a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа родительского клуба "КЕДР"

Автор: Дегтяренко Елена Евгеньевна Опубликовано: 2016-09-21 07:58:10

Документы для скачивания

Пояснительная записка В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально- ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно- экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально- нравственного и действенного отношения к миру. Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда- то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Одной из распространенных и действенных форм взаимодействия с родителями является работа в семейных клубах. Участие родителей в работе семейного клуба поможет сплотить родительский коллектив и настроить их на дальнейшее сотрудничество, как с педагогами дошкольного учреждения, так и с педагогами школы. Семейные клубы помогают активизировать и транслировать личный опыт каждой семьи, стимулировать детей и их родителей к поиску разнообразной информации. Цель: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей. Задачи: 1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней. 2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять. 3. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений. 4. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды. 5. Формировать детско- родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе. 6. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее. Принципы: - компетентность- соблюдение педагогической этики- сотрудничество- конфиденциальность- Участвовать в работе клуба на добровольной основе; - учитывать пожелания и предложения участников клуба, строить общение на основе взаимопонимания, взаимоуважения, эмпатии, толерантности. Организация деятельности семейного клуба: - Работа родительского клуба осуществляется на базе МА ДОУ ДС №29 «Елочка». - Заседания проводятся 1 раз в 3 месяца. Продолжительность 60 мин. - План работы составляется на один год, с возможными дальнейшими изменениями; - просветительскую работу планировать и проводить еженедельно. - Членами клуба могут быть все члены семьи воспитанника. Содержание программы: I этап – организационно- подготовительный- изучение методической литературы и составление картотеки по проблеме; - определение целей и задач, направленной деятельности; - формирование нормативно- правовой базы; - определение ожидаемых результатов; - проведение исследований среди родителей и детей. II этап – основной, работа с родителями. Формы работы: Традиционные: - Анкетирование, проведение опросов с целью выявления экологической компетентности родителей; - Беседы за круглым столом; - ток- шоу, деловые игры, бюро педаг огических услуг, прямой телефон; - консультации, сообщения экологической направленности для родительского уголка. - Календарь интересных дат; - совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д. - участие в экологических акциях; - участие в выставках, смотрах- конкурсах; - педагогические ширмы; - Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке детского сада и в уголке природы; - Использование научно- популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания; - Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок – передвижек; инновационные: - сайт детского сада- сайт группы: - электронная энциклопедия «Хочу все знать»- виртуальные конкурсы: «Делаем елочку сами, своими руками», «Делаем кормушки сами, из того что под руками», «Мой красивый, чистый город» и т. д. - родительский ф орум «Вопрос- ответ »- электронное портфолио семьи- ви деотека «Как мы в садике живем» Ожидаемые результаты: - посильное участие родителей в экологическом образовании детей; - непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий; - повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы. - Создание предметно- развивающей среды в группе по экологии. - Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по теме. - Повышение степени вовле ченности родителей в воспитательно–образовательный процесс детского сада. Перспективный план заседаний семейного клуба месяц Содержание работы Средняя группа октябрь Тема: «Природа и человек» 1. Анкетирование тема: «Экологическое воспитание » 2. Круглый стол: «Проблема формирования экологической культуры ребёнка» 3. Игра- путешествие «Мы идём в поход»- совместное мероприятие детей, родителей и педагогов 4. Организация фото- выставки семейных фотографий «Природа и мы» 5. конкурс стихов о природе «Поэтический образ природы» 6. Домашнее задание: составить правила для ребёнка «Как вести себя на природе» январь Тема: «Красная книга Югры» 1. Дискуссия: «Правильное отношение детей к природе начинается в семье» 2. Консультация для родителей «Люби и знай свой край» 3. Участие в выставке совместных рисунков детей и родит елей «Обитатели тайги », «Полезные растения Красной книги Югры » 4. Участие в оформлении рукописной книги «Наша Красная книга» 5. Выставка макетов «Лесная полянка – четыре времени года»- совместное творчество детей и родителей. апрель Тема: «Невидимый мир природы» 1. Семинар- практикум для родителей «Как воспитать у детей интерес к таинственному миру природы? » 2. Презентация домашней энциклопедической литературы на природоведческую тему. 3. Презентация методического пособия « Неизведанное рядом» Дыбиной О. В. , 4. Практикум для родителей: «Детское экспериментирование в природе. Занимательная физика и игры с песком и водой» 5. Домашнее задание: подготовить семейную фото- выставку: «Экспериментируем дома – узнаём тайны природы! » Старшая группа октябрь Тема: «Животный мир природы» 1. Круглый стол: «С детства – любовь к животным» 2. Диспут: «Должны ли дома жить кошки и собаки? » 3. Памятка « Правила безопасного общения ребёнка с домашними животными » 4. Конкурс на самую занимательную историю о домашних питомцах 5. Слайд- шоу: «Эти забавные животные! » 6. Домашнее задание: творческий портрет «Наш четвероногий друг» январь Тема: «Поможем нашим друзьям» 1. слайд- шоу «В мире птиц! » 2. О формление группового тематического альбома «Птицы зимой» 3. Конкурс среди семей воспитанников на лучшую кормушку для птиц – «Птичья столовая» 4. Консультация для родителей «Птицы нашего края» 5. И зготовление листовок – «Берегите птиц! » и развешивание их на территории детского сада и микрорайона 6. Праздник «Поможем нашим друзьям»! апрель Тема: «Мир природы в детских играх» 1. Семинар- практикум для детей и родителей: «Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе» 2. Экологическая игра «Волшебное солнышко» 3. К онкурс для родителей на лучшу ю экологическую игру для детей. 4. Ф отовыставка «Дети и природа». Фото из семейного архива( дети в лесу, на даче, в зоопарке и т. п. ) . Подготовительная группа октябрь Тема: «Знатоки природы» 1. Круглый стол – «Совместная деятельность детского сада и семьи по экологическому образованию детей» 2. Совместное участие родителей и детей в экологической игре «Знатоки природы! 3. Создание стенгазеты, посвященной охране природы. 4. Домашнее задание – придумать сказки, частушки, речевки на экологические темы. январь Тема: «Экология и я» 1. крушлый стол «Экологическое воспитание». 2. семейные презентации «Отдыхаем, не вредя! »( семейные фотографии, коллажи – отдых на природе: парк, лес, на даче) . 3. Групповые экскурсии с детьми и родителями по городу «Экологические выходные». 4. Оформить стенд в группе «Экология и я». 5. Стенгазета, посвященная охране природы. 6. Б уклет для родителей: «Рекомендации для наблюдений и занятий с детьми 4- 5 лет на прогулке» апрель Тема: «Воспитание бережного и осознанного отношения к природе» 1. Диспут на тему «Дом, в котором мы живем». 2. Консультация «Не бросайте мусор! ». 3. Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Мой красивый, чистый город! » 4. Б уклет «А знаете ли вы, что. . . »( Как долго разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик) . 5. Домашнее задание: с оздать семейные презентации «Отдыхаем, не вредя! » Перспективный план работы с родителями в средней группе месяц Содержание работы Формы работы сентябрь «Что такое экология». «Экологическое воспитание в семье» «Лечимся чесноком». Собрание Консультация памятка октябрь «Дары природы» «Лечение луком» «Чудо- картинки из сушеной травинки». Выставка Стенд конкурс ноябрь «Синичкин календарь» «Моё любимое дерево – кедр », «Природа вокруг нас», «Тропинками природы». Консультация Конкурс экологический плакат стенд декабрь «Лечение лимоном». «Грипп – это опасно» «Домик для птиц». Стенд Консультация практикум январь «Соки – залог здоровья». «Домашние и дикие животные». «Домашние животные в жизни ребенка» Стенд Создание альбома консультация февраль «Бабушкины советы». «Растения в нашей жизни» «мой любимый комнатный цветок» Папка – копилка консультация выставка март «Аптека на окнах» «Природа дивной красоты » «Берегите природу». Игротека в кругу семьи «Экологические игры» Стенд К онсультация Папка – раскладушка буклет апрель «Витаминные препараты – это не лакомство». «Ароматерапия». Стенд консультация май «Весенний букет». «Умей видеть прекрасное ». «Скоро в отпуск» «Здравствуй лето» Выставка Папка – передвижка Стенд экскурсия Перспективный план работы с родителями в старшей группе месяц Содержание работы Формы работы сентябрь «Не причиняя вреда природе». ( Обговорить правила поведения в природе. ) «В лес по грибы. «Что наблюдать в природе осенью». Консультация Ш ирма стенд октябрь «Поклонись ягодке». ( Поговорить о ягодах, рассказать, какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана. ) «Азбука поведения в природе». «Прогулки в природу». Беседа Стенд консультация ноябрь «Сокровища леса». ( Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу. ) «Очей очарованье»! «Войди в природу другом! » К онсультация Конкурс Папка- передвижка декабрь «Пожар — это беда леса! » «Сбережем нашу елочку» «В защиту хвойных деревьев» Стенд Консультация акция январь «Крылатые доктора». ( Познакомить с птицами, за которыми можно проводить наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой; каким кормом можно кормить. ) «Поможем крылатым докторам»( изготовление кормушек) . Папка- передвижка Практикум февраль «Ваши помощники книги»( детская художественная литература о природе) «Что наблюдать в природе зимой». Консультация ширма март «Зеленая аптека»( о комнатных растениях) . «Ребенок и уход за комнатными растениями» «Мы дежурим»( дежурства в уголке природы) «Что наблюдать в природе весной». Консультация Папка – передвижка фотовыставка стенд апрель « Ядовитые растения ». ( Познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений. ) «Цветы — земной красы начало». «Наблюдения на огороде» С тенд Ш ирма Папка- передвижка май « Пусть цветут травы! »( Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь. ) «Первоцветы — вестники весны» К онсультация конкурс Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе месяц Содержание работы Формы работы сентябрь «Лучшие на свете впечатления о лете! » «Природа и нравственное воспитание детей с таршего дошкольного возраста» «Знай, л юби и береги». Фоторепортаж Папка – передвижка стенд октябрь Конкурс поделок из природного материала «На заметку родителям» К онкурс памятка ноябрь «В царстве лекарственных растений» «Поможем птицам» «Здоровье без лекарств» консультация Экологическая акция стенд декабрь «Сохраним ёлку – красавицу наших лесов» «Все ли мы знаем о лесе» «Дни зимой еще короче» Природоохранная акция Стенд консультация январь «Твой дом- твоё здоровье». «Проблема формирования экологической культуры ребёнка» «Ребенок – исследователь» Экологическая газета стенд папка- передвижка февраль «Просмотр телепередач о природе» «Наши домашние питомцы» «Весна в народном календаре» Б еседа С тенд ширма март «Оздоровление воздуха с помощью комнатных растений» « Как научить ребенка уха живать за комнатными растениями» памятки о полезных свойствах комнатных растений Консультация Папка- передвижка памятка апрель «Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе» «Гуляй, да присматривай» К онсультация стенд май «Воспитание бережного и осознанного отношения к природе – задача семьи и детского сада» «Ядовитые растения нашего края» «Правила поведения в природе» Папка – передвижка Стенд памятка Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей в ДОУ» Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы нашей анкеты. Ваши ответы помогут нам в дальнейшем наиболее интересно и действенно организовать работу по экологическому образованию детей в детском саду.   1. Знаете ли вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? Да Н ет 2. Интересует ли вас лично проблема экологического воспитания детей? Да Н ет 3. Ощущаете ли вы по ребёнку, что в ДОУ уделяется внимание экологическому воспитанию? Да Н ет 4. Принимаете ли вы участие в проводимой в ДОУ работе по экологическому воспитанию дошкольников? Да Н ет 5. Как вы считаете, какие формы совместной деятельности ДОУ и родителей в реализации задач экологического образования детей будут наиболее эффективными? Посещение дня открытых дверей; просмотр открытого занят ия; прослушивание лекции и т. д. Участие в экологических проектах, акциях, экологических праздниках, заседаниях родительского клуба 6. Как вы считаете, нужно ли в ДОУ проводить работу по экологическому просвещению родителей? Да Н ет 7. В какой форме, вы предпочли бы осуществление экологического просвещения родителей? Информационные стенды, консультации, тематические собрания Практическая деятельность( экологические проекты, акции, праздники, семинары- практикумы) 8. Можно ли оценить работу ДОУ по экологическому просвещению и вовлечению родителей в процесс экологического образования детей положительно? Да Н ет Список источников нормативно- правовые документы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ от 29. 12. 2012 г. в ст. 44, п. 1. записано, что «родители( законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, принятом( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» большое внимание уделяется сотрудничеству с семьей. В параграфе 1. 4. «Основные принципы дошкольного образования» одним из принципов воспитания выделяется сотрудничество Организации с семьей. В параграфе 1. 6. «Стандарт направлен на решение следующих задач», в п. 9 выделяется задача: обеспечения психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей( законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В параграфе 1. 7. , в п. 6 отмечается, что стандарт является основой для оказания помощи родителям( законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. методические материалы: 1. «Мы». Программа экологического образования детей/ Н. Н. Кондратьева и др. – СПб. : Детство- Пресс, 2003. 2. Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3- 7 лет: Методическое пособие. – М. : Мозаика- Синтез, 2006. 3. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009. 4. Каменева Л. А. , Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ. : Детство- Пресс, 2007. 5. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005. 6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М. : Академия, 2009. 7. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – М. : Академия, 2002. 8. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников/ / Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22- 27

Оставить комментарий: