Белоненко Ж.В. Методические рекомендации по организации работы по обучению детей ПДД

Опубликовано: 10:38:40 09-09-2016

Организуя столь важную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников, потому что самое действенное средство воспитания маленького пешехода – пример поведения на дороге родителей.

Поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребёнка и привития норм и правил поведения, необходимо детальное изучение семьи. Прежде чем планировать работу по обучению детей правилам дорожного движения необходимо выявить интересы, потребности, запросы родителей, уровень их педагогической грамотности по данному вопросу. Педагогу необходимо правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Использование в педагогической практике педагогами традиционных форм взаимодействия позволяет организовать содержательную и целенаправленную работу с родителями. Однако их использование не всегда способствует возникновению интереса у родителей к вопросам педагогики и психологии детей. Поэтому в целях разнообразия и совершенствования работы, в настоящее время практическим работникам дошкольной организации, наряду с использованием традиционных форм взаимодействия с семьёй, рекомендуется настроиться на поиск новых, перспективных, нетрадиционных форм сотрудничества дошкольного учреждения с родителями по профилактике дорожного травматизма, которые предполагают их подключение к активному участию и в образовательном процессе ДОО, и в жизни детского сада.

Взаимодействие с родителями мы предлагаем организовать в соответствии с классификацией, предложенной Т.В. Кротовой. Это информационно-аналитические, познавательные, досуговые и информационно-просветительские формы работы.

Информационно-аналитические формы работы с семьей способствуют организации общения с родителями, их основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, уровне сознательного отношения к выполнению правил и требований безопасности на дороге его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний по ПДД, запросах, интересах, потребностях родителей в педагогической информации по этому направлению.

Анкетирование поможет выявить степень вовлеченности семей в образовательный процесс, уровень родительских требований, уровень педагогической культуры семьи как участника дорожного движения.

Также в анкете родители сообщают о методах воспитания в семье, о стиле общения между взрослыми и детьми, о том, как относятся к соблюдению ПДД и др. Это позволит сделать  выводы о взглядах родителей на вопросы воспитания детей. Очень важно знать, над, чем работать в течение года, опыт каких семей может пригодиться.

Помимо традиционных анкет и опросников, описанных выше, используются и новые методы сбора информации:

  • Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по обучению правилам дорожного движения, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей. Блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома, как они идут из дома в детский сад и обратно.
    • Еженедельные записки, адресованные непосредственно родителям, сообщают семье о происходящих мероприятиях по правилам дорожного движения, о его любимых занятиях по направлению, о его достижениях.
    • Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых профилактических мероприятиях, каких как целевые прогулки, экскурсии, посещение библиотек, поста ДПС и т.д.
    • Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о мероприятиях на день, неделю, месяц.
    • Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями по обучению детей правилам безопасности на улице. Тем самым включаются в организацию и планирование образовательного процесса.

Познавательные формы работы с семьей преследуют цель познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, с программным содержанием по обучению ПДД, соответствующим каждой возрастной группе; сформировать у родителей практические навыки по обучению детей ПДД.

Для повышения педагогической компетентности родителей по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма используются такие активные формы, как:

  • «Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов ГИБДД обсуждаются с родителями актуальные проблемы безопасности детей на дороге.
  • «Мастер-класс» является эффективной формой работы по обучению навыкам безопасного поведения на дороге. Цель данного мероприятия: распространение положительного семейного опыта по формированию у детей знаний и практических навыков на дороге.
  • «Дни открытых дверей» в настоящее время приобретают широкое распространение. Рекомендуется устраивать тематические «Дни открытых дверей» по ПДД, чтобы дать родителям возможность увидеть методы и приемы по формированию у детей навыков безопасного поведения, самим «включиться» в этот процесс; познакомиться с предметно-развивающей средой по данному направлению.
  • Вечера вопросов и ответов позволят родителям уточнить свои педагогические знания по обучению детей дорожным правилам, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, обсудить некоторые проблемы обучения детей.
  • Ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти решение. Примерными темами игр могут стать: «Дорога в детский сад», «Прогулка в вашей семье», «Отправляемся в путешествие».
  • Интеллектуальные игры по правилам дорожного движения: викторина «Правила дорожные – очень нужные!», КВН «Опасности на дороге». Такие игры расширяют знания детей, развивают мышление, внимание, речь, смекалку, учат работать дружно, слушать друг друга, находить верное решение. Данная совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание с родителями.
  • Практика работы доказала эффективность проектного метода в обучении, воспитании дошкольников. В ходе реализации проектов специально формируется пространственная среда, дети изучают, экспериментируют, учатся находить правильные решения. Регулярно осуществляемая проектная деятельность способствует повышению эффективности работы по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Именно в этой деятельности ребята могут проявить самостоятельность в поиске решений поставленных перед ними задач. К тому же, метод проектов позволяет вовлечь родителей в совместную работу с детьми, создавая радостную атмосферу творчества, сотрудничества, взаимопомощи.
  • Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку поведения ребенка на улице, выбрать наиболее удачные приемы предупреждения травматизма, заменять нежелательные конструктивными.
  • Мини-собрания. Выявляется семья, небезразличная к проблемам детского дорожно-транспортного травматизма, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в этой работе. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.
  • Открытые занятия с детьми в ДОО для родителей, на которых их знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.

Досуговые формы взаимодействия с родителями и детьми призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений, воспитание чувства общности со своей семьей, необходимости мыслить и действовать в одном направлении.

Праздники, мероприятия, соревнования. К данной группе форм относятся проведение музыкальных развлечений (например, «Мы за безопасность!», «Веселый светофор», «Праздник дорожных знаков»). Не обойтись и без спортивных развлечений таких как «Эстафета зеленого огонька». В предварительной работе, папы и мамы могут придумать название и девизы своих команд. Изучить правила дорожного движения, ведь им будет стыдно выглядеть в глазах своих детей «незнайками». В ходе соревнований, родители участвуют в конкурсе «Дорожные знаки», где они подбирают к дорожным ситуациям знаки и изображают их, участвуют в эстафетах «Пешеходный переход», «Оказание медицинской помощи» и т. д.

Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса, способствуют формированию у детей и взрослых навыков безопасного поведения на дорогах, взаимодействию родителей и детей и, как следствие, – их сближению. Счастливые дети с гордостью смотрят на своих родителей, ведь они для них авторитет во всём, и в грамотном поведении на дорогах тоже.

Уже постоянной формой взаимодействия с родителями стало проведение конкурсов и выставок совместных творческих работ, семейные вернисажи такие как «Дорога глазами ребенка», «Я в автомобиле», «Палитра безопасности». По результатам конкурса желательно оформить экспозицию детских рисунков, где дети совместно с родителями могут провести презентацию своих работ.

Эффективной формой взаимодействия с родителями  являются совместные походы и экскурсии, нацеленные на укрепление детско-родительских отношений. Кроме того, отрабатываются практические навыки передвижения по улице; воспитывается дисциплинированность, внимательность, способность оценивать дорожную ситуацию.

Ещё одной нетрадиционной формой работы является семейный клуб. Заседания клуба имеют свободную форму проведения: семинары-практикумы, тренинги, практические занятия совместно с детьми, тематические встречи с чаепитием и т.д. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей, в том числе затрагивается тема детской безопасности на дорогах и в транспорте. Заседания клуба не только повышают психолого-педагогическую культуру родителей, но и сплачивают педагогов, детей и родителей, дают позитивный эмоциональный заряд.

Такая форма совместной деятельности как агитационные акции имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые выступают в роли агитатора. Родители тоже не останутся равнодушными, видя, как их ребёнок с увлечением призывает к соблюдению правил дорожного движения и водителей, и пешеходов, и пассажиров, раздает листовки, памятки.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями. Данные формы общения решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей правилам дорожного движения в условиях дошкольного учреждения, позволяют пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания по этому направлению. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию выставок и т.д.

Наглядно – информационное направление включает в себя:

  • уголки в группах по ПДД, стенды должны заинтересовывать родителей современной тематической информацией по вопросам безопасности детей. В них могут входить: памятки; буклеты; газеты и журналы;
  • информационные листы должны нести в себе следующую информацию: о дополнительных занятиях с детьми по ПДД; объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; благодарность семьям, принимающим активное участие в работе по профилактике ДДТТ и т.д.
  • фотоальбомы «Растим правильного пешехода»;
  • видео-презентации;
  • газеты и журналы, освещающие жизнь детей в детском саду, транслирующие лучший опыт семейного воспитания.
  • в век технического прогресса большой популярностью среди родителей пользуются интернет-публикации. На официальном сайте ДОО желательно систематически размещать консультации, советы, информацию о проведенных мероприятиях по ПДД.

Таким образом, комплексная работа позволяет организовать и реализовать через различные формы взаимодействия с родителями слаженную и эффективную работу по профилактике дорожно-транспортных происшествий; создавать предметно-развивающую среду в соответствии с ФГОС по правилам дорожного движения. Таким образом, выделяются преимущества сотрудничества педагогов с родителями в условиях новых требований, это:

- положительный эмоциональный настрой субъектов на совместную работу по обучению детей правилам дорожного движения;

- учёт индивидуальности ребёнка;

- возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в ДОО и семье.

Позиция родителей воспитанников в результате применения современных форм взаимодействия наверняка станет более гибкой, а они из зрителей и наблюдателей станут активными участниками в обучении своего ребёнка правилам поведения. Такие изменения позволят говорить об эффективности взаимодействия детского сада и семьи.

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: