравственных и семейных ценностях.

Этапы реализации игровой технологии формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи

  1. Ценностно-ориентационный этап.

Цель: воспитание у детей интереса к миру семьи, отраженному в сюжетно-ролевых играх, произведениях художественной литературы, устного народного творчества.

2.Содержательный этап.

Цель: научить детей с помощью взрослого способам действия по присвоению, сохранению и приумножению культурного опыта семьи в процессе игровой деятельности.

а) «Ознакомление» - обогащение опыта детей знаниями и представлениями о мире семьи, расширение познания мира семьи. Осознание детьми мира семьи через приобщение детей к народным, театрализованным, сюжетно-ролевым и другим играм; через идентификацию себя с игровой ролью.

б) «Освоение» - осознание детьми мира семьи, присвоение детьми определенных характеристик мира семьи как объекта идентификации через проекцию своих семейных ситуации в игровой деятельности.

в) «Проживание» - интериоризация (присвоение) детьми определенных характеристик мира семьи как объекта идентификации, стимулирование стремления детей к совместной с взрослым деятельности по «проживанию» мира семьи.

  1. Рефлексирующий шаг.

Цель: осознание детьми представлений  о мире семьи  и собственного отношения к миру семьи, полученных в игровой деятельности, в ходе знакомства с произведениями художественной литературы и малыми фольклорными формами. Укрепление эмоционально-положительного отношения ребенка к миру семьи.

4.Шаг совершенствования.

Цель: реализация детьми представлений о мире семьи, полученных в игровой деятельности, в ходе знакомства с произведениями художественной литературы и малыми фольклорными формами, в действиях и деятельности героев.

Документы для скачивания