a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Игры с мячом.

Автор: Опубликовано: 2014-06-17 20:18:09

Документы для скачивания

Консультация для родителей «Игры с мячом» 355155534861500 К сожалению, умение играть с ребёнком дано не каждому взрослому. Играя с малышом, мы как бы становимся детьми. Вспомним своё детство: кого из взрослых мы любили больше всех? Да тех, кто умел играть с нами. Они становились партнёрами в играх, заражали фантазией, увлекали ролевым поведением, приносили в нашу жизнь радость… Среди разнообразия детских игр можно выделить особый вид – игры с мячом. Многие родители не дают детям мяч в домашних условиях, считая его опасной игрушкой: можно разбить окно, зеркало, люстру … И это понятно, мяч побуждает к высокой подвижности, поэтому, как считают многие взрослые, в руках малыша он становиться «непредсказуемым» предметом. И в то же время все согласятся, что игры с мячом являются любимыми играми с раннего детства. По всей вероятности, этот предмет любим детьми ещё и потому, что «созвучен» им, - такой же прыгающий, «заводной», мобильный, забавный и каждый новый раз новый в своих проявлениях. Как же организовать игры с мячом в семье? Во- первых, в условиях помещения игры должны быть организованны взрослыми. Во- вторых, взрослые должны быть непосредственными участниками игры, партнёрами малыша. В- третьих, играм с мячом на улице следует уделить особое внимание: не следует играть вблизи проходящего транспорта, на высоких подиумах, платформах, необходимо избегать опасных канав или скрытых ям. Мяч требует уважения к себе и безопасного пространства: умная игрушка достойна умного подхода к её использованию. Мяч таит в себе гармонию формы, яркость цвета, динамичность, поэтому эмоционально воздействует на ребёнка, что находит отражение в содержании детских игр. Умение пользоваться им разумно созвучно самой природе раннего детства. Мяч: забава, игрушка, спортивный инвентарь. Сенсомоторная активность – основа жизни и развития ребёнка. Это значит, что он с рождения нуждается в сенсорной информации и движении. Известно: первые целенаправленные двигательные акты ребёнка связаны с активизацией движений головы( удержание, повороты) . Развитие зрения, слуха, осязания, а также сенсорная информация, которую воспринимает малыш из окружающего мира, способствуют своевременному созреванию анализаторов и двигательных зон коры головного мозга. Двигательная активность ребёнка формируется «от головы к конечностям». В животном мире наблюдается обратное – «от конечностей к голове». Например, новорождённый котёнок, зайчонок, бельчонок и другие детёныши животных начинают передвигаться раньше, чем видеть и слышать. У ребёнка же сначала активизируются сенсорные сферы: зрение, слух, осязание и пр. И к году дитя делает свои первые шаги! 309816542545000 Отечественный учёный, врач- педиатр Н. М. Щелованов, подчёркивал: удовлетворение ранней сенсомоторной потребности маленького ребёнка связанно, прежде всего, с реализацией генетической задачи – с формированием человеческого интеллекта и социализацией, т. е. вхождением его в человеческое общество. Сказанное выше позволяет заметить, что все основные движения детей( ходьба, бег, прыжки, бросание, метание и др. ) носят социальный характер и приходят к нему в процессе воспитания на протяжении первых лет жизни в результате созревания двигательных центров и развития основных групп мышц. Это осуществляется в социальной практике – в процессе общения с взрослым. Иными словами, малыш овладевает основными движениями, «присваивая»( осваивая) опыт человечества( А. В. Леонтьев) . Он приобщается к общественной культуре, овладевая движениями, принятыми в социальной( общественной) практике. Задача взрослого – создать необходимые условия для сенсомоторного развития малыша с первых месяцев жизни. Сказанное позволяет заметить, что организация целенаправленной двигательной активности ребёнка в семье, так и в детском учреждении играет важную роль в педагогике раннего детства. Действительно, именно на втором – третьем годах жизни дети в достаточной степени овладевают основными движениями, сохраняющими свою значимость на протяжении всей последующей жизни. Неслучайно физической культуре в детских садах уделяется огромное внимание: действует специальная система педагогических мероприятий, направленных на развитие движений и общее оздоровление детства. Из всех физкультурных мероприятий необходимо особо выделить подвижные игры и игры- упражнения с мячом. Мяч проходит через все периоды детства: раннее, дошкольное, школьное. В первые годы жизни ребёнка мячи( шары) в показах взрослого используются как развлечение, забава. Малыш настолько мал, что не может удерживать их в руках и только с интересом наблюдает за действиями мамы. По достижении возраста 6 месяцев он уже берёт погремушки, шарики и другие предметы из всех положений и удерживает их в руке. Теперь мяч выступает как средство игры – удобная и динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Это важно: предметная деятельность является одной из ведущих в ранний период жизни. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и «растут» вместе с ребёнком. К концу дошкольного возраста и в школьный период мяч становится не только любимой игрушкой, но и предметом занятий спортом( гимнастические упражнения, эстафеты, футбол, баскетбол, волейбол и т. д. ) Он остаётся значимым предметом игр, забав, спорта и для взрослых. Однако первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоционального насыщения, физического и интеллектуального развития маленького ребёнка. Немного истории- 29400510668000 Когда и где появился мяч? Точного ответа на этот вопрос нет. История не знает ни точного времени, ни места возникновения мяча и игр с ним. Известно, что появившись в глубокой древности, за всю историю своего существования он претерпел много изменений. Его плели из травы, пальмовых листьев, изготавливали из плодов деревьев, шерсти животных, шили из кожи, набивая травой и опилками. Мяч и предметы, похожие на него, археологи находят по всему миру. Оказывается, на ранних ступенях развития человечества игры с мячом носили культовый, ритуальный характер. И спустя тысячелетия мяч стал использоваться как эффективное средство воспитания ручной умелости, ловкости, развития координации движений, силы и меткости. В России издавна были известны игры с мячом. Мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьём же набивали. В северных губерниях их плели из лыка – ремешков, сделанных из берёзы, липы или ивы. Внутри они были пустыми или набивались песком. В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти: клок шерсти скатывали, до тех пор пока он не делался плотным, после чего бросали в кипяток, вынимали, вновь катали и просушивали. Такой мяч был лёгким и мягким, а по упругости не уступал резиновому. Неудивительно, что игр с мячом накопилось за предшествующие века очень много – каждая со своей историей, правилами и традициями. Некоторые стали настолько популярны, что без них нельзя представить современный спорт( футбол, баскетбол, волейбол, регби, водное поло, мотобол, гольф и т. д. ) Теперь любой ребёнок имеет возможность выбрать мяч для игры на любой вкус: из кожи, резины или пластика, жёлтый или красный, прыгучий или не очень. Педагогическая ценность игр с мячом. - 43307010541000 Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия с ним( бросание, катание и др. ) , получают нагрузку на все группы мышц( спина, брюшной пресс, ноги, руки, кисти) – активизируется весь организм. Даже простое подбрасывание мяча вверх заставляет ребёнка выпрямляться, что благотворно влияет на осанку. Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать и перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке. Такие игры и упражнения развивают ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость, быстроту реакции, регулируют силу и точность броска; нормализуют эмоционально- волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Кроме того, они развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ, усиливают работу важнейших органов – лёгких, сердца. Мяч – первый предмет в жизни ребёнка, форма которого наиболее благоприятна для игр детей раннего возраста. Учимся играть вместе. Как же научить малыша ловкости и умелости в играх с мячом? Методика обучения детей раннего возраста упражнениям и играм с мячом имеет свои особенности, которые заключаются в том, что в обучении преимущественно используются игровые приёмы. Показ образца с одновременным объяснением, выполнением действий и включением в них детей – ведущий приём в обучении малышей. Это связано с особенностями детей 2- 3 лет и объясняется недостаточной сосредоточенностью, отсутствием необходимой самоорганизации, произвольного внимания, возможности подражать по слову взрослого. Но пояснение и показ упражнений требуют подготовленности детей. Зрительные впечатления преобладают над их словесным выражением. Ребёнок не владеет обобщенными способами действий в словесном выражении и поэтому не всегда может понять, что означает «прокати мяч», «подбрось мяч вверх» и т. п. Например, показывая, как надо бросать мяч руками из- за головы, взрослый сопровождает показ простым, доступным для понимания пояснением: «Я сейчас брошу мяч далеко- далеко. Смотри, как я это делаю. Я беру его двумя руками и поднимаю вверх. Какой красивый у меня мяч! А теперь я спрячу его за голову. И… брошу. Брошу сильно вперёд! Далеко- далеко! ». Дети этого возраста лучше воспринимают показ движения, чем его словесное описание, поэтому взрослый должен показывать упражнения, сопровождая их простым и доступным пояснением. - 17907091948000 Пояснение нужно сопровождать показом даже при выполнении знакомого упражнения. Ребёнок способен отобразить движение, поэтому одно и то же упражнение следует показывать и пояснять не один раз, а многократно, чтобы создать у него правильный образ движения. Такие способы выполнения движений в силу своей конкретности помогают детям лучше осознать поставленную перед ними задачу и выполнить её более целенаправленно. Задания должны быть простыми, понятными и доступными для них. Повторение упражнений с мячом имеет большое значение для детей. Благодаря многократным повторениям образуются более прочные двигательные навыки: малыш начинает выполнять движения свободнее, без лишнего напряжения, у него появляется своеобразное чувство мяча. Большое разнообразие движений и их вариантов в действии с мячом вызывает у детей интерес к мячу как к предмету спорта, что особенно важно для формирования в будущем положительных наклонностей к физической культуре. Какие же конкретные рекомендации можно дать родителям? В современных квартирах возможности для игры в мяч очень ограничены, но всё же родителям можно предложить несколько забавных игровых упражнений с мячом. Эти игры можно проводить в условиях помещения, используя всё, что есть под рукой: игрушки, бумажные шары, кегли, пустые пластиковые бутылочки, верёвки, мячи разной величины и т. п. Упражнения с использованием этих предметов конкретизируют движение, развивают ловкость, сноровку, сосредоточенность. Сопровождение движений с мячом стихотворным текстом помогает сделать занятие более понятным, а главное, задаёт ритм выполнения упражнения. Игры с мячом. Поиграем с солнышком Цель. Научить прокатывать мяч в заданном направлении. 356489058293000 Ребёнок сидит на полу, ноги врозь. Взрослый с мячом( в этой игре желательно использовать мяч жёлтого цвета) располагается напротив на расстоянии 0, 6- 1, 0 м. Читает стихотворение и выполняет соответствующие действия. Солнышко жёлтое( медленно прокатывает мяч от руки к руке) , Солнышко тёплое( вокруг себя по полу) По небу катилось, катилось( прокатывает мяч двумя руками ребёнку) , К Мише( имя ребёнка) в гости прикатилось. ( Ребёнок ловит мяч и затем прокатывает его двумя руками к взрослому) . Исходное положение ребёнка может меняться: сидя на полу ноги врозь, скрестив ноги перед собой, сидя на корточках. Мяч в кругу Цель. Совершенствовать навык отталкивания мяча, учить ориентироваться в пространстве. В этой игре можно объединить нескольких детей или попросить других членов семьи поиграть с вами. Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Взрослый даёт одному из участников игры мяч- Колобок и читает стихотворение. Колобок, Колобок, У тебя румяный бок. Ты по полу покатись И Катюше( ребятам) улыбнись! По просьбе взрослого( «Катенька, покати мячик Диме») девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребёнку, которого назвали по имени, и т. д. Прокати и догони Цель. Учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично, с усилием, развивать умение ориентироваться в пространстве. Ребёнок с мячом в руках подходит к обозначенному месту( шнур, полоска пластыря, цветной кружочек) и выполняет действия в соответствии со стихотворным текстом. Наш весёлый, звонкий мячик( толкает мяч двумя руками) Мы покатим далеко( смотрит, куда он покатился) , А теперь его догоним. ( Бежит за мячом, догоняет его. ) Это сделать нам легко! ( Поднимает мяч над головой: «Поймал! ») Уважаемые родители! Не забывайте о возрасте ребёнка, его физических возможностях! Обращайте внимание на упражнения, которые он выполняет без нажима с вашей стороны. Будьте мягкими, добрыми, ласковыми. Пусть ребёнок демонстрирует свои умения перед членами семьи или сверстниками: это постепенно развивает уверенность в своих силах, стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.

Оставить комментарий: