a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» в 9 классе.

Опубликовано: 2016-09-14 21:42:52

Пояснительная записка 1. Цель изучения учебного предмета Цель изучения обществознания в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления учащимся типичных социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой обществоведческой подготовке и социализации учащихся. Задачи изучения обществознания в основной школе: Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной( в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско- общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно- бытовых отношений. 2. Общая характеристика предмета Рабочая программа составлена на основе УМК: 1. Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н. И. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. у чреждений. – М. : Просвещение, 2011. 2. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание: проект. – 2 –е изд. , дораб. – М. : Просвещение, 2011. 3. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Боголюбов Л. Н. , Матвеев А. И. – М. : Просвещение. 2010 Данная рабочая программа адаптирована для всех детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов п о разделам. Она рассчитана на 35 учебных часов, из расчёта 1 учебный час в неделю, что соответствует учебному плану ГБОУ РМ « Ард атовский детский дом- школа» 2016 — 2017 учебного года. 3. Место учебного предмета в учебном плане Общее количество врем ени на учебный год составляет 35 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени. Курс «Обществознания» в 9 классе опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении обществознания в 8 классе, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении придается предмету «История». Курс «Обществознания» в 9 классе, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние. 4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. 5. Результаты освоения курса Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются: мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность( от постановки цели до получения и оценки результата) ; умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально- философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей( производитель, потребитель и др. ) ; овладении различными видами публичных выступлений( высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно- следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую( из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др. ) , выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: познавательной • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей( анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями) ; давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно- мотивационной • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовой • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; • понимание языка массовой социально- политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов Тематическое планирование № п/ п Наименование раздела Максимальная нагрузка учащегося, ч. Из них Теоретическое обучение, ч. Лабораторные и практические работы, ч. Контрольная работа, ч. Экскурсии, ч. Самостоятельная работа, ч. I Введение 1 1 II Политика 13 7 4 2 III Право 18 7 9 2 IV Итоговое повторение 1 1 Резервное время 2 2 Итого 35 15 13 5 2 Содержание учебного предмета 1. Введение 1 ч Для чего человек изучает процессы, происходящие вокруг него. 2. Политика 13 ч Политика и власть. Государство. Политические режимы. Правовое государство. Гражданское общество и государство. Участие граждан в политической жизни. Политические партии и движения. Знать и уметь: Раскрывать признаки суверенитета Различать формы правления и государственного устройства Сопоставлять различные типы политических режимов Раскрывать принципы правового государства Раскрывать сущность гражданского общества Называть признаки политической партии 3. Право 18 ч Роль права в жизни общества и государства. Правоотношения и субъекты права. Правонарушения и юридическая ответственность. Правоохранительные органы. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина. Гражданское правоотношения. Право на труд. Трудовые правоотношения. Семейные правоотношения. Административные правоотношения. Уголовно- правовые правоотношения. Социальные права. Международно- правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Знать и уметь: Раскрывать смысл понятия правонарушение Раскрывать смысл понятий дееспособность и правоспособность Различать правонарушение и правомерное поведение Называть основные правоохранительные органы РФ Объяснять смысл понятия права человека Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей Характеризовать особенности трудовых и семейных правоотношений Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным правом Указывать объекты уголовно- правовых отношений Объяснять сущность гуманитарного права 4. Итоговое повторение 1 ч Повторение всего пройденного материала, применение полученных знаний на практике. Резервное время 2 ч Календарно- тематическое планирование № п/ п Наименование разделов и тем Вид занятия Количество часов Виды самостоятельной работы Дата проведения Планируемая Фактическая 1. Введение Вводный урок 1 Запись основных положений урока. Составление словарика 2. Политика 13 2. 1 Вводная контрольная работа Контрольная работа 1 Тест 2. 2. Политика и власть Комбинированный урок 2 Запись основных положений урока. Составление словарика 2. 3. Государство Комбинированный урок 1 Работа со схемами, сравнительными таблицами. Работа с документами 2. 4. Политические режимы Комбинированный урок 1 Запись основных положений урока. Составление словарика. Тестирование с целью закрепления материала 2. 5. Правовое государство Комбинированный урок 1 Работа со схемами, сравнительными таблицами. Работа с документами 2. 6. Гражданское общество и государство Комбинированный урок 1 Работа со схемами, сравнительными таблицами. Работа с документами. Тестирование 2. 7. Участие граждан в политической жизни Комбинированный урок 1 Работа со схемами, сравнительными таблицами. Работа с документами 2. 8. Политические партии и движения Практическое занятие 2 Творческое задание «Моя партия» 2. 9. Практикум по главе Практическое занятие 2 Творческое задание. Подготовка стенгазеты 2. 10. Урок повторение пройденного Контрольная работа 1 3. Право 18 3. 1. Роль права в жизни общества и государства Комбинированный урок 1 Запись основных положений урока. Составление словарика. Тестирование с целью закрепления материала 3. 2. Правоотношения и субъекты права Самостоятельная работа 1 Работа с проблемными заданиями. Работа с документами, составление сравнительных таблиц, схем и графиков 3. 3. Правонарушения и юридическая ответственность Комбинированный урок 1 Работа со схемами, сравнительными таблицами. Работа с документами 3. 4. Правоохранительные органы Практическое занятие 1 Работа с проблемными заданиями на карточках. Индивидуальные творческие задания 3. 5. Конституция РФ; Основы конституционного строя РФ Практическое занятие 2 Работа с документами. Написание аналитической записки 3. 6. Права и свободы человека и гражданина Практическое занятие 2 Работа с документами. Написание аналитической записки 3. 7. Гражданское правоотношения Комбинированный урок 1 Работа со схемами, сравнительными таблицами. Работа с документами 3. 8. Право на труд. Трудовые правоотношения Комбинированный урок 1 Запись основных положений урока. Составление словарика. Тестирование с целью закрепления материала 3. 9. Семейные правоотношения Практическое занятие 2 Работа с документами. Написание аналитической записки 3. 10. Административные правоотношения Комбинированный урок 1 Работа со схемами, сравнительными таблицами. Работа с документами 3. 11. Уголовно- правовые отношения Практическое занятие 1 Работа с документами. 3. 12. Социальные права Комбинированный урок 1 Работа со схемами, сравнительными таблицами. Работа с документами 3. 13. Международно- правовая защита жертв вооружённых конфликтов Самостоятельная работа 1 Работа с проблемными заданиями. Работа с документами, составление сравнительных таблиц, схем и графиков 3. 14. Правовое регулирование отношений в сфере образования Комбинированный урок 1 Работа со схемами, сравнительными таблицами. Работа с документами 3. 15. Практикум по главе Практическое занятие 1 Работа с документами. Написание аналитической записки 4. Итоговое повторение Контрольная работа 1 Итоговое тестирование Резервное время Контрольная работа 2- итого- 35- - - Материально- техническое обеспечение учебного предмета 1. Перечень оборудования имеющегося в наличии Компьютеры в медиаклассе Мультимедиапроектор в медиаклассе Принтер в медиаклассе Интернет в медиаклассе Интерактивная доска в медиаклассе Учебно- методическое обеспечение предметов 1. Основная учебно- методическая литература 1. Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н. И. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. у чреждений. – М. : Просвещение, 2011. 2. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание: проект. – 2 –е изд. , дораб. – М. : Просвещение, 2011. 3. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Боголюбов Л. Н. , Матвеев А. И. – М. : Просвещение. 2010 2. Дополнительные учебно- методическая литература и источники 1. Баранов П. А. Обществознание в таблицах/ П. А. Баранов. – М. : Астрель: П олиграфиздат, 2012. 2. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник/ П. А. Баранов, А. В. Воронцов. – М. : Астрель: П олиграфиздат, 2012. Интернет- сайты http: / / www. rsnet. ru/ - Официальная Россия( сервер органов государственной власти РФ) . http: / / www. president. kremlin. ru/ - Президент РФ. http: / / www. socionet. ru – Соционет: информационное пространство по общественным наукам. http: / / www. infap. ru – Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России. http: / / www. gks. ru – Федеральная служба государственной статистики. http: / / www. alleng. ru/ edu/ social2. htm- Образовательные ресурсы Интернета – обществознание. http: / / www. form. ru – Фонд общественного мнения. http: / / www. bisinesslovoc. ru – Бизнес- словарь. http: / / www. glossary. ru – Глоссарий по социальным наукам.

Оставить комментарий: