a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Познавательная деятельность детей в летний период

Опубликовано: 2014-06-20 13:12:56

ДЕТСКАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД.

Мингалишева Э.М.

МБДОУ №152

г.Ульяновск

            Основными формами организации познавательной деятельности детей в данном блоке являются дидактические и сюжетно-дидактические игры.

            Работа с детьми в рамках этого блока исключает специально организованные занятия. Активность детей может быть вызвана воспитателем, который вовлекает их в познавательно-игровую деятельность, демонстрируя собственную увлеченность ею. Также воспитатель может подключиться к уже возникшей деятельности детей, направляя се ход изнутри, как равный партнер. Важно сохранять баланс между инициативой детей и взрослого в выборе целей деятельности, конкретного материала для нее и т.п,

            Целесообразно в ряде случаев строить совместную познавательную деятельность так, чтобы ребенок при желании мог продолжить ее самостоятельно, пока не исчерпает свой интерес (например, начатая со взрослыми игре может быть продолжена детьми самостоятельно). Для этого необходимо создать предметную среду и пространство групповой комнаты, позволяющие воспитателю не прерывать деятельность детей, а самому перемещаться от одной детской подгруппы к другой.

             Существуют два варианта организации совместной познавательной деятельности в условиях современного ДОУ.

 Вариант I. Совместная деятельность организуется как система игр для закрепления полученных на занятии знаний и умений, а также для формирования умений детей применять полученные представления в разнообразных игровых ситуациях. В этом случае совместная деятельность подчинена системе занятий и тесно с ней связана в задачах и содержании.

            Можно использовать в этом варианте организации совместной деятельности разработки дидактических игр, а также комплекс сюжетно-дидактических игр.

 При организации сюжетно-дидактических игр в рамках совместной познавательной деятельности воспитателя и детей необходимо соблюдать следующие условия (по исследованиям А.А. Смоленцевой).

 1. Отбор знаний, полученных на занятиях для последующего отражения их в играх старших дошкольников Для реализации этого положения необходимо:

 — определить возможность применения знаний в детских играх;

 — обеспечить преемственность между содержанием занятий с последующей игровой деятельностью;

 — включать в игры специфические действия, направленные на актуализацию знаний и умений.

 2. Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят знания и умения, полученные на занятиях. Для построения игр надо ориентироваться на такую деятельность взрослых, которая отвечала бы следующим требованиям:

 — она должна быть доступной для понимания детей. Знания и умения должны являться средством достижения социально значимых результатов;

 — профессиональная деятельность взрослых должна быть наглядной как по вариантам использования знаний и умений, так и по получаемому продукту;

 — действия и отношения взрослых должны быть воспроизводимы в игровых ролях.

 3. Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребенке к выполнению ролей.

 Обогащать игры по тематике, сюжетам, игровым ролям, взаимоотношениям детей. В этом случае усвоенные правила и способы действий дети будут переносить в другие игры с новыми объектами. Сфера применения знаний значительно расширится.

 Готовить вместе с детьми необходимый материал и атрибуты для игры. В совместном труде у детей появится интерес к содержанию игры, будущим ролям и развертыванию сюжета.

 Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми игровую роль.

 Беря на себя ведущую роль, воспитатель имеет возможность естественно (изнутри) видеть всю игру, контролировать правильность выполнения игровых действий, связанных с использованием знаний и умений, при затруднениях оказывать помощь в виде вопросов, разъяснений, советов и т.п., влиять на распределение ролей, подсказывать и создавать новые ситуации игры, подчеркивать, одобрять успехи детей, привлекая внимание коллектива, вызывать положительное эмоциональное настроение, стимулировать инициативу и творчество.

 4. Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка). Целенаправленное воздействие воспитателя на поведение ребенка является важным условием для достижения всеми детьми определенного уровня овладения знаниями, С этой целью воспитателю необходимо:

 — подбирать роли, соответствующие возможностям ребенка, его игровым интересам и навыкам;

 — предлагать решение носильных для ребенка задач, приводят их к развитию уверенности в своих силах, проявлению активности и самостоятельности;

 — создавать игровые проблемные ситуации, последовательно усложняющиеся и вызывающие у детей радость поиска;

 — удивляться догадкам детей, их сообразительности, поддерживая атмосферу доброжелательности* творчества, создавая специальные ситуации для застенчивых и неуверенных в себе детей.

 Вариант 2. Совместная деятельность организуется как самостоятельная система косвенного обучения детей, исключающая занятия. Система игр берет на себя всю обучающую нагрузку. Именно в совместной деятельности должна быть сформирована система знаний и умений детей по разным разделам программы.

 В данном варианте совместной деятельности А.А. Столяр предлагает использовать систему обучающих игр. Игра, увлекающая детей, их не перегружает ни умственно» ни физически. Очевидно, что интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к знаниям, но и к тому, что изучается. Для ребенка 5—7 лет специальная система обучающих игр — наиболее приемлемый вариант организации совместной познавательной деятельности воспитателя и детей.

            Обучающие игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только представления детей по основным разделам программы, но и определенные структуры мышления, и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем знаний и их применения к решению разного рода задач. Названием «обучающая игра» подчеркивается использование игры как формы обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.

            Обучающая функция игр порождает особенности, отличающие их от дидактических игр, используемых лишь для закрепления того, что уже усвоено с помощью других методов.

 Система обучающих игр состоит из отдельных серий. Каждая серия игр предназначена для формирования определенных структур мышления или подготовки к усвоению определенного блока знаний. Внутри каждой серии игры располагаются в определенной последовательности таким образом, что задачи, решаемые в процессе игровой деятельности, постепенно усложняются.

            Например и серии игр с обручами (группировка предметов по определенному признаку) наиболее простыми являются игры с одним обручем (группировка объектов по одному признаку в одно множество), затем проводятся игры с двумя обручами (группировка в два множества) и, наконец, наиболее сложные задачи решаются шестилетними детьми в играх с тремя обручами (группировка в три множества и по нескольким признакам одновременно).

            В обучающих играх есть еще одна особенность, отличающая их от традиционных дидактических игр, — большая вариативность условий, правил, задач, решаемых в процессе игровой деятельности. Благодаря этой особенности многократное повторение обучающей игры одной и той же серии включает определенные элементы новых знаний, которые приобретаются детьми. Кроме того, и это тоже немаловажно, постоянное обновление при повторении игр одной серии поддерживает интерес детей к игре.

             Обучающая игра выполняет еще одну важную функцию обучения — развивающую, формируя познавательные процессы, способности ребенка.

           

 

Предыдущие материалы
Следующие материалы