a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Реализация ФОГС обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной организации" (Выступление на родительском собрании 2016-2017 уч.год)

Опубликовано: 2016-09-19 16:11:48

Документы для скачивания

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы дошкольного образования согласно ФГОС  являются:

* Закон Российской Федерации «Об образовании»;

*Федеральный  государственный образовательный стандарт  дошкольного образования;

*СанПиН, "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работ в дошкольных учреждениях""

*О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)

*Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)

*Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении

*Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

Программа коррекционной работы на ступени дошкольного   образования сформирована для контингента детей с ФФН. Цель коррекционно – логопедической работы – возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Планируемые итоговые результаты усвоения Программы едины как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями речи. Программа коррекционной работы в логопедической группе 6- 7 лет (ФФН)   в соответствии с ФГОС направлена на создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе.       

     В связи с этим  коррекционная  работа с детьми  ФФН  направлена на решение задач:

  1. практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи;
  2. формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры слова и фонематического восприятия);
  3. подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

    Программа коррекционной работы для детей с ФФН направлена на реализацию задач:

  1. Своевременное выявление детей  с ФФН;
  2.  Определение особых образовательных потребностей детей с ФФН.
  3.  Разработка и реализация плана индивидуальной логокоррекционной работы  у ребёнка с ФФН в ДОУ и семье.
  4. Оценка результатов помощи детям с ФФН и определение степени их     речевой готовности к школьному обучению;
  5. Создание условий, способствующих освоению детьми с ФФН основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.
  6. Осуществление индивидуально ориентированной психолого - медико – педагогической помощи детям с ФФН с учётом индивидуальных возможностей детей (в соответствии рекомендациями ПМПК);
  7. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ФФН по медицинским, социальным,  правовым и другим вопросам;

        Содержание программы коррекционной работы определяют принципы:

- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию логопеда, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.

-Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей  с ФФН, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям( законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению.

- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей( законных    представителей) детей с ФФН защищать права и интересы  детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ФФН в группы комбинированной направленности.       

План методической работы учителя – логопеда на год.

Диагностическая работа включает:

- своевременное выявление детей с  ФФН;

- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

- определение уровня зоны ближайшего развития воспитанника с ФФН, выявление его резервных возможностей;

- изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей  воспитанников;

- изучение социальной ситуации  развития и условий семейного воспитания детей с ФФН;

- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

- анализ успешности  коррекционно - развивающей работы.

Коррекционно - развивающая работа включает:

- выбор оптимальных для развития ребёнка с ФФН  коррекционных программ/ методик и приёмов обучения;

- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений речи и трудностей обучения;

- коррекцию и развитие высших психических функций;

- развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ФФН единых  для всех участников образовательного процесса;

- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально - ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ФФН;

- консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ФФН.

Информационно – просветительская работа предусматривает:

- различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные  практикумы, информационные стенды, печатные материалы,   ) направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с ФФН, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам,  вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.  

     Программа коррекционной работы содержит следующие разделы:

  1. Характеристика контингента учащихся с ФФН
  2. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ФФН в условиях образовательного процесса.
  3. Формы обучения, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ФФН, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.
  4. Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы  дошкольного образования, корректировку коррекционных мероприятий.
  5. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ФФН.
  6. Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества.
  7. Показатели результативности и эффективности  коррекционной работы.
  8. Характеристика контингента воспитанников с ФФН

— число  воспитанников с ФФН— анализ состояния здоровья этой категории детей на основании медицинских карт и данных медико-психологического обследования

     — анализ рекомендаций специалистов (медицинских работников, психологов, логопедов, педагогов) по организации занятий с детьми с ФФН (групповых, подгрупповых, индивидуальных).

  1. Система комплексного психолого – медико-педагогического сопровождения детей с ФФН в условиях образовательного процесса.

В программе коррекционной работы медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.

     В детском саду необходима служба, осуществляющая психолого -медико-педагогическое сопровождение детей с ФФН, которая ведет ребенка  на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения  входят специалисты: логопед, музыкальный руководитель, воспитатели и медицинский работник. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.

  1. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий

Задачи развития речи и коррекции её недостатков, которые являются  приоритетными для всех детей с ФФН  реализовываются на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Тема, цель, содержание, методическая аранжировка  занятий определяется в соответствии с  программой  Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Программа логопедической работы для детей с ФФН») , технологии Г.А.Каше «Подготовка к школе детей с речевыми недостатками» и  перспективному плану логопеда.

  В основе планирования занятий с детьми с ФФН лежат тематический и концентрический принципы. Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только лексической темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. Часть проводится логопедом, часть воспитателем, поэтому происходит тесное переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном изучении темы.

Фронтальную коррекционно – образовательную деятельность по формированию фонетико – фонематических представлений и по овладению элементами грамоты логопед проводит 4 раза в неделю. Продолжительность – 25 минут.

   Индивидуальные   и подгрупповые занятия составляют существенную часть  работы логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков, создающие определённые трудности в овладении программой.    План логокоррекционной работы составляется логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка с ФФН.  При планировании индивидуальных занятий учитываются возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально – личностные особенности.

   Коррекционно – логопедическая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребёнка компенсирующей группы оформляется  индивидуальная тетрадь. В неё записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребёнок занимается под руководством родителей, воспитателей,  логопед в тетради даёт методические рекомендации по выполнению предложенных заданий. В рабочие дни воспитатели работают с ребёнком по тетради, в конце недели тетрадь передаётся родителям для домашних заданий.   

  1. Мониторинг динамики речевого развития детей, их успешности в освоении   программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, корректировка коррекционных мероприятий.

Мониторинг динамики речевого развития детей, их успешности освоении программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет  логопед. Он проводится по итогам учебного года. 

Мониторинговая деятельность предполагает: 

      -отслеживание динамики развития детей с ФФН и эффективности:  плана индивидуальной логокоррекционной  работы и перспективного планирования коррекционно-развивающей работы.

  1. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ФФН

Требования к условиям реализации программы.

Психолого – педагогическое обеспечение:

  1. Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок)
  2. Обеспечение  психолого - педагогических условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка на адекватной возрасту форме работы с детьми - игровой деятельности, соблюдение комфортного психоэмоционального режима);
  3. Обеспечение специализированных условий (использование специальных методов, приёмов, средств обучения и коррекционных  программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей с ФФН );
  4. Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);
  5. Обеспечение участия всех детей с ФФН вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

Кадровое обеспечение

 Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы. 

Обеспечение учебно-методической литературой и дидактическим материалом

Необходимо обеспечение учебно-методической литературой, используемой для обучения детей сФФН, в том числе специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов.

В процессе реализации программы  коррекционной работы логопед в ДОУ   использует коррекционно – развивающую образовательную  программу логопедической работы по преодолению ФФН  Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Программа логопедической работы для детей с ФФН» и технологию  Г.А.Каше «Подготовка к школе детей с речевыми недостатками».

 Учебно – дидактический материалы,  специальные методические пособия,  учебно – игровые и дидактические материалы коллективного и индивидуального пользования могут быть  систематизированы  по следующим разделам:

  1. Развитие речи и коррекция её недостатков.
  2. Альбомы, инструментарий для логопедического обследования.
  3. Демонстрационные материалы по лексическим темам.
  4. Подготовка к обучению грамоте.
  5. Развитие познавательных психических процессов.
  6. Совершенствование мелкой и общей моторики.
  7. Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества.

Внутренний механизм взаимодействия:

       В исправлении ФФН у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя – логопеда и воспитателя логопедической группы. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя.

        Все специалисты работают под руководством логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно -  развивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно – тематический план, осуществляет коррекцию звукопроизношения, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, обучает практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.

    Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую, познавательную), в содержание других занятий (математику, художественное творчество, изобразительную деятельность, развитие речи, ознакомление с окружающим миром через наблюдения за явлениями природы и экспериментальную деятельность) а так же в режимные моменты.

      Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музукотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление.. По мере речевого развития ребёнка с ФФН усложняется лингвистический материал - от пропевания гласных звуков до участия детей в театрализованной деятельности, играх – драматизациях, инсценировках, музыкальных сказках.

  Медицинский работник изучает  и оценивает соматическое здоровье и состояние нервной системы ребёнка с ФФН  в соответствии со средневозрастными критериями.

   Определены формы взаимодействия специалистов. Наиболее приоритетными выступили: педсоветы, консультации, тренинги, семинары – практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ открытых занятий и др.

  1. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.

       Таким образом, коррекционно – развивающая работа с детьми  с ФФН строится на основе теории интеграции образования, личностно – ориентированного подхода, на принципах соблюдения интересов ребёнка, системности,  непрерывности,  рекомендательного характера оказания помощи. Правильно организованная предметно – развивающая среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка с ФФН.  Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с ФФН, чем достигается эффективность и стабильность результатов.

Оставить комментарий: