Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики руки для подготовки детей к школе и развития умственных способностей детей"

Опубликовано: 22:57:56 20-06-2014

Автор: МБДОУ «Детский сад № 1 села Ржевка Шебекинского района Белгородской области»

Развитие мелкой моторики руки для подготовки детей к школе и развития умственных способностей детей.

 

Начнем с ответа на вопрос, почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь, и центры, отвечающие за движения пальцев рук, расположены очень близко друг к другу. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Кроме того, развитие мелкой моторики позволяет в игровой форме подготовить ребенка к обучению письму, укрепить мышцы рук, развить глазо-двигательную координацию.

Начинать заниматься развитием мелкой моторики у ребенка можно и нужно уже с рождения. Сначала это будет массаж пальчиков рук, ладошек. Хорошо сопровождать массаж проговариванием детских потешек, коротких стихов. В более старшем  возрасте можно переходить к пальчиковым играм, специальным упражнениям на развитие мелкой моторики. Не стоит забывать также о развитии элементарных навыков самообслуживания: учить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, молнии на одежде, завязывать шнурки и т. д. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка руки к письму, а не обучение ему. Развитие у детей мелкой моторики , является одним из главных условий, для овладения письмом.

Хорошей формой работы по подготовке руки к письму - являются пальчиковые игры. Это отличный способ тренировки пальцев, развивающий гибкость и подвижность кисти. Для того, чтобы детям было интересно выполнять упражнения, можно подобрать  веселые стихи,   сопровождающиеся разнообразными действиями кистей и пальцев. Это отличная разминка руки перед предстоящими графическими заданиями.  Многие пальчиковые игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях « вправо», « влево», « вверх»,  «вниз». Очень важны эти игры и для развития творчества детей.

 Одним из  важнейших видов  работы, при подготовке руки к письму  является  ручная умелость. Умение пользоваться  ножницами -  это увлекательное занятие для будущих первоклассников. Дети выполняют симметричное вырезывание, аппликацию, а также вырезывание различных фигурок из старых открыток и журналов. Из вырезанных фигурок дети составляют целые композиции - аппликации. Упражнения по вырезыванию учат планировать свои действия: как расположить на листе бумаги  предстоящий рисунок.

 Отличным упражнением для развития точных движений рук, а также необходимых для успешного обучения письму, внимания и усидчивости, является плетение  ковриков из полосок цветной бумаги и складывание различных фигурок в технике оригами.  

  Эффективным способом подготовки руки к письму, является всеми любимое раскрашивание. Ребенок учится правильно держать письменные принадлежности, проводить линии разной интенсивности и длины, раскрашивать  аккуратно, не выходя за контуры.

Интересны такие упражнения, как обведение рисунка по контуру. Особенно хороши для тренировки мелкой моторики руки разнообразные узоры и орнаменты с большим количеством мелких узоров.

Не следует забывать и о занятиях лепкой. В качестве материала могут  использоваться пластилин, глина, соленое тесто. Разминая массу для лепки, а также вылепливая из нее разные фигурки, ребенок укрепляет кисть, развивает точность движений.

 Хорошо стимулирует активность мышц кистей рук разнообразные  игры с бусинками, пуговицами и мелкими предметами. Дети нанизывают  бусы на нитку, создают бусы с заданным чередованием  элементов разного размера и цвета. Из  камешек, горошин, семян и т. п. дети выкладывают  объемные композиции и узоры, составляют фигуры из палочек.

 Большой интерес вызывает у детей работа на компьютере, где они с помощью мышки могут писать слова и предложения под диктовку взрослого. Это развивает у них внимание, усидчивость, глазомер, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на строке, орфографические навыки.

Процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления, самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма.

Как показывает практика, при проведении систематической работы по развитию мелкой моторики руки: дети начинают хорошо владеть карандашом и ручкой, у них появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость. Дети учатся действовать по словесным инструкциям, обретают уверенность в своих действиях. У них формируются необходимые каллиграфические навыки. 

Таким образом, в дошкольном возрасте не только можно, но и необходимо развивать у ребенка ручную умелость, пространственные представления, чувства ритма, графические умения, координацию движений.

Существует тесная взаимосвязь между тонкими движениями пальцев рук и функциональной зрелостью коры мозга ребенка. Формирование ручной умелости, ритма, зрительно- моторных функций влияет на формирование навыка письма, развитие школьно-значимых функций и на общее интеллектуальное развитие.

Работа по подготовке руки дошкольника к письму должна проводиться систематически. Для нее необходимо выделить определенное время, а также ввести ее в режим дня. Желательно начинать эту работу как можно раньше и не позднее, чем за год до поступления в школу. Оптимальным вариантом организации развивающей работы является совместная деятельность воспитателя и родителей.

Документы для скачивания:

2927_Nachnem s otveta na vopros.docx
Формат: .docx

Оставить комментарий: