a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад на тему «Театрализованная деятельность в ДОУ» музыкальный руководитель Филина С. В.

Опубликовано: 2016-09-22 21:00:10

Документы для скачивания

Доклад на тему «Театрализованная деятельность в ДОУ»

Ни для кого не секрет, что в настоящее время  значительно увеличилось число детей старшего дошкольного возраста страдающих отклонениями в эмоциональной сфере: тревожностью, агрессивностью, замкнутостью, застенчивостью и т. д. Все это в дальнейшем ведут к трудностям школьного обучения и взаимоотношениям ребенка со сверстниками и взрослыми.

Посещая детский сад, ребёнок, в течение 10-12 часов вынужден придерживаться одного и того же распорядка дня. Обыденность засасывает жизнерадостных, активных, деятельных и мечтательных дошкольников, превращая их в равнодушных, сонных и пассивных.

В свою очередь их спасение во многом зависит от того, как мы, педагоги сможем организовать время пребывания  в стенах дошкольного учреждения.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру. Все это может дать театрализованная деятельность.

Театрализованная игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т.д. И это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для обогащения его эмоционального опыта.

Театрализованная деятельность создаёт предпосылки развития навыков общения со сверстниками, прививает интерес  к литературе, народному творчеству.Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка.

Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребёнка различными способами: словом, действием, пантомимикой, музыкой и т.д.

Театрализованная деятельность  способна создавать условия для развития творческих способностей дошкольников.

Под творческими способностями понимаются индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода, требующей от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях любой ребенок может проявить себя.

Для меня, как воспитателя и музыкального руководителя в одном лице, эта тема актуальна.

Цель моей работы по теме«Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей»:

 развитие эмоционально отзывчивого, любознательного, творческого ребёнка, овладевшего способами взаимодействия и необходимыми умениями и навыками посредством театрализованной деятельности.

Задачи, которые я ставлю:

- Учить согласовывать свои действия с другими детьми, общаться с людьми в разных ситуациях.

-  Формировать навыки выражения эмоциональных состояний, используя мимику, жест, позу, движение.

- Развивать сферу чувств и образное мышление, пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

- распознавать различное эмоциональное состояние и характер героев.

- Развивать связную речь, речевое дыхание, правильную артикуляцию, умение строить диалоги, обогащать словарный запас, интонационную выразительность речи.

- Воспитывать интерес к театрализованной деятельности.

- Воспитывать бережное отношение к игрушкам, куклам, костюмам, декорациям.

- Воспитывать стремление быть отзывчивым к взрослым и детям, проявлять внимание к их душевному состоянию. 

Вот видов театрализованной деятельности, используемые в нашем детском саду:

– Игра драматизация –это деятельность, которая требует от ребенка перевоплощения в образ изображаемого персонажа, веры в правдоподобность разыгрываемого в действии содержания сказки.

- Настольный театр развивает у детей моторику, координацию движений, помогает ребенку выразить эмоции, способствует развитию речи. Использовать его можно как в НОД, так и в режимных моментах, вечерах развлечений, досугах.

- Пальчиковый театр прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи, способствует развитию мелкой моторики, т. к. в ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизирует моторику рук.

Кукольный театр оказывает существенную роль в воспитании и развитии ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью. Это совершенно особый вид искусства. Он связан с оживлением неживого.

В своей практике  мне приходилось работать с куклами театра «Живая рука». Где за   большими куклами  (по высоте ребенка) дети чувствуют себя смелее и раскованнее. Ребенок завязывает у себя на шее сзади ленточки, которые прикреплены к голове куклы, ленточки на поясе за спиной (как фартук) — у пояса куклы. Ноги куклы и руки ребенок прикрепляет к запястьям и щиколоткам, надев резиночки, пришитые к рукам и ногам куклы.

Работа не представляется возможной без организации предметно-развивающей среды. Поэтому своими силами были изготовлены некоторые виды театров, которые хранятся  в коробках на открытых полках.Материал меняется  по мере возникновения у детей новых интересов, потребностей, а также в связи с постановкой нового спектакля-сценки.В костюмерной детского сада накоплено много костюмов к различным сказкам. Дети  во время обыгрывания сюжетов пользуются предметами- заместителями.

Для работы  имеется следующее оборудование: видео-, аудиоаппаратура, фонотека.

Наглядный материал: настольный, бибабо, пальчиковый театры. Мягкая игрушка, маски-шапочки, ширма, декорации, костюмы, атрибуты; художественная литература.

Данный вид театрализованной игры используется во время проведения праздников, развлечений, досугов. А также как  самостоятельная театрализованная деятельность детей в режимных моментах, на прогулке.

В своей работе использую следующие технологии:

Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников».

Антипина А.Е.  ««Театрализованная деятельность в детском саду», М., «ТЦ Сфера», 2006 г.

Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театра: Программа «Театр - творчество - дети», М., АРКТИ, 2004 г.

«Фольклор-музыка-театр» под редакцией С.И. Мерзляковой, М., Линка-пресс, 2009г.

На базе нашего детского сада разработана программа театрализованного кружка «Маленький актер»     Она создана на основе программы «Театр-творчество-дети» (авторы Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г.) При составлении учебной программы использовано пособие Сажиной С. Д. «Составление рабочих учебных программ для ДОУ».

         Цель программы «Маленький актёр»  – развитие сценического творчества   детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами театральных игр и игр–представлений. Основу курсасоставляет направленность на  приобретение детьми эмоционального и художественного опыта, знаний, умений, навыков, способствующих развитию творческой личности ребёнка.

Особенностью данного курса является направленность на реализацию национально-регионального компонента. Практической направленностью курса является использование навыков и умений, приобретенных на занятиях по театрализованной деятельности в различных формах организации в ДОУ: праздниках, развлечениях, самостоятельной деятельности, занятиях.

С целью успешной работы следует придерживаться  следующих рекомендаций:

Следует выбирать художественные произведения в соответствии с уровнем развития и возрастных особенностей. При подборе произведений нужно соблюдать требования: произведения должны усложняться по содержанию, объёму и нравственному значению. При написании сценариев обязательным условием является наличие авторской речи, с помощью которой осуществляется руководство действиями детей на сцене, придающее им уверенность в себе. При  распределении  ролей нужно обязательно учитывать, какая речевая нагрузка возможна для данного ребёнка. Даже если у ребёнка есть дефект речи, нужно давать ему хотя бы маленькую роль, чтобы он выступал наравне со всеми, перевоплощаясь, отвлекался от своего речевого дефекта, обретая веру в себя. Также много и активно нужно работать над техникой речи – это произношение чистоговорок, скороговорок, разминка языка, ритмичные движения, разминка пальцев, упражнения, направленные на произнесение гласных, согласных звуков.

Большое внимание я всегда уделяла подбору музыки. Музыка - один из основ­ных элементов всех театраль­ных постановок, спектаклей, можно сказать действующее лицо. Она разнообразна. Во время показа кукольных театров обязательно использую музыкальное сопровождение и звуковое оформление. Она сопровождает действие или заполняет паузу, подчёркивает переживания героя либо аккомпанирует танцу. Прежде, чем оформить спектакль музыкой, необходимо подобрать музыку к постановкам, дать детям её послушать, попросить подвигаться передавая образ, если у ребёнка не получается показать взрослому. Как правило, спектакли начинаются музыкальным вступлением, маленькой увертюрой. Музыка помо­гает создать законченную художественную картину. Она, конечно, должна быть простой и доступной детям.

Еще хочется отметить использование средств  фольклора в театрализованной деятельности. Как мы знаем фольклор - устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки и т.д. – это неоценимое богатство народа, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и понимает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре народа. Д. С. Лихачев отмечал: «Фольклор создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делал народ, - единые представления о красоте. Здесь нет разноречий. Единство представлений о красоте создавало единство стиля, и то и другое, как броней, защищало народное искусство от безвкусицы».

Обращение к фольклору, как к средству развития речи, способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности.

Нельзя не сказать о трудностях, испытываемых в процессе работы по данному направлению.

В работе с детьми в начале года были выявлены следующие проблемы: - дети несколько пассивны, зажаты, не могли полностью раскрепоститься,

«вжиться в роль», инициаторами игр выступали  одни и те же дети, они же играли главные роли. Отсутствовал опыт восприятия сценического искусства. Актерские умения у детей были развиты  не в достаточной степени.    Большинство детей с радостью принимали роль, но не могли активно пользоваться своей речью, движением, мимикой и пантомимой, мало импровизировали.

Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Семья не готова была на тот момент осуществлять помощь, поддержку, участие так как для воспитывающих взрослых театральная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний, ощущений, где развивается адекватное восприятие, понимание взрослым действий ребенка, приобретается опыт совместных переживаний, изменяется характер поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми.

Группы нашего детского сада разновозрастные, что так же затрудняет работу. То, что по силам старшим дошкольникам, не всегда удается средневичкам. Но младшие с удовольствием следят за работой старших товарищей и охотно повторяют выразительные движения.

Что я ожидаю от детей как результат  проделанной работы : умение  выражать основные чувства, характер героев, пользоваться интонацией, мимикой, жестами, позой, движениями, произноситьтекст с разными интонациями, в разных темпах, проявлять творчество в работе над  характеромперсонажа,  умение согласовывать свои действия с другими детьми, быть  отзывчивым, внимательным.  А также проявлять устойчивый интерес к театрализованной деятельности.

 

Мой опыт работы показал, что дети ждут каждого занятия с нетерпением, занимаются с желанием и радостью, что, способствует раскрытию их творческих проявлений.

В дальнейшем планирую

  1. Продолжить знакомство детей с различными видами театра.
  2. Разнообразить методы и приемы обучения с учетом индивидуальных особенностей детей.
  3. Совершенствовать артистические навыки  детей посредством переживания и воплощения образов внародных сказок.
  4. Работать над повышением своего профессионального и творческого уровня.
  5. Привлекать родителей воспитанников к активному участию в процессе подготовки и показа спектакля

Многолетний опыт доказывает, что в соприкосновении с театром вырастают активные творческие личности, способные выходить на прямое общение с другим человеком, имеющие внутреннюю потребность и возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.

Закончить свое выступление хочу словами:

         Введите в мир театра малыша,

                                                                  И он узнает, как сказка хороша!

                                                                  Проникнется  и мудростью, и 

                                                                  добротой,

                                                                  И с чувством сказочным пойдет             

                                                                  он

                                                                  Жизненной тропой!

                                                                                             Г. Попова 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: