Программа "ЗОЖ для всей семьи посредством ОФП"

Опубликовано: 14:55:05 20-09-2016

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа»

 

 

 

 

 

Программа «Здоровый образ жизни для всей семьи посредством ОФП»

 

 

 

Срок реализации: 5 лет

 

 

 

 

Составители: Начаркина Т.Е.

Пахомова О.Ф.

 

 

 

 

                                        

                                             САРАНСК 2013 г.

 

 

1.Пояснительная записка.

 

  • Актуальность, педагогическая целесообразность программы дополнительного образования:

ЗОЖ приобретает актуальность особенно в последнее время, поскольку в период прогресса и развития всевозможных технологий на человеческий организм действуют разного рода нагрузки, связанные с усложнением структуры общества, повышением техногенных, экологических, психологических, политических и военных воздействий, которые провоцируют неблагоприятные сдвиги здоровье людей.

В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования особенно актуальна, так как именно этот вид образования ориентирован на свободный выбор ребенка интересующих его видов спорта и форм деятельности, развитие его представлений о здоровом образе жизни, становлении познавательной мотивации и способностей. Программа разработана для родителей желающих, заниматься вместе со своими детьми в секции ОФП на основе современных научных данных и практического опыта тренеров, и является отображением единства теории и практики. А так же на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.

  • Основными компонентами здорового образа жизни являются:
  1. Рациональное питание.
  2. Регулярные физические нагрузки.
  3. Личная гигиена.
  4. Закаливание организма.
  5. Отказ от вредных привычек.

 

  • Основные цели и задачи секции ОФП:

ЦЕЛЬ: 1. Формирование здорового образа жизни, привлечение детей и их родителей к систематическим занятиям физической культурой и спортом; 2. Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие (развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей);

Основные задачи:

- выявить социально-психолого-педагогические проблемы современной семьи;

- определить эффективные формы взаимодействия с родителями;

 

  1. Образовательные

-обучение основам техники различных видов двигательной деятельности (бег, прыжки и др.)

-формировать знания об основах физкультурной деятельности

  1. Развивающие

-развитие физических качеств (выносливость, быстрота, скорость)

  1. Воспитательные

-формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни

-воспитание морально-этических и волевых качеств

- оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;

- повышать педагогическую культуру родителей;

- активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

- выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей;

- способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детьми.

  • Отличительные особенности программы по общей физической подготовке детей с привлечением родителей:

В отличие от типовой программы, программа по общей физической подготовке дополнена  с учетом интересов детей и их родителей (в зависимости от возраста, пола, времен года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Программой осуществляется ознакомление с теннисом, бадминтоном. Дети совместно с родителями по выбору занимаются аэробикой, подвижными и спортивными играми, легкой атлетикой, что позволяет большую часть занятий проводить на улице.

 

  • Условия реализации.

Условия набора.

 К занятиям в секции допускаются учащиеся 1-5-х классов и их родители, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских  противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача).

Срок освоения программы.

 Программа предусматривает 5 лет обучения. После прохождения пятилетнего цикла педагог может дополнить программу исходя из своего опыта, специализации и интересов детей.

Режим занятий.

Время, отведенное на обучение, составляет 108 часов в год, 3 часа в неделю, причем практические занятия составляют большую часть программы. Занятия проводятся 3 раза в неделю по часу.

Наполняемость групп.

Максимальный состав группы определяется с учетом соблюдения правил техники безопасности на занятиях ОФП. В группу принимается не более 15 человек.

Формы организации занятий.

Основными формами работы в секции являются: групповые занятия, участие в соревнованиях,  теоретические занятия (в форме бесед, лекций,), медико-восстановительные мероприятия, культурно-массовые мероприятия, участие в конкурсах.

Формы проведения занятий.

Основными формами проведения занятий являются тренировка и игра.

 

 

  • Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

 

- будут выявлены социально-психолого-педагогические проблемы современной семьи;

- будут определены эффективные формы взаимодействия с родителями;

 

Общие:

- будут овладевать основами техники всех видов двигательной деятельности;

- будут развиты физические качества (выносливость, быстрота, скорость и др.);

-будет укреплено здоровье;

-будет сформирован устойчивый интерес, мотивация к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;

-будут сформированы знания об основах физкультурной деятельности.

Промежуточные:

На 1-3 году обучения

- будет расширен и развит двигательный опыт,

- будут сформированы навыки и умения самостоятельного выполнения физических упражнений, направленных на укрепление здоровья, коррекцию телосложения, формирование правильной осанки и культуры движений,

На 4 -5-м году обучения

- будут сформированы знания о функциональной направленности физических упражнений на организм человека,

- будут сформированы знания об основах самостоятельного освоения двигательных действий и развития физических качеств, коррекции осанки и телосложения

-будут совершенствоваться функциональные возможности организма,

-будет расширен двигательный опыт,

-будут сформированы практические умения в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой и спортом,

-будут сформированы навыки и умения использовать физическую культуру как средство воспитания и формирование ЗОЖ.

 

   Работа над определением эффективной  формы взаимодействия с родителями будет проходить в несколько этапов.

   Цель первого этапа: выявление социально-психолого-педагогических проблем в семьях. Положительное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно-ориентированного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем физического развития  ребенка.

   Цель второго этапа: определение наиболее эффективной формы сотрудничества с семьей по физическому развитию детей.  

   Цель третьего этапа:  реализация поставленных задач.

  

Принципы взаимодействия с родителями:

  • целенаправленность – воспитание у детей и их родителей стремления к здоровому образу жизни;
  • плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным;
  • дифференцированного подхода - взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
  • индивидуального подхода -  учет возрастных  и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;
  • сознательности, активности и дозированности – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым занятиям, получаемой информации;
  • стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми;

Ожидаемые результаты:

  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и физического развития детей;
  • формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;
  • оптимизация детско-родительских отношений;
  • сохранение семейных ценностей и традиций;
  • возрастание интереса родителей к работе ДЮСШ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений;
  • рост удовлетворенности родителей педагогами, тренерами и ДЮСШ в целом.

  Правила поведения родителей на секции ОФП:

  •  на протяжении всего занятия выступать в разных ролях – партнёр, соперник;
  •  контролировать поведение своего ребёнка без угроз и сравнений с другими детьми;
  •  принимать ребёнка таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков;
  •  быть естественными, открытыми, раскрепощёнными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Учебно-тематический план

1 год обучения

п/п

Наименование тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Основы знаний о физической культуре и ее развитие. Строение организма.

1

1

-

2

Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль.

2

2

-

3

Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь.

1

1

-

4

Гимнастика.

20

1

19

5

Легкая атлетика.

20

1

19

6

Подвижные игры.

40

2

38

7

Спортивные игры.

20

2

18

8

Контрольные испытания и соревнования.

4

-

4

Всего:

108

10

98

2 год обучения

п/п

Наименование тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Основы знаний о строении организма, о влияние физических упражнений.

1

1

-

2

Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль.

1

1

-

3

Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь.

1

1

-

4

Гимнастика.

20

1

19

5

Легкая атлетика.

20

1

19

6

Подвижные игры.

20

2

18

7

Спортивные игры.

41

2

39

8

Контрольные испытания и соревнования.

4

-

4

Всего:

108

9

99

 

3 год обучения

 

п/п

Наименование тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Основы знаний о строении организма, о влияние физических упражнений.

1

1

-

2

Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль.

1

1

-

3

Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь.

1

1

-

4

Гимнастика.

22

1

21

5

Легкая атлетика.

24

1

23

6

Подвижные игры.

16

1

15

7

Спортивные игры.

39

2

37

8

Контрольные испытания и соревнования.

4

-

4

Всего:

108

7

101

 

 

 

 

4 год обучения

 

п/п

Наименование тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Основы знаний о строении организма, о влияние физических упражнений.

1

1

-

2

Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль.

1

1

-

3

Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь.

1

1

-

4

Гимнастика.

22

1

21

5

Легкая атлетика.

24

1

23

6

Подвижные игры.

16

1

15

7

Спортивные игры.

39

2

37

8

Контрольные испытания и соревнования.

4

-

4

Всего:

108

7

101

 

5 год обучения

 

п/п

Наименование тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Основы знаний о строении организма, о влияние физических упражнений.

3

3

-

2

Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль.

1

1

-

3

Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь.

1

1

-

4

Гимнастика.

22

1

21

5

Легкая атлетика.

24

1

23

6

Подвижные игры.

14

1

13

7

Спортивные игры.

39

2

37

8

Контрольные испытания и соревнования.

4

-

4

Всего:

108

9

99

 

 

  1. Содержание программы общей физической подготовки

1 - 2 год обучения

  1. Основы знаний (теория)

О влиянии положительного примера родителей к привлечению детей занятиям физической культурой.

О развитие физической культуры в современном обществе. История зарождения физической культуры. Физическая культура и спорт в системе общего и дополнительного образования.

О влияние физических упражнений на организм человека. Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы). Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья и работоспособности.

Формирование у обучающихся устойчивых мотиваций на ЗОЖ. Необходимость занятиями физической культурой.

О двигательном режиме дня. Самостоятельные занятия физической культурой и спортом.

  1. Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль.(теория)

Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений. Отдых и занятия физической культурой и спортом. Личная гигиена. Гигиена обуви и одежды. Закаливание и его значение для растущего организма ребенка. Техника безопасности при занятиях различными видами спорта на стадионе, в спортивном зале.

  1. Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь. (теория)

Правила проведения соревнований. Места занятий. Пришкольная спортивная площадка (стадион), спортивный зал, подсобные помещения: раздевалка, душ, комната для хранения инвентаря. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.

Практические занятия.

  1. Гимнастика.

Практика:

Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами, в парах, на гимнастической скамейке и т.д.

Акробатические упражнения. Упражнения на гимнастических снарядах. Лазание.

Силовые упражнения. Преодоление полосы препятствий по методу круговой тренировки.

Теория:

Техника безопасности. Гимнастические снаряды. Способы страховки.

  1. Легкая атлетика.

Практика:

Ходьба и медленный бег. Кросс 300 - 500м. Бег на короткие дистанции до 30-60м. Бег на длинные дистанции. Прыжки в длину с места, с разбега, в высоту, многоскоки. Метание мяча с места, на дальность, в цель. Специальные беговые упражнения. Старт высокий, низкий. Стартовый разгон.

Теория:

Основные фазы ходьбы и бега. Техника бега.

Прыжковая техника.

Техника метания.

  1. Подвижные игры.

Пратика:

“Мяч соседу”, “Попрыгунчики – воробушки”, “Два мороза”, “Метко в цель”,

“Гуси – лебеди”, “Кто быстрее?”, “Вызов номеров”, “Охотники и утки”,

“Лиса и собаки”, “Воробьи – вороны”, “Взятие высоты”, “Пятнашки”, “Салки”, “Борьба за мяч”, “Перестрелка” и т.д.

Эстафеты на месте, в движении, без предметов, с предметами.

Теория:

Правила игры.

7.Баскетбол.

Практика:

Стойка баскетболиста. Ходьба. Бег. Передвижение приставными шагами (лицом вперед, влево, вправо). Остановки (прыжком). Повороты на мете (вперед, назад).

Ловля мяча двумя руками. Передачи мяча двумя руками от груди, двумя руками сверху, одной рукой от плеча.

Броски мяча с места двумя руками от груди, двумя руками сверху.

Ведение мяча с высоким отскоком, с низким отскоком.

Стойка защитника с выставленной вперед ногой. Стойка со ступнями на одной линии.

Индивидуальные действия. Групповые действия. Командные действия. Учебная игра.

Теория:

Правила игры.

Техника передвижения.

Техника владения мячом.

Техника защиты.

Тактика нападения.

8.Бадминтон.

Теория:

Хват ракетки. Подача.

Удары справа и слева.

Плоские, укороченные и короткие удары.

Правила игры.

Практика:

Учебная игра.

9.Футбол.

Практика:

Бег по прямой, изменяя скорость и направление. Повороты во время бега налево и направо. Остановки во время бега.

Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой, внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъема. Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы.

Ведение мяча. Ведение внешней частью, внутренней частью подъема и внутренней стороной стопы. Правой и левой ногой поочередно. Обманные движения (финты). Обучение финтам: неожиданный рывок с мячом, во время ведения внезапная отдача мяча назад, откатывая его подошвой партнеру.

Отбор мяча. Перехват мяча. Командные действия.

Теория:

Техника передвижения.

Виды обманных движений.

Правила игры.

3-ий год обучения.

  1. Основы знаний.(теория)

История  физической культуры.

Влияние физических упражнений на организм человека. Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы).

Формирование у обучающихся устойчивых мотиваций на ЗОЖ. Необходимость ежедневными занятиями физической культурой.

Двигательный режим дня. Самостоятельные занятия физической культурой и спортом. Ведение дневника самоконтроля.

  1. Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль.(теория)

Профилактика простудных заболеваний. Правила и приемы закаливания. Вред курения и употребления алкоголя. Правила оказания первой помощи при спортивных травмах.

  1. Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь.(теория)

Правила соревнований по легкой атлетике, гимнастике, спортивным играм (баскетбол, настольный теннис, бадминтон).

  1. Гимнастика.

Практика:

Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения: без предметов, с партнером, на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения. Преодоление полосы препятствий.

 

Теория:

Страховка.

Гимнастическая терминология.

Основы техники гимнастических упражнений.

  1. Легкая атлетика.

Практика:

Медленный бег. Кросс 500-1000 м. Бег на короткие дистанции до 100 м. Эстафетный бег. Прыжок в длину с разбега. Прыжки в высоту с разбега. Метание гранаты в цель и на дальность.

 

Теория:

Углубленное изучение техники бега, прыжковой техники, техники метания.

Техника вхождения в поворот, финиширования.

 

  1. Подвижные игры.

Практика.

Колдуны, пятнашки с мячом, рыбак и рыбки. Бои петухов. Взятие высоты и др.

Эстафеты на месте, в движении, без предметов, с предметами.

Теория:

Правила игры.

7.Баскетбол.

Теория:

Тактика защиты. Тактика нападения.

Практика:

 Стойки и перемещения. Индивидуальные и командные действия.

8.Бадминтон.

Теория:

Атака. Защита. Обманные движения. Система взаимодействия бок о бок. Система диагонального взаимодействия. Взаимодействие в линию.

Практика:

Игра в парном разряде. Игра в одиночном разряде

9.Настольный теннис.

Теория:

Тактика парной игры. Подбор пар. Варианты тактики парной игры.

Практика:

Хват ракетки. Чередование и сочетание 2-3 различных приемов игры в быстром темпе по заданным квадратам. Сочетание сложных подач с защитными и атакующими ударами. Контрудары.

 

 

 

Основные задачи теоретических занятий - дать необходимые знания по истории, теории и методике физической культуры, о врачебном контроле и самоконтроле, о гигиене, о технике безопасности, о первой медицинской помощи при травмах, о технике и тактике видов спорта, о правилах и организации проведения соревнований; об инвентаре, о правилах поведения на спортивных сооружениях.

В практической части следует использовать комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры или гимнастика, подвижные игры,  и т. д.).

Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспи­тательными и оздоровительными целями занятия.

Каждое практическое занятие должно состоять из трех частей:

подготовительной, куда включаются спортивные упражнения на внимание, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения (без предметов, с предметами, в парах и т. д.);

основной, в которой выполняются упражнения в лазанье, равновесии, преодолении препятствий, упражнения из разделов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, проводятся подвижные и спортивные игры;

заключительной, включающей ходьбу, бег в медленном темпе, спокойные игры, в конце заключительной части подводятся итоги занятия и объявляются домашние задания.

Учебно-тренировочный цикл по каждому разделу программы завершается контрольными испытаниями по теории и практике пройденного материала. Контрольные нормативы составляются руководителем объединения на основе норм для данной возрастной группы.

Спортивные соревнования в объединении повышают интерес к занятиям. Их следует проводить систематически с приглашением родителей.

 

4.Учебно-методическое обеспечение программы.

Структура типового занятия:

  1. Подготовительная часть (разминка) – построение, подготовка двигательного аппарата к работе, ОРУ.
  2. Основная – основные упражнения каждого вида спорта, гимнастика, игры.
  3. Заключительная - восстановление дыхания, упражнение на расслабление, самомассаж.

Занятия по ОФП различны по своим задачам.

  1. Занятия по ознакомлению с группой
  2. Занятия по изучению нового материала
  3. Повторение и закрепление пройденного материала
  4. Занятия по изучению нового материала
  5. Занятия смешанного характера

 

  1. Материально-техническое обеспечение программы.

-спортивная форма и обувь на каждого ученика и родителя;

-спорт. инвентарь: маты, мячи (баскетбольные, футбольные, теннисные, малые), гимнастические палки, шведская стенка, бревно, обручи, гимнастические скамьи, кегли, скакалки, ракетки для тенниса и бадминтона, воланы, футбольные ворота

-технические средства обучения (телевизор, видео, проектор)

-физкультурный зал (зал 30 на 20,палубный, деревянный пол, разметка, стены ровные, без выступов, температура воздуха 16-18 градусов, достаточное освещение, вентиляция, шумоизоляция, достаточное количество спортивного оборудования), спортивный стадион.

 

ПРИОБРЕТЕНИЕ НЕОБХОДИМОГО СПОРТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ИНВЕНТАРЯ

 

№ п/п

Наименование

Количество

Стоимость (руб.)

Цена (руб.)

1

Мяч футбольный Umbro

10

2000

20000

2

Мяч волейбольный Nike

10

2000

20000

3

Мяч баскетбольный Larsen PVC -6

10

450

4500

4

Теннисные столы Start Line Compact LX

5

10200

51000

5

Набор для н/тенниса Atemi sniper

7

1150

8050

6

Мат гимнастический складной спортивный 200*100*8 см

10

2700

27000

7

Диск здоровья Artist

15

230

3450

8

Эспандер Iron Bodi 0848CP-50

15

175

2625

9

Сетка волейбольная ПРО+

2

1390

2780

10

Гимнастическая деревянная палочка

15

260

3900

11

Коврики для аэробики

15

500

7500

12

Велотренажер Sport Elite SE-4600

2

6500

13000

13

Беговая дорожка Dender Albis T-1015

2

20000

40000

14

Степ-платформа SF-STP-CA SKYFIT

15

3350

50250

15

Гимнастический мяч SF –GB55 SKYFIT 55 см

8

785

6280

16

Гимнастический мяч SF –GB55 SKYFIT 65 см

7

1090

7630

ИТОГО

 

 

267 965

 


 

Список литературы:

  1. Барчукова Г. В. Теория и методика настольного тенниса. – М.,2006
  2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной подготовки спортсмена. - М.,1988
  3. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. – М.,1980
  4. Голощапов Б.Р. История физической культуры. – М.,2009
  5. Гришина Ю.И.Общая физическая подготовка. - М.,2010
  6. Каганов Л.С. Развиваем выносливость. – М.,1990
  7. Ловейко И.Д.Формирование осанки у школьников. - М.,1982.
  8. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. - М.,2008.
  9. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний.- М.,2005.
  10. Менхин Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика.- Ростов - на - Дону,2002.
  11. Новиков Ю.Н. Физкультура или спорт. – М.,1996
  12. Окунев О.Р. Бадминтон. – М.,2009

13.Баршай В.М. Активные игры для детей. – М.,2001

  1. Баршай В.М. Физкультура в школе и дома. – М.,2001

15.Воликова Т.В. Режим дня в жизни школьников. – М.,1979

16.Ковалева Е. Игры на свежем воздухе для детей и взрослых – М.,2007

17.Красикова И. Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиоза и плоскостопия. – Сп-б.,2010

Оставить комментарий: