a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей "Утренняя гимнастика"

Автор: Лугаськова Наталья Александровна Опубликовано: 2016-09-12 21:46:33

Документы для скачивания

Методика проведения утренней гимнастики для воспитателей.                                                       Подготовила:                                                            воспитатель по физической культуре                                                          I категории                                                    Лугаськова Наталья Александровна Методика проведения утренней гимнастики для воспитателей. Утренняя гимнастика- комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных, настроить, " зарядить" , человека на весь предстоящий день. Ее оздоровительная польза заключается в воздействии на организм с учетом анатомо- физиологических и психических особенностей детей. В детском саду утренняя гимнастика важна не как средство пробуждения, а как организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. При этом повышается эмоциональный тонус, являясь результатом" мышечной" радости от движений в коллективе сверстников, снимается психологическое напряжение от расставания с родителями, собирается внимание, дисциплинируется поведение.  Во время утренней гимнастики решаются следующие задачи:   Оздоровительная:   «разбудить организм»; настроить его на рабочий лад; активизировать деятельность всех важных систем организма;  стимулировать работу всех внутренних органов, способствовать закаливанию, формированию правильной осанки, предупреждать возникновение плоскостопия. Образовательная: закрепление двигательных умений и навыков( ходьба, прыжки, лазание и т. д. ) ; развитие физических качеств( быстрота, ловкость, сила, гибкость, координация и т. д. ) . Воспитательная: развитие организованности, дисциплинированности, самостоятельности, «мышечной радости» от движений в коллективе сверстников. Существуют следующие варианты проведения утренней гимнастики. Традиционная ( с включением ОРУ) Игрового характера.   Построена на п\ и разной интенсивности с разными образовательными задачами. В вводной части- мп\ и, игра средней подвижности; в основной части- игра высокой подвижности, направленная на совершенствование различных основных движений; в заключительной части –мп\ и, хороводы, упражнения на восстановления дыхания. С использованием полосы препятствий. С включением оздоровительных пробежек. Ритмическая гимнастика.  В комплекс входят строевые упражнения, ОРУ, танцевальные движения, бег, прыжки. Уникальность ритмической гимнастики заключается в более быстром темпе, интенсивности движений, в работе одновременно всех мышц и суставов. Веселая, ритмическая музыка создает положительные эмоции. Чаще всего такая утренняя гимнастика проводится в старших и подготовительных группах. Гимнастика с использованием карточек- заданий. На картинках схематически нарисовано выполнение упражнения. Педагог показывает карточку, ребенок самостоятельно выполняет. Используется в старшем дошкольном возрасте.      В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.     Физическая нагрузка возрастает постепенно: достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу утренней гимнастики. Моторная плотность утренней гимнастики должна быть высокой, поэтому на объяснения и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время. Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между упражнениями. Она зависит и от общей продолжительности утренней гимнастики. Длительность утренней гимнастики. Млад гр. – 4- 6 мин Сред. гр. – 6- 8 мин Стар. гр. – 8- 10 мин Под. гр. – 10- 12 мин  Утренняя гимнастика состоит из трёх частей, каждая имеет свою задачу.  I. Вводная часть.  Организует внимание детей, обучает согласованным действиям, подготавливает организм к выполнению более сложных упражнений, вырабатывает правильную осанку и предупреждает плоскостопие. В неё включают: построения( колонна, шеренга, круг, строевые упражнения( полуобороты, повороты, перестроения, смыкание и размыкание, разные виды ходьбы, бега, прыжков.        В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений не строят: они ходят и бегают стайкой, врассыпную. В дальнейшем утренняя гимнастика и в этой группе начинается с построения в колонну по одному или в одну шеренгу. Повороты направо, налево, кругом чаще используется в старших группах.        Целесообразно в начале и в конце утренней гимнастики для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в следующем сочетании: обычная ходьба, на носках, пятках, краях стоп и т. д.        При проведении ходьбы с высоким подниманием колен используется имитация( «лошадки», «цапли», и др. ) .       Нужно следить, чтобы дети при ходьбе не шаркали ногами, не раскачивались, голову держали прямо, ритмично размахивали руками, дышали через нос. Воспитатель соответствующими указаниями предупреждает ошибки, а если они все же возникают, исправляет их, не прекращая ходьбу.       Бег на утренней гимнастике в младших группах сначала проводится стайкой, врассыпную, а потом в колонке по одному, как на месте, так и с продвижением в разных направлениях.       Перед общеразвивающими упражнениями бег выполняется в среднем темпе и чередуется с ходьбой. Продолжительность бега без перерыва. Млад. гр. - 10- 15сек Сред. гр. - 15- 20сек Стар. гр. - до 30сек Под. гр. - 30- 40сек.     Бег вводной части после выполнения разных видов ходьбы дается в медленном или среднем темпе в чередовании с ходьбой.   II. Основная часть.  Укрепление основных мышечных групп организма, формирование правильной осанки. Входят ОРУ для мышц шеи, рук и плечевого пояса; мышц туловища, брюшного пресса, мышц ног и укрепление свода стопы( прыжки, бег) . Обязательно ОРУ должны выполняться из разных и. п. ( стоя, сидя, лежа) . Выполняться могут парами, тройками, звеньями одновременно.    Для выполнения общеразвивающих упражнений детей младшего возраста строят в круг, врассыпную, а со средней группы обычно перестраивают в колонну по два( через звеньевых) , к концу года через центр парами. Со старшей группы обычно перестраивают в колонну по три, по четыре( через середину тройками, парами) . При таком построении воспитателю легче наблюдать за качеством выполнения общеразвивающих упражнений всеми детьми, обращать внимание на правильную осанку. Общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики подбираются в следующей последовательности: 1)  даются упражнения для мышц рук и плечевого пояса, 2)  упражнения, укрепляющие мышцы туловища и ног. Количество ОРУ в комплексе Млад. гр. – 3- 4 Сред. гр. – 4- 5 Стар. гр. – 5 – 6 Под. гр. – 6 – 8   Упражнения для рук и плечевого пояса детьми младшего возраста выполняются из исходного положения узкая стойка ноги врозь, а старшего ― основная стойка, сомкнутая стоика.   Упражнения для мышц туловища в младшем возрасте проводятся из исходного положения узкая стойка ноги врозь, стойка ноги врозь, а в старшем ― стойка ноги врозь, широкая стойка ноги врозь.   В упражнениях для ног в младшем возрасте используется узкая стойка ноги врозь, а в старшем ― основная стойка.   При проведении общеразвивающих упражнений с предметами нужно продумать порядок их раздачи и сбора, предусмотреть такое построение группы, чтобы дети не мешали друг другу.    В старшем возрасте больший объем занимают общеразвивающие упражнения без предметов.    В младших группах воспитатель выполняет общеразвивающие упражнения вместе с детьми.    В средней группе он сначала называет упражнение, кратко объясняет его( если нужно, показывает) , а затем подает команду для исходного положения и выполнения. При объяснении внимание детей фиксируется на наиболее трудных элементах упражнения. Если ошибки все же возникают, то указания к их исправлению даются в ходе выполнения упражнения. Указания должны быть направлены на уточнение представления об элементах упражнения и способствовать правильному их выполнению. Этому помогает сочетание счета со словами, обозначающими элементы техники, или даже замена счета конкретными словами( например, вместо «раз» воспитатель говорит: «Присели, спина прямая») .    Воспитатель должен продумать, когда он при повторении упражнения будет применять счет, а когда заменит его словами, уточняющими представление о данном элементе техники. Целесообразное чередование счета, слов( указаний) и других сигналов( движение руки вниз ― «присели», вверх ― «выпрямились» в упражнении «приседание») способствует тому, что дети более правильно и с большим интересом выполняют движение.    В старшем возрасте дети могут выполнять упражнение по названию, но иногда и в старшей группе воспитатель делает упражнение вместе с детьми. Это сокращает время на напоминание и увеличивает физическую нагрузку на организм. Следуя действиям воспитателя, дети уточняют представление о технике движения и стараются исправить ошибки. Но такое совместное выполнение упражнения целесообразно только в том случае, когда воспитатель видит всю группу и может наблюдать за действиями детей и их поведением( при наклонах в стороны, при приседаниях и др. ) . Иногда впереди группы ставят ребенка, который правильно делает упражнения.     Во время утренней гимнастики воспитатель внимательно наблюдает за каждым ребенком и, если возникает необходимость, оказывает физическую помощь отдельным детям, делает указания, подбадривает( особенно детей младшего возраста) .     При выполнении общеразвивающих упражнений используется имитация во всех возрастных группах.     Для детей младшего возраста комплексы построены в сюжетной форме и на одном образе( «птички», «бабочки», «часики», «самолеты» и др. ) . Указания даются детям соответственно подобранному образу( например, «воробышки полетели») . Во второй младшей группе дети подражают разным образам в одном комплексе.     В средней группе имитация используется только при выполнении некоторых упражнений, в старшей ― для выполнения отдельных элементов упражнения.    В процессе утренней гимнастики воспитатель следит, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закреплению навыка правильной осанки.    При выполнении упражнений воспитатель закрепляет у детей навыки правильного дыхания. Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно. В утреннюю гимнастику включаются разные виды прыжков:  - прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях( вперед, назад, в стороны, и др. ) ;  - перепрыгивание через предметы( палки, обручи, кубики) . В младших группах при прыжках применяется имитация( «зайчики», «мячики») . Дозировка прыжков( общее количество на утренние гимнастики) . Млад. гр. - 5- 10 Сред. гр. - 10- 15 Стар. гр. - 15- 20 Под. гр. - до 30   Чередуются ОРУ без предметов и с предметами. В нашем детском саду I неделя без предметов, II с предметами, III гибкость, IV неделя полоса препятствия. Младшие группы - флажки, погремушки, кубики. Средний возраст - флажки, мячики, кубики, ленточки, веревочки. Старший дошкольный возраст - обручи, палки, мячи, скакалки.  III. Заключительная часть.  Восстановить сердечный и дыхательный ритм, успокоить организм после физической нагрузки. Входят разные виды ходьбы, мп\ и, хороводы, дыхательные упражнения. Методы обучения физическим упражнениям. Практические: - повторение упражнений без изменений; - с изменениями; - обучение в игровой форме; - в соревновательной форме. Словесные: - название упражнения; - его описание; - объяснение, как правильно его выполнить; - указания, распоряжения, команды; - вопросы к детям; - рассказ, беседа. Наглядные: - показ; - использование наглядных пособий; - имитация; - звуковые сигналы; - зрительные ориентиры. Важнейшие элементы подготовки утренней гимнастики. - Выполнение гигиенических условий и время проведения. - Наличие трех частей утренней гимнастики. - Соответствие ОРУ возрасту детей. - Продолжительность утренней гимнастики. - Использование физкультурного инвентаря. - Дозировка упражнений. - Приемы регулирования дыхания. - Совершенствование ОРУ на второй неделе освоения детьми комплекса. - Использование музыкального сопровождения. - Самочувствие детей и их настроение. В конце консультации предлагается воспитателям составить УГГ соответствующему возрасту. I младшая: сюжетная;                    с предметами. II младшая: сюжетная;                      игровая. Средняя: с предметами;                 ритмическая. Старшая: с предметами;                  с использованием полосы препятствия. Подготовительная: в парах;                                   с использованием карточек- заданий                                                             Желаю всем педагогам успехов! ! ! Консультация   Тема: «Утренняя гимнастика            в детском саду и дома» Подготовила: воспитатель по физкультуре 1- ой квалификационной категории Лугаськова Наталья Александровна     Утренняя гимнастика в коллективе имеет много положительных сторон, и нередко ребёнок в детском саду охотно выполняет упражнения потому, что занимаются все дети.   Утренняя гимнастика – это ежедневная процедура, которая обязательно должна проводиться и в дни праздников, и в то время, когда ребёнок выезжает с родителями на отдых в одно и то же время, продолжительностью 5- 10 минут.  Утренняя гимнастика должна проводиться систематически. Тогда ребёнок, приходя в детский сад, после выходных или отпуска не будет испытывать боль в мышцах( плечевого пояса и рук, брюшного пресса, спины и ног) . Систематически тренируя крупные группы мышц, мы активизируем обменные процессы, создаём благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма. Укрепляя мышцы брюшного пресса, мы улучшаем процессы пищеварения. Разрабатывая мышцы спины, мы формируем правильную осанку. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда происходит формирование изгибов позвоночника.    Во время выполнения утренней гимнастики у ребёнка учащается дыхание, розовеет лицо, он может немного вспотеть. Всё это совершенно естественные признаки легкого возбуждения и утомления при активной мышечной деятельности. Наблюдая за ребёнком, родители могут отметить, что при небольшом утомлении во время физических упражнений настроение ребёнка останется спокойным, ровным, он бодр, жизнерадостен, у него хороший аппетит, сон.    Для утренней гимнастики подбираются упражнения, доступные детям, соответствующие строению и функциям опорно- двигательного аппарата дошкольников.  Одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из натуральных, лёгких материалов, на ногах — удобная обувь или носки. Можно заниматься и босиком. Упражнения должны быть простыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения. Если движение сложно для ребёнка, он не может хорошо его выполнить.  В детском саду новые упражнения разучиваются на физкультурных занятиях. В домашних условиях, перед тем как выполнять зарядку в соответствующем темпе, упражнения надо разучить, то есть выполнять их медленно, обращая внимание на правильность движений. Можно спросить у воспитателей комплекс утренней гимнастики, который выполняют дети в детском саду. Комплекс утренней гимнастики меняется каждые 2 недели. Если комплекс хорошо знаком ребёнку, то можно выполнять его под музыку. В домашних условиях можно также приучать ребёнка двигаться в заданном направлении, останавливаться в указанном месте, например, давать задания пройти «змейкой», по кругу, обходить углы, делая фиксированное движение на повороте. При этом хорошо использовать ковёр или зрительные ориентиры — кубик, длинную верёвку, стулья, кегли и т. д. Детям старшего дошкольного возраста рекомендуется отрабатывать повороты направо, налево, кругом. Упражнения должны быть рассчитаны на разные группы мышц. Такие упражнения не утомительны, так как при их выполнении одни мышцы включаются в работу, а другие отдыхают. Первая группа упражнений направлена на укрепление мышц плечевого пояса и рук. Эти упражнения: • способствуют выпрямлению позвоночника; • укрепляют грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру; • формируют правильную осанку.   Вторая группа упражнений предназначается для повышения гибкости позвоночника и укрепления мышц спины. При выполнении этих упражнений нужно чётко соблюдать правильное исходное положение: если ребёнок сидит, выпрямив или скрестив ноги, то ноги должны быть зафиксированы( неподвижны) . Взрослый обращает внимание детей на то, чтобы при выполнении упражнений( особенно наклонов) колени не сгибались.   Третья группа упражнений направлена на укрепление мышц   брюшного пресса, развитие мышц ног и свода стопы.  При выполнении этой группы упражнений дети должны стараться держать спину прямо, во время приседаний отрывать пятки от пола, хорошо сгибать колени.                   Утренняя гимнастика для детей 4- 7 лет может включать следующие упражнения: 1. Поднимаемся на носочках, одновременно поднимая руки наверх сначала впереди себя, затем в разные стороны, опускаем вниз.   Упражнение нормализует кровообращение в мышцах рук и плечевого пояса, вытягивает позвоночник. 2. Приседаем, вытягивая руки вперёд. Укрепляются мышцы ног и улучшается подвижность суставов. 3. Наклоны туловища в разные стороны( назад, вперёд, вверх и вниз) . Общеукрепляющее упражнение для мышц туловища, живота и спины. Улучшает работу органов брюшной полости, развивает эластичность позвоночника. 4. Наклоны туловища в стороны( вправо- влево) . Укрепляются боковые мышцы туловища. 5. Прыжки и бег на месте или по комнате( площадке) . Улучшается кровообращение, дыхание и усиливается обмен веществ в организме. 6. Различные маховые движения руками и ногами. Увеличивается эластичность и подвижность суставов. 7. Ходьба на месте и поднимание рук в разные стороны. Успокаивает сердцебиение и дыхание. Значение утренней гимнастики можно описать тремя словами – бодрость с самого утра. Зарядка помогает пробудиться, усиливает деятельность всех систем и организовано начать день. У детей, которые регулярно занимаются утренней гимнастикой в детском саду, быстро пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность Утренняя гимнастика начинается с ходьбы и бега. Затем выполняются упражнения для всех групп мышц( плечевого и рук, брюшного, спинного и ног) . В заключительную часть включается ходьба,   бег и спокойная ходьба. Закончить утреннюю гимнастику следует обязательно ходьбой, чтоб восстановить все системы организма. Утренняя гимнастика имеет большое оздоровительное и воспитательное значение, устраняет заторможенность физиологических процессов, создает у детей жизнерадостное настроение, благоприятно влияет на нервно- психическую деятельность, доставляет им большое удовольствие и обеспечивает бодрое настроение. Правильно подобранные физические упражнения должны соответствовать развитию двигательных навыков ребенка и, главное, содействовать своевременному развитию этих навыков.  Утренняя гимнастика в детском саду имеет большое оздоровительное значение и является обязательной частью распорядка дня. Все мы знаем, что, спеша на работу или по другим делам мы редко пытаемся провести утреннюю гимнастику со своими детьми перед детским садом. Именно по этой причине ежедневное её проведение в детском дошкольном учреждении должно быть обязательным. Утренняя гимнастика проводится в определённые часы до завтрака. Утреннюю гимнастику в детском саду проводит либо воспитатель, либо преподаватель физической культуры. Желательно помещение, где проводится утренняя гимнастика проветрить за несколько минут до прихода детей. Гимнастика или зарядка – одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры, состоящая из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки. Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности – кровообращение, обмен веществ, дыхание. При периодических занятиях улучшается сон, аппетит, повышается трудоспособность. Это прекрасное средство укрепления здоровья полезно всем – и пожилым людям и детям. А подбирать упражнения нужно с учетом возраста, состояния здоровья, подготовленности. Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние. Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы.  Приобщение ребенка к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом. Многим детям тяжело подниматься с теплой постели на зарядку. Но проходит время, неделя- другая, и малыш бодро вскакивает при первых звуках спортивного марша или иной музыки сопровождающей утреннюю зарядку. Вырабатывается условный динамический стереотип поведения, который вносит определенный ритм в утренний режим и не требует дополнительных волевых усилий. Утренняя гимнастика не только" пробуждает" организм, но и даёт определенный тренирующий эффект. После зарядки можно предложить ребенку легкий бег, а затем рекомендуется принять водные процедуры. Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества( сила, ловкость, гибкость) , улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры. Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У малышей, систематически занимающихся утренней гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.  Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят, совершенно особенные, задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.  Утренняя гигиеническая гимнастика, или, как ее называют, зарядка, должна выполняться непосредственно после сна. Но это можно осуществить только в детских садах, имеющих ночные группы. В дошкольных учреждениях с дневным пребыванием детей утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности. Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям.  Таким образом, воспитательное значение утренней гимнастики при проведении ее не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку. В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка. Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. О значении гимнастики знали ещё греки и римляне, которые активно ей занимались. Именно с тех времён дошла до нас утренняя зарядка и гимнастика. И она не утратила своего значения и сегодня. Особенно большое значение зарядка и гимнастика имеет для детей. Дети в дошкольном возрасте имеют невероятно высокую двигательную активность. Они находятся в решающей фазе роста и созревания, во время которых происходят сильные изменения в системе мышц, скелета и нервов. В условиях нашего изменчивого мира и условий жизни( например, развитие компьютерных технологий) мы всё больше развиваемся как" неподвижное общество" . Это имеет фатальное воздействия на здоровье наших детей!  Утренней гимнастике принадлежит большая воспитательная и оздоровительная роль. Систематические занятия утренней гимнастикой способствуют развитию у ребят правильной осанки, тренируют и усиливают деятельность всех органов и систем( сердечно- сосудистой, дыхательной, нервной и т. д. ) , подготавливают организм ребенка к тем нагрузкам, которые предстоит ему преодолевать в процессе деятельности в течение дня. Длительность утренней гимнастики для детей 3—4 лет составляет 5— 6 минут, постепенно время увеличивается и в подготовительной к школе группе доходит до 10—12 минут. В процессе утренней гимнастики решаются в той или иной степени и другие задачи физического( формирование правильной осанки, развитие физических качеств) , умственного нравственного, эстетического и трудового воспитания. В результате проведённых новейших исследований" подвижные” дети легче и лучше учатся, имеют лучшие социальные отношения и мало конфликтов. Такие дети являются также более уравновешенными. Таким образом, утренняя зарядка и всякого рода гимнастика должна стать неотъемлемой частью жизни, как детей, так и всего общества в целом. Консультация для воспитателей. Подготовила: воспитатель по физической культуре 1- ой квалификационной категории Лугаськова Наталья Александровна. «МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ»         Посредством утренней гимнастики решаются совершенно особенные задачи, а именно: «разбудить» организм ребёнка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других систем организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.      Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, даёт возможность переключать внимание воспитанников на совместные формы деятельности.      Одним из условий полноценного воздействия утренней гимнастики на организм детей является проведение её в соответствии с санитарно- гигиеническими требованиями. Особенно важно хорошо проветрить помещение и обеспечить доступ свежего воздуха на протяжении всей утренней гимнастики.      Обычно комплекс общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики берётся с физкультурных занятий, но это не обязательно. Каждый комплекс утренней гимнастики повторяется 1- 2 недели. Некоторые упражнения по усмотрению воспитателя могут меняться.      Для ритмического сопровождения используются бубен, счёт, хлопки, звукозапись, музыкальное сопровождение. При этом следует руководствоваться не утилитарным, а эстетическим началом.      Наиболее распространены в практике дошкольных учреждений следующие формы проведения гимнастики: - традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений; - обыгрывание какого- нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробышки», «Медвежата» и пр. ; - подвижные игры с разным уровнем подвижности( средним – в начале занятия, средне- большим 0 в середине, малым – в конце) ; - использование элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов; - оздоровительный бег( проводится на участке в течение 3- 5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени) .   1 младшая группа.      В 1 мл. группе впервые вводится в режим дня утренняя гимнастика. Её проводят с начала года ежедневно со всеми воспитанниками группы одновременно. Продолжительность утренней гимнастики – 4- 5 минут.      Поскольку на 3- м году жизни многие дети не могут сразу включаться в организованную воспитателем деятельность и отстают во времени при выполнении заданий, к ним требуется очень тонкий и дифференцированный подход. Так, например, не следует настаивать на непременном участии каждого в утренней гимнастике( так же, как и при проведении подвижных игр) . Не беда, если кто- то из детей не сразу начнёт выполнять упражнения. Важно, чтобы это было сделано ребёнком добровольно и по его собственному желанию. После окончания гимнастики дети умываются и играют.      Содержание гимнастики  составляют 3- 4 общеразвивающих упражнения, ходьба, бег и подскоки. Начинается она с кратковременной ходьбы, чередующейся с медленным бегом, и построения. Наиболее удобно на этом возрастном этапе построение в круг. Однако в начале года лучше применять построение врассыпную, так как дети ещё плохо ориентируются и на организованное в определённую форму построение уходит слишком много времени.      Вводную и заключительную ходьбу дети могут выполнять подгруппами, в определённом направлении, парами, держась за руки, врассыпную или же друг за другом. Ходьбу следует проводить в спокойном, неторопливом темпе.      Бег должен быть спокойным, лёгким и достаточно продолжительным: 20- 30 сек в первую половину года и 40 сек. – во вторую половину.      Общеразвивающие упражнения носят имитационный характер и проводятся в игровой форме. Чтобы у детей не снижался интерес к гимнастике, воспитатель проявляет изобретательность, творчество, вводит в сюжет комплекса различные образы: «Петушок и курочки», «Птички», «Бабочки» и т. д.  Каждое упражнение повторяется 4- 5 раз. Поскольку дети не сразу запоминают упражнения и воспитателю приходится тратить много времени на их объяснение и показ, вначале некоторые упражнения можно повторять только 3- 4 раза, причём в более медленном темпе. Как только дети освоятся, вводится хороший энергичный темп.      На утренней гимнастике широко используются положения сидя( на стульях, скамье, полу) , лёжа на спине и на животе. Для второй половины года можно рекомендовать различные мелкие предметы: погремушки, флажки, кубики.      Далее проводятся бег или весёлая подвижная игра, или подпрыгивания на месте( 2 раза по 15- 20 сек. с небольшой паузой для отдыха) . Заканчивают утреннюю гимнастику спокойной ходьбой на месте или с продвижением вперёд, чтобы снизить общее возбуждение организма( 1- 2 мин. ) 2 младшая группа.      Организация гимнастики во 2 мл. группе близка к организации её в 1 мл. группе. Если в начале года можно допустить, чтобы кто- то из младших или вновь поступивших детей не принимал участия в утренней гимнастике, то уже через 1, 5- 2 мес. Заниматься должны все. Нужно постепенно приучать детей включаться в двигательную деятельность без лишних напоминаний воспитателя.      Продолжительность гимнастики: 5- 6 мин. Как правило, детей приучают действовать более согласованно, чем в предыдущей группе. Они уже должны стараться выполнять упражнения в соответствии с образцом, сохраняя правильное положение тела, соблюдая заданное направление. Содержание.  Комплексы гимнастики составляются из 4- 5 упражнений общеразвивающего характера. Обязательны ходьба, подскоки на месте, бег.      В начале утренней гимнастики даётся кратковременная ходьба разными способами( со сменой направления, на носочках и др. ) . Ходьба может совершаться в любом построении: друг за другом, врассыпную, парами, не держась за руки. Она чередуется с неторопливым, лёгким и достаточно продолжительным бегом. В начале года бег на утренней гимнастике длится 30- 40 сек. , во вторую его половину – 50- 60 сек.      Затем дети становятся в круг или располагаются в свободном построении для выполнения общеразвивающих упражнений.      В 1 полугодии преимущественно используются упражнения, разученные в прошлом году. Упражнения чаще всего основаны на образном подражании. Распространены общеразвивающие упражнения с кубиками, флажками, колечками, мячами средних размеров. Последовательность упражнений постоянна: сначала выполняются упражнения для плечевого пояса и рук, затем для туловища, потом для ног. Широко распространены исходные положения стоя, сидя, лёжа на спине и на животе. В этой возрастной группе упражнения повторяются примерно по 5- 6 раз.      После общеразвивающих упражнений следуют бег, или подскоки на месте( 2 раза по 10- 15 сек. с небольшим отдыхом, 8- 10 подпрыгиваний 3 раза) , или подвижная игра, хорошо знакомая детям, с очень простыми правилами и содержанием.   Средняя группа. Дети выполняют гимнастику в трусиках и тапочках, а ещё лучше босиком. Целесообразно сочетать утреннюю гимнастику с водными процедурами: умыванием до пояса, обтиранием, обливанием, купанием. Продолжительность гимнастики – 6- 8 минут. Содержание.  Включаются упражнения в ходьбе, беге, подскоки на месте и 4- 5 упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, шеи, ног, живота и спины. Начинается утренняя гимнастика с недлительной ходьбы, которая не должна быть однообразной и скучной. Ходьба совершается в любых построениях: друг за другом, парами, врассыпную и т. п. – и разными способами: на носках, на пятках, приставным шагом и т. п. постепенно ходьба должна переходить в бег. Нужно, чтобы бег был лёгким, неторопливым и достаточно длительным. В начале года продолжительность бега составляет примерно 1 мин. , во второй половине года она увеличивается до 1, 5 мин. Бег снова переходит в ходьбу, во время которой совершается перестроение и осуществляется подготовка к выполнению общеразвивающих упражнений.      Для выполнения общеразвивающих упражнений в начале года чаще всего становятся в круг. Во вторую половину года используется и построение в звенья.      Повторность упражнений для разных групп мышц – 4- 6 раз. После обще р. упражнений проводятся подскоки на месте. В средней группе они разнообразнее, чем в младших: ноги врозь- ноги вместе; с поворотами вокруг; перепрыгивая вперёд- назад через лежащую на полу ленту; продвигаясь вперёд вокруг кегли. Дозировка – 15- 20 подскоков( 2- 3 раза) . Подскоки могут быть заменены бегом на месте( или вокруг зала) , переходящим в спокойную ходьбу. Иногда вместо подскоков и бега целесообразно организовать простую игру.      Приёмы руководства.  Объяснять упражнения нужно кратко и чётко. Для гимнастики подбираются упражнения, уже известные детям или очень простые, поэтому нет необходимости подробно объяснять каждое. Воспитатель лишь напоминает схему упражнения, последовательность его частей, например, «Поставили ноги пошире, руки на пояс, наклоны вперёд. Начали! Раз- два- три, выпрямились». В ходе упражнения, не нарушая необходимого ритма, он продолжает пояснение, выдвигая требования к правильности движения: «Ниже, ниже наклониться, смотреть на меня… Выпрямились». \ » «Повторим ещё раз\ », - говорит воспитатель, заметив, что большинство детей сгибают ноги во время наклонов. – Ножки держать прямыми. Раз- два- три, пониже… Выпрямились».      Пояснения воспитатель чаще всего сопровождает показом. В этой группе возрастает значение образца, который даёт педагог. Теперь уже нельзя ограничиваться общим рисунком движения. Необходимы чёткие исходные положения и зафиксированные промежуточные положения( сидя ноги подтянуть, коленки вместе, поближе к груди, выпрямить, ноги вместе, оттянуть носочки) .      Воспитатель постепенно приучает детей действовать одновременно в общем для всех темпе. Исключение составляют некоторые упражнения, требующие проявления силы и координации движений( лёжа на спине, сесть и снова лечь; сидя на полу ноги калачиком, прокатить мяч вокруг себя и т. п. ) .      Начиная со средней группы, педагог более настойчиво приучает воспитанников к правильному положению корпуса во время выполнения упражнений. Нужно напоминать и показывать детям, когда удобнее совершать вдох и выдох; следить, чтобы они не задерживали дыхания во время бега и подскоков.      Бег и подскоки являются обязательной составной частью всех комплексов утренней гимнастики. Именно эти упражнения оказывают наибольшую функциональную и эмоциональную нагрузку на организм ребёнка. Выполняемые ежедневно в небольших дозах, они ведут к положительному тренировочному эффекту. В начале утренней гимнастики не следует применять быстрый бег широким шагом. Бег даётся в умеренном темпе, мелкими шажками, с постановкой ноги с носка, руки свободно согнуты, корпус прямо, смотреть вперёд. В конце утренней гимнастики бег должен быть активным, энергичным. Во время подскоков воспитатель задаёт определённый темп – примерно 12- 15 подскоков за 10 сек. высокий темп объясняется тем, что дети 5- ого года жизни подпрыгивают на месте ещё невысоко, лишь слегка отрывая носки от пола.      Если дети сильно возбуждены после бега и прыжков, надо дать им успокоиться: хороши спокойная ходьба на месте или некоторые дыхательные упражнения( руки в стороны – вдох, руки опустить – выдох; руки вниз- назад – вдох, руки опустить – выдох; то же, поднимаясь на носки и т. п. ) . Эти же упражнения иногда используются и в конце утренней гимнастики, но они не обязательны. Лёгкое учащение дыхания является естественной реакцией организма на интенсивные движения, частота дыхания быстро входит в норму и без дополнительных мер. Старшая группа. При подготовке к гимнастике дети оказывают большую помощь воспитателю: готовят необходимый инвентарь, освобождают помещение. Воспитатель следит за тем, чтобы дети быстро переодевались, аккуратно складывали одежду. Утренняя гимнастика со старшими дошкольниками проводится в физкультурном и музыкальном залах. Последние должны быть чистыми и хорошо проветренными. Продолжительность – 8- 10 минут.             Содержание. Упражнения в ходьбе разнообразны: широко используется ходьба со сменой темпа, направления, на носках, пятках, наружных сторонах стопы, высоко поднимая колени, гусиным шагом, с перешагиванием через препятствия и др. , упражнения на внимание. Бег длится 1, 5- 2 мин. В комплекс входят 5- 6 общеразвивающих упражнений. Для их выполнения удобнее всего построения в звенья. В звеньях дети размыкаются так, чтобы не мешать друг другу. Для упражнений в положении сидя и лёжа целесообразно применять поворот всех детей в пол- оборота направо или налево.      Среди многих исходных положений используется и основная стойка( пятки вместе, носки врозь) .      В старшей группе возрастает объём общеразвивающих упражнений без предметов. Вместе с тем широко применяются упражнения с гимнастическими палками, обручами, скакалками. Дозировка упражнений – 5- 6 раз. Прыжки повторяются 20- 30, а потом 30- 40 раз( 2- 3 раза с небольшим перерывом) . В каждый комплекс включаются упражнения для формирования осанки, укрепления стопы. Приёмы руководства.        Педагог напоминает детям, чтобы они добивались точности положений тела, чёткого соблюдения направлений движения, воспитывает умение выполнять упражнения в соответствии со счётом или с темпом музыкального сопровождения. Однако сложные действия с определённым силовым напряжением дети выполняют в индивидуальном, удобном для себя темпе.      Необходимо чередовать проведение утренней гимнастики с музыкальным сопровождением и без него.      Качество выполнения достаточно высоко. Воспитатель начинает приучать детей в упражнениях тянуть( т. е. выпрямлять до отказа) ноги, руки, пальцы, оттягивать носки ног, стоять, сидеть или лежать в заданной непринуждённой, но в то же время несколько напряжённой и подтянутой позе. Детям свойственно стремление выполнять движения хорошо, красиво.      Гимнастика должна проходить без значительных перерывов между упражнениями, а лучше и вовсе без них. Поэтому объяснение упражнении должно быть очень чётким и кратким: педагог только напоминает исходное положение, вид движения( наклоны, приседания и т. п. ) , требования к его качеству.      Пояснение упражнения сочетается с наглядностью лишь в первые дни освоения комплекса. Причём к показу воспитатель широко привлекает детей, хорошо владеющих данными движениями. Дети быстро запоминают и успешно проделывают упражнения и без сопровождающего образца воспитателя. Это даёт педагогу возможность ходить между рядами воспитанников, тщательно наблюдать за каждым, оказывать индивидуальную помощь.      На протяжении всей гимнастики воспитатель неоднократно привлекает внимание детей к их выправке, осанке, напоминает о необходимости не задерживать дыхание, дышать глубоко, согласовывать вдох и выдох с наиболее подходящими для этого фазами движения( руки в стороны – вдох, руки вниз –выдох; наклон – выдох, выпрямление – вдох, приседание – выдох и т. п. ) .                                                                    Утренняя гимнастика                                                                                                  ( организация, содержание, методы) . 1 мл. группа 2 мл. группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа Длительность гимнастики 4- 5 мин 5- 6 мин. 6- 8 мин. 8- 10 мин. 10- 12 мин. Количество общеразвивающих упражнений 3- 4 4- 5 4- 5 5- 6 6- 8 Дозировка общеразвивающих упражнений 4- 5 раз 5- 6 раз 4- 6 раз  5- 6 раз 6- 8 раз Форма проведения упражнений- Игровая, имитационный характер, - единый сюжет- Образное подражании, - упражнения могут подбираться без единого сюжета- Имитация берётся только для подчёркивания особенностей движения( часы идут, если маятник качается точно в стороны) - требования к качеству Качество выполнения достаточно высокое Высокая самостоятельность в выполнении упражнений Дозировка прыжков 15- 20 сек. х 2 раза 10- 15 сек х 2 раза 15- 20 пр. х 2- 3 раза( темп: 12- 15 прыжков за 10 сек. ) 20- 30 пр. , затем 30- 40 прыжков х 2- 3 раза 30- 40 пр. х 2- 4 раза Длительность бега 1 полугодие: 20- 30 сек. 2 полугодие: 40 сек. 1 полугодие: 30- 40 сек. 2 полугодие: 50- 60 сек. 1 полугодие: 1 мин. 2 полугодие: 1, 5 мин. 1, 5 – 2 мин. 2 – 3 мин. Построение Врассыпную, затем в круг Свободное построение, затем круг 1 полугодие: круг 2 полугодие: построение в звенья Построение в звенья Построение в звенья. Каждый может быть направляющим. Методы и приёмы. - восп- ль называет новое упражнение  - предлагает принять и. п. , - выполняет упражнение с детьми в процессе объяснения- следит за сходством с образцом в основных элементах- подбадривает, даёт положительную оценку- при выполнении упражнений восп- ль действует совместно с детьми 2- 3 раза, далее ведёт словесно- даёт общие указания всей группе, учитывая типичные ошибки, и в тоже время предъявляет индивидуальные требования- задаёт темп, обеспечивая высокую моторную плотность- добивается сходства движения с образцом- образец воспитателя, показ с пояснением- напоминание схемы упражнения, последовательности частей

Оставить комментарий: