a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа учебного предмета «Биология» в 11 классе.

Опубликовано: 2016-09-14 21:32:11

Документы для скачивания

Рассмотрена и одобрена на «Утверждаю» заседании  МО Директор ГБОУ РМ «Ардатовский Руководитель МО детский дом- школа»_ _ _ _ _ _ _ _ _ / Галкина Л. Б. / _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ / Дубровин С. Б. / «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016г. «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016г.     Рабочая программа учебного предмета «Биология» в 11 классе.       Составитель: Галкина Л. Б.     2016г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего( полного) общего образования( базовый уровень) и Программы среднего( полного) общего образования по биологии для 11 класса( базовый уровень) авторов И. Б. Агафоновой, В. И. Сивоглазова/ / Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6- 11 классы. - М. : Дрофа, 2012. - 138с. / / , полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки учащихся. На изучение биологии на базовом уровне отводится 70 часов, в том числе: в 10 классе – 35 часов, в 11 классе – 35 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 11- го классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего( полного) общего образования. о своение знаний: о биологических системах( клетка, организм) ; об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науке в формировании современной естественно – научной картины мира; о методах научного познания; овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитие современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез( о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющее адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественн о- научной картины мира, ценностных ориентаций и реализующему гуманизацию биологического образования. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико–ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего( полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно- познавательной деятельности. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВИД( 21 час) История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция- структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас. Демонстрации Критерии вида Популяция – структурная единица вида, единица эволюции Движущие силы эволюции Возникновение и многообразие приспособлений у организмов Образование новых видов в природе Эволюция растительного мира Эволюция животного мира Редкие и исчезающие виды Формы сохранности ископаемых растений и животных Движущие силы антропогенеза Происхождение человека Происхождение человеческих рас Лабораторные и практические работы Описание особей вида по морфологическому критерию Выявление изменчивости у особей одного вида Выявление приспособлений у организмов к среде обитания Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека ЭКОСИСТЕМЫ( 12 час) Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот( на примере круговорота углерода) . Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Демонстрации Экологические факторы и их влияние на организмы Биологические ритмы Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз Ярусность растительного сообщества Пищевые цепи и сети Экологическая пирамида Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме Экосистема Агроэкосистема Биосфера Круговорот углерода в биосфере Биоразнообразие Глобальные экологические проблемы Последствия деятельности человека в окружающей среде Биосфера и человек Заповедники и заказники России Лабораторные и практические работы Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности Составление схем передачи веществ и энергии( цепей питания) Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях( аквариум) Решение экологических задач Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения Примерные темы экскурсий Многообразие видов. Сезонные изменения в природе( окрестности школы) . Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения( селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная выставка) . Естественные и искусственные экосистемы( окрестности школы) . ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ В результате изучения биологии на базовом уровне ученик 11 класса должен знать/ понимать основные положения биологических теорий( эволюционная теория Ч. Дарвина) ; учение В. И. Вернадского о биосфере; строение биологических объектов: вида и экосистем( структура) ; сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; уметь объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; решать элементарные биологические задачи; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах( цепи питания) ; описывать особей видов по морфологическому критерию; выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде( косвенно) , антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать: биологические объекты( химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности) , процессы( естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках( учебных текстах, справочниках, научно- популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек( курение, алкоголизм, наркомания) ; правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии( клонирование, искусственное оплодотворение) . Учебно- тематическое планирование. №/ № Тема. Кол- во часов 1 Раздел 1. ВИД. 21 ч 2 Раздел 2. ЭКОСИСТЕМЫ 12 ч 3 Резервное время 2 ч Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10- 11 кл. общеобразовательных учебных заведений/ В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова- М. : Дрофа, 2012 368с. а также методических пособий для учителя: Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6- 11 классы. - М. : Дрофа, 2012. - 138с. Козлова Т. А. Общая биология. Базовый уровень. 10- 11 классы: метод пособие к учебнику/ В. И. Сивоглазова, И. Б. Агафоновой, Е. Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень»- М. : Дрофа, 2014 – 140с. дополнительной литературы для учителя: Л. П. Анастасова Самостоятельные работы по общей биологии, М. «Просвещение » Т. А. Козлова, В. С. Кучменко, Биология в таблицах 6- 11 классы, Дрофа, 2006г. В. Ю. Крестьянинов, Г. Б. Вайнер Сборник задач по генетике. Саратов «Лицей». З. С. Киселева, А. Н. Мягкова. Генетика уч. пособие, М. «Просвещение». Н. Д. Тарасенко, Г. И. Лушанова, Что вы знаете о своей наследственности? Новосибирск «Наука» А. С. Батуев, Гуленкова М. А. Биология: большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М. Дрофа, 2004г. Г. И. Легнер. Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М. : «Аквариум», 2010г. И. Р. Мухамеджанов. Тесты, зачеты, блицопросы. М. : « Вако », 2007г для учащихся: Т. А. Козлова, В. С. Кучменко, Биология в таблицах 6- 11 классы, Дрофа, 2006г. А. С. Батуев, Гуленкова М. А. Биология: большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М. Дрофа, 2004г. календарно- тематическ ий план. №/ № Наименование разделов и тем Вид занятия Всего часов Виды самостоятельной работы Дата проведения планируемая фактическая Раздел 1. ВИД. 21 1. 1 Развитие биологии в додарвиновский период. Изучение нового материала 1 1. 2 Эволюционная теория Ж. –Б. Ламарка Изучение нового материала 1 Отвечают на вопросы, заполняют схему 1. 3 ВВОДНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 1 1. 4 Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвин а Изучение нового материала 1 Отвечают на вопросы, заполняют схему 1. 5 Вид. Критерии и структура. Комплексное применение знаний и умений 1 Лабораторная работа№1 1. 6 Популяция – структурная единица вида и эволюции. Комплексное применение знаний и умений 1 Лабораторная работа №2 1. 7 Факторы эволюции. Комплексное применение знаний и умений 1 Отвечают на вопросы, заполняют схему 1. 8 Эстественный отбор – главная движущая сила эволюции. Изучение нового материала 1 Работа с тестами 1. 9 Адаптации организмов к условиям обитания. Комплексное применение знаний и умений 1 Лабораторная работа №3 1. 1 0 Видообразование. Комплексное применение знаний и умений 1 Отвечают на вопросы, заполняют схему 1. 11 Сохранение многообразия видов. Комплексное применение знаний и умений 1 Тестовая работа, записывают определения 1. 12 Доказательства эволюции орг анического мира. Комплексное применение знаний и умений 1 Заполняют таблицу 1. 13 ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Проверка знаний 1 1. 1 4 Развитие представлений о происхождении жизни на Земле Комплексное применение знаний и умений 1 1. 15 Современные представления о возникновении жизни. Комплексное применение знаний и умений 1 Тестовая работа, записывают определения 1. 1 6 Развитие жизни на З емле. Изучение нового материала 1 1. 1 7 Гипотезы происхождения человека. Комплексное применение знаний и умений 1 Отвечают на вопросы, заполняют схему 1. 1 8 Положение человека в системе животного мира. Комплексное применение знаний и умений 1 1. 1 9 Эволюция человека. Комплексное применение знаний и умений 1 Отвечают на вопросы, заполняют схему 1. 20 Человеческие расы. Комплексное применение знаний и умений 1 Тестовая работа, записывают определения 1. 21 Контрольная работа. 1 Раздел 2. ЭКОСИСТЕМЫ 12 2. 1 Организм и среда. Экологические факторы. Комплексное применение знаний и умений 1 2. 2 Абиотические фа кторы среды. Изучение нового материала 1 Заполняют таблицу 2. 3 Биотические факторы среды. 1 Практическая работа №1 2. 4 Структура экосистем. Изучение нового материала 1 Тестовая работа, записывают определения 2. 5 Пищевые связи. Круговорот веще ств в пр ироде. Комплексное применение знаний и умений 1 Отвечают на вопросы, заполняют схему 2. 6 Причины устойчивости и смены экосистем. Комплексное применение знаний и умений 1 Практическая работа №2 2. 7 Влияние человека на экосистемы. Комплексное применение знаний и умений 1 Практическая работа №3 2. 8 Биосфера – гло бальная экосистема. 1 2. 9 Роль живых организмов в биосфере. Комплексное применение знаний и умений 1 Отвечают на вопросы, заполняют схему 2. 10 Биосфера и человек. Комплексное применение знаний и умений 1 Тестовая работа, записывают определения 2. 11 Основные экологические проблемы современности. Комплексное применение знаний и умений 1 Практическая работа №4 2. 12 Пути решения экологических проблем. Комплексное применение знаний и умений 1 2. 1 3 Контрольная работа. Контроль знаний. 1 2. 14 Повторение 1

Оставить комментарий: