a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад «Двигательно-развивающая среда – важное условие эффективности здравосберегающей педагогической системы»

Опубликовано: 2016-09-17 16:48:54

Доклад «Двигательно- развивающая среда – важное условие эффективности здравосберегающей педагогической системы» Выполнила: Баранова Тамара Владимировна Содержание 1. Значимость работы по сохранению и укреплению здоровья детей в Д ОУ. 2. Современные здоровьесберегающие педагогические технологии в ДОУ. 3. Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ 4. Заключение. 1. Значимость работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ. Нет задачи сложнее, а может важнее, как вырастить здорового ребенка. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития ребенка. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из основных задач детского сада. Поскольку игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей, то и реализация данных направлений происходит через игру. Мы оздоравливаемся, играя. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберега ющие технологии».   Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? 2. Современные здоровьесберегающие педагогические технологии в ДОУ. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно- оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как: - технологии сохранения и стимулирования здоровья;                                                              - технологии обучения ЗОЖ;                                                                    - коррекционные технологии; Необходимо создавать педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей,  основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа должна осуществляться комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя. Необходимо уделять особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса. 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая. Виды здоровьесберегающих технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Терренкур- ходьба в естественных природных условиях, на свежем воздухе, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю со среднего возраста по размеченным маршрутам Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы Ритмопластика  позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально- ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц и даёт возможность перевоплощаться.          Не раньше чем через 30 мин после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин со среднего возраста в физкультурном зале Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка Подвижные и спортивные игры направлены на общефизическое развитие детей Как часть физкультурного занятия, на прогулке. Ежедневно для всех возрастных групп Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Используются элементы спортивных игр Релаксация  - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную музыку, звуки природы Гимнастика утренняя  - это целый комплекс физических упражнений, выполнение которых после сна дает заряд энергии и позитивного настроения на целый день. Ежедневно, утром, перед завтраком во всех группах В групповой комнате, физкультурном зале, под музыку, с использованием подвижных игр и др. Гимнастика бодрящая  помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Ежедневно после дневного сна, 5- 10 мин во всех группах Различные варианты проведения Гимнастика пальчиковая  для развития мелкой моторики,  ловкости, подвижности и улучшения работы мозга С младшего возраста в различных формах физкультурно- оздоровительной работы Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени Гимнастика для глаз-  улучшает кровообращение глаз, что способствует уменьшению утомляемости глаз. Ежедневно по 3- 5 мин в любое свободное время, в разных формах физкультурно- оздоровительной работы в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога Гимнастика дыхательная  способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний. В различных формах физкультурно- оздоровительной работы Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры Гимнастика корригирующая-  для профилактики и лечения нарушения осанки. В различных формах физкультурно- оздоровительной работы Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей Динамические паузы  для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Во время занятий, 2- 5 мин. , по мере утомляемости детей Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия Технологии эстетической направленности Реализуются на занятиях художественно- эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр. , оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса ЛФК  - метод, использующий средства физической культуры с лечебно- профилактической целью 2 раза в неделю в коррекционных группах по показаниям врача Комплексы упражнений, коррегирующих осанку, свод стоп 2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно- игровые( игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь( БОС) . Виды здоровьесберегающих технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Физкультурное занятие  - основная форма организованного обучения физическим упражнениям и овладения основными видами движения. 2- 3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст- в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15- 20 мин. , средний возраст- 20- 25 мин. , старший возраст- 25- 30 мин. Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение Проблемно- игровые  ( игротреннинги и игротерапия)  - предполагает использование терапевтического воздействия игры, чтобы помочь взрослому или ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы. В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности Коммуникативные игры  – игры для преодоления отчужденной позиции в отношении со сверстниками приобретение навыков общения с окружающими людьми — как взрослыми, так и сверстниками. 1- 2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Занятия из серии «Здоровье»  - занятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности. 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития Самомассаж  способствует расслаблению мышц и снятию нервно- эмоционального напряжения. В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно- оздоровительной работы Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму Точечный самомассаж  - это механическое воздействие пальцами рук на строго определенные участки тела, а именно на биологически активные точки. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР- органов. Используется наглядный материал 3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика. Виды здоровьесберегающих технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Арттерапия  для профилактики ОРЗ, повышения работоспособности, внимания, используется  в минимальных дозах в силу того, что организм детей находится в состоянии развития. Сеансами по 10- 12 занятий по 30- 35 мин. со средней группы Занятия проводят по подгруппам 10- 13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий Технологии музыкального воздействия для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя В различных формах физкультурно- оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2- 4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Сказкотерапия  - это направление практической психологии, использующее ресурсы сказочной истории для воспитания, образования, развития личности ребенка 2- 4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей Технологии воздействия цветом Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Как специальное занятие 2- 4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка Технологии коррекции поведения- это деятельность, которая направлена на исправление и изменение особенностей поведения у ребенка, его особенностей психологического развития, с помощью специальных средств психологического воздействия Сеансами по 10- 12 занятий по 25- 30 мин. со старшего возраста Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6- 8 человек. Группы составляются не по одному признаку- дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненн ое развитие. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном ДОУ зависит от: - типа дошкольного учреждения; - конкретных условий ДОУ; - организации здоровьесберегающей среды; - от программы, по которой работают педагоги; - продолжительности пребывания детей в ДОУ; - от показателей здоровья детей; - от профессио нальной компитентности педагога. 3. Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ Для достижения целей здоровьесберегающих технологий педагоги нашего дошкольного учреждения используют следующие группы средств: Утренняя гимнастика. Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребенка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Ежедневно выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Двигательная разминка. Проводится в перерыве между занятиями. Ее цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдыхать после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей. Игровые упражнения, используемые в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольши м количеством правил, не длительны по времени( не более 10- 12 минут) , доступны детям с разным уровнем двигательной активности. Физкультминутки.     Проводятся с целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне. Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Физкультминутки проводятся воспитателем по мере необходимости во время занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и т. д. Длительность составляет 3- 5 минут. Физкультминутки проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия( движения головы, рук, туловища, ног) , подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия. Массаж глаз – проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.   Зрительная гимнастика – даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуйтесь на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Тренировочные упражнения для глаз проводите несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение. Зрительные ориентиры( пятна) – снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня. Эмоциональные разминки. Детям нравятся эмоциональные разминки( похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т. д. ) . Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр. Гимнастика после дневного сна.   Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в нашем саду проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится при открытых форточках 7- 15 минут. В течение года используются различные варианты гимнастики. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5- 6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети встают и  выполняют в разном темпе несколько движений( ходьба на месте,   ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег) . Ходьба и пробежки по массажным дорожкам. Сочетаются с контрастными воздушными ваннами и проводятся каждый день по 5- 7 минут. Массажная дорожка состоит из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Дети занимаются босиком, идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег( 1- 1. 5мин. ) и снова переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями.   Это способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей. Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо- и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания. Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Наряду с этим  точечный массаж является  профилактикой простудных заболеваний. Во время проведения пальцевого массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам и структурам. Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства( например, интерферон) , которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток. Для приобщения детей к здоровому образу жизни мы используем   “Гимнастику маленьких волшебников”.   Дети здесь не просто “работают”- они играют, лепят, мнут, разглаживают своё тело, видя в нём предмет заботы, ласки, любви. Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т. д. , ребёнок воздействует на весь организм в целом. У него полная уверенность в том, что он действительно творит что- то прекрасное, всё это развивает у ребёнка позитивное ценностное отношение к собственному телу. Эту гимнастику дети могут выполнят в любое свободное время от занятий.   Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Используем мелодии на занятиях, перед сном и во время сна. Так, прослушав запись “Колыбельной мелодии”, дети успокаиваются, расслабляются, затихают и засыпают. Ребёнка успокаивает ласковое обращение, монотонность пения. Звуки флейты расслабляют детей, звуки “шелеста листьев”, “шума моря” и других природных явлений заставляют детей вслушиваться в звуки природы и погружаться в них. Для этого мы широко используем музыкальные диски. Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей: Регулярные прогулки на свежем воздухе.   Г. А. Сперанский писал: “День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья”. Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3- х часов.   Мы с детьми стараемся как можно больше находиться на свежем воздухе. Солнечные и воздушные ванны   получают дети во время прогулок. Водные процедуры.   Летом – мытье ног водой комнатной температуры, в другое время года – обливание рук до локтя прохладной водой. Витаминотерапия.   В целях повышения иммунитета мы даем детям различные витамины, соблюдая чередования приема витаминов с отдыхом. Большой оздоровительный эффект имеет   “Аромотерапия”  - процесс дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах берёзы – улучшает работу сердечно – сосудистой и дыхательной системы. Запах ели и тополя – очищает пищеварительный тракт. Запах крапивы уничтожает бациллы.   Букеты из веток берёзы, сосны, кедра,   родители приносят из леса, и сами ставят в приёмной для очищения помещения. ( Букеты и в сухом виде очищают воздух) . В   уголке здоровья   у нас книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы. Рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью. “Структура человеческого тела”, “Спорт – это здоровье”, “Бережём уши” и т. д. Игры научат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепят культурно – гигиенические навыки, заставят задумываться о здоровье. Заключение. Наши дети должны быть здоровыми, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения, привычку, удовольствие в выполнении упражнений. Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21- го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

Оставить комментарий: