Доклад «Педагогическая система Марии Монтессори и современные требования образования», воспитатель Старостенко Н.Н.

Опубликовано: 15:59:29 19-06-2014

Современный этап развития образования выдвинул в качестве одной из важнейших задач создание организационного и содержательного единства, преемственности и взаимосвязи всех звеньев образования.

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие воспитанников, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение детьми конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

В широком смысле данный термин означает умение учиться, т. е. способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию путём присвоения нового социального опыта.

В другом, более узком значении, этот термин можно определить как совокупность способов действий обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Преемственность между дошкольным образованием и начальным звеном обучения является одним из основных факторов, обеспечивающих эффективность образования.Основанием преемственности образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться, которое должно быть обеспечено формированием универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации обучащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение “умения учиться” предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Проводя экспериментальную работу по внедрению принципов педагогики Марии Монтессори в образовательный процесс ДОУ, мы пришли к выводу, что в данной системе заложены условия, которые способствуют формированию предпосылок к учебной деятельности. Это и наличие специально подготовленной среды, и возможность самостоятельного выбора дидактических материалов, и наличие возможность самостоятельно находить и исправлять ошибки, и создание разновозрастных групп. Подвинуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию – и есть смысл Монтессори – метода.

Принцип Монтессори - педагогики состоит в том, что ребенок творит себя сам, в собственной деятельности. Основными результатами обучения считаются реальные жизненные и социально - психологические умения, с которыми ребенок приходит во взрослую жизнь. При этом задача воспитателя сводится к тому, чтобы помочь ребенку организовать свою деятельность, реализовать свою индивидуальность и пойти своим уникальным путем.

Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности.

Включая в образовательную деятельность с детьми дидактические материалы Марии Монтессори, мы пришли к выводу, что они помогают ребенку ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Предлагая детям материалы М.Монтессори, следует помнить, что это не учебное оборудование в общепринятом смысле слова, т.к. его целью является не обучение детей навыкам и передача им знаний через “правильное использование”. Главная цель дидактического материала Монтессори - внутренняя: помочь самостроительству ребенка и его духовному развитию.

Каждое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели - прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка, а вторая - служит работе на будущее. Такой подход соответствует теории Л. С. Выготского, который видел движение ребенка от зоны его актуального развития к зоне ближайшего развития как путь от наглядной ситуации к абстрагированной.

Монтессори - материалы в группе мы расставили на открытых полках, так, что все имеют возможность брать всё, что пожелают. Все они представлены в единственном экземпляре, что способствует развитию социальных контактов детей – учит договариваться о совместной работе или о работе по очереди, совместно решать общие проблемы. Дети учатся ждать, наблюдают за работой других детей, учатся находить компромисс. Ребенок умеет планировать собственную деятельность в соответствии с задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления. Таким образом, формируется предпосылка к такому учебному действию, как планирование. Также тем самым вызывается интерес детей к сложным материалам. Ведь часто ребенка больше интересует то, что есть у другого. 

Большинство пособий просты и интуитивно понятны, и ребенку не составляет труда самостоятельно разобраться с тем, как работать с ними. Но, тем не менее, когда ребенок берет материал в первый раз, мы проводим презентацию, с помощью которой демонстрируем, как работать с ним. Для этого педагог подходит к материалу и предлагает ребенку рассмотреть его и отнести на рабочий коврик или стол. Далее воспитатель демонстрирует работу с материалом.

Для того, чтобы дать ребенку новые понятия, пополнить его словарный запас, педагог использует трехступенчатый урок. Это урок, который состоит из трех этапов или ступеней. Это три ступени или этапа единого целого. Причем, прохождение этих ступеней может занять самое различное по продолжительности время. 1 ступень – это ступень знания. Здесь ребенку педагог дает новые знания, понятия. Чтобы у ребенка закрепилось это знание, существует 2 ступень - это уровень опыта. Здесь ребенок практически учится. Через опыт усваивает знания, полученные на 1 ступени. Третья ступень - самая важная, так как на ней происходит обучение. Она самая длительная и может длиться на протяжении года. Трехступенчатый урок проводится, как правило, с не более чем тремя новыми предметами или понятиями.

Все материалы Марии Монтессори дают возможность детям не только самостоятельно заниматься, но и самостоятельно находить и исправлять ошибки, осваивать способы добывания знаний. Контроль ошибок - одна из важнейших особенности педагогики М.Монтессори. Это позволяет ребенку самостоятельно понять – здесь что-то не верно, не совпадает. Таким образом, дети могут заниматься без прямого вмешательства взрослого. Например, при работе с деревянными рамками с различными застежками (большими пуговицами, маленькими пуговицами, кнопками, бантами, застежками из ремешков), целью которых является выработка умения развязывать и завязывать различные застежки, развитие моторики, координация движений, контроль над ошибками заключается в самом выполнении - половинки ткани не подходят друг другу, бант развязывается сам собой и т.д. При работе с сенсорными материалами (Розовой башней, Коричневой лестницей, Красно-синими штангами и др.), цель которых развитие моторики, координации движений умения упорядочивать предметы, контроль состоит в том, что если заданный порядок построения башни, лестницы не соблюден, то ошибка определяется зрительно или с помощью рук. Как только дети начинают понимать принцип контроля ошибок, они становятся независимыми от взрослых в своей работе, а также в состоянии самостоятельно оценить, насколько хорошо или плохо они выполнили очередное упражнение. Тем самым, дети не зависят от оценок других людей, а более сконцентрированы на собственном удовлетворении от работы. Таким образом, подготовленная образовательная среда позволяет ребенку самостоятельно заниматься и самостоятельно находить и исправлять ошибки, осваивать способы добывания знаний. Это дает предпосылку к формированию такого учебного действия, как контроль.

Формированию предпосылок к учебной деятельности также способствует создание «временных» разновозрастных групп детей. При такой форме организации образовательной деятельности дети обучают друг друга, получают навыки сотрудничества и взаимопомощи. В детском саду мы практикуем организацию таких занятий. Так, дети 3-4 лет учат ходить по линии малышей, дети старшей группы совместно с детьми 4-5 лет изучают строение тела, животных и солнечную систему.

Развитию самоорганизации детей способствует и самостоятельный выбор дидактических материалов ивремени. Немаловажная роль в формировании самоорганизации отводится соблюдению правил работы с материалом:

  • Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке.
  • На групповых занятиях нельзя передавать материал и рук в руки.
  • При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как показал педагог, но и применяя накопленные знания.
  • Когда ребенок закончил упражнение, он должен вернуть материал на место, и только после этого он может взять следующее пособие.
  • Один материал — один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточиться. Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение — это одно из важнейших способов познания) или выбирает какой-то другой материал.

Таким образом, формирование предпосылок к учебной деятельности с использованием в образовательном процессе педагогики Марии Монтессори создает для наших воспитанников возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Оставить комментарий: