a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Уроки в стихах

Автор: Еремейчук Алла Николаевна Опубликовано: 2016-09-28 00:19:31

Анотація  

                             до уроку у віршах

      

 

Проведення уроку у віршах своєю нетрадиційною формою викликає зацікавленість учнів до вивчення нового матеріалу, активізує їхню пізнавальну діяльність. Інтерактивні технології, заплановані на уроці, дають змогу не тільки засвоїти навчальний матеріал, а й розвивають вміння самостійно вчитися. Віршовані елементи уроку спонукають до творчої роботи, викликають бажання неординарно діяти, самостійно створювати щось нове. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УРОК В СТИХАХ

 

Класс: 5

Тема. Антонимы.

Содержание : понятие «антонимы»;

                              роль антонимов в речи и художественных произведениях;

                             употребление антонимов.

Цель : дать понятие об антонимах, показать роль антонимов в речи и

            художественных произведениях; обучать умению с помощью

            антонимов обеспечивать уместность, правильность и выразительность  

            речи;

            развивать творческое мышление, устную и письменную речь;

            воспитывать культуру речи, любовь и бережное отношение к живой

            природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Учебник: Быкова Е.И., Давидюк Л.В., Снитко Е.С.Русский язык: 5 кл. – К.:  Зодиак-ЕКО, 2005. – 288с.

Методы и приёмы: фронтальный опрос, составление опорных схем, четверостиший, лингвистическое наблюдение, работа в группах, в парах, взаимопроверка, самоконтроль.

Оборудование урока: материал для составления опорных схем, карточки для работы в группах.

Виды работ учащихся: выборочный диктант, лексические упражнения, творческая работа, рассказ с продолжением.

Ход урока

  1. Организация учебной деятельности.
  2. Актуализация мышления.
  3. Упражнение «Продолжи предложение».

- Лексикология – это раздел науки о языке, который изучает... (словарный состав языка)

- Словарный состав языка – это...(лексика)

- Лексическое значение слова – это...(основной смысл слова, его содержание)

- Лексическое значение слова объясняется в словарях...(толковых)

  1. Работа с линейными схемами.

- На доске вы видите линейные схемы, которые показывают группы слов по значению. Нам нужно их подписать.

Синонимы                                                          

Омонимы        

 

Антонимы                                 

  • Мотивация учебной деятельности.
  1. Сообщение темы урока.

- Тема нашего урока – антонимы.  

  1. Определение цели урока.

- Что на уроке надо выучить?

- Чему научиться?

  1. Изучение нового материала.
  2. Работа со стихотворением. Составление опорного конспекта.

Лексикология значения слов изучает,

На группы по значению их разделяет:

Синонимы, омонимы  уже известны,

Сегодня же антонимы нам интересны.

 

Антонимы одной частью речи бывают,

 Противоположное обозначают.

Антонимы в пары объединяем:

Однокоренные или с разными корнями

Слова подбираем.

Также нам надо учесть,

Что не у каждого слова антоним есть.

Если антонимы употребляем,

Мысль свою ярче мы выражаем.

Когда писатель что-то изображает,

Группа антонимов ему помогает.

В речи антонимы появляются –

Речь наша сразу преображается.

 

  1. Выборочная работа. Отгадывание загадок.

Стоит копна посреди двора:

Спереди вилы, сзади метла. (корова)

      Белая, как снег,

      Чёрная, как жук,

      Вертится, как бес,

      И возвращается в лес. (сорока)

Летом наедается, зимой высыпается. (медведь)

      Дважды рождается, раз умирает. (птица)

 

Спереди – сзади, белая – чёрная, летом – зимой, рождается – умирает.

 

  1. Закрепление изученного материала.
  2. Упражнение «Внимание на антонимы».

- Хлопайте в ладоши, если услышите пару антонимов.

Доброзло, весёлыйгрустный, красный – чёрный, открытьзакрыть, интересноскучно, хорошо – лучше, пламя – знамя, мороз – холод, теплохолодно, отдатьзабрать, хороший – плохо, один – два, правдаложь, любитьненавидеть, сплошьизредка, русский – украинский, аккуратныйнеопрятный, читать – писать, поднятьсяопуститься, несчастьесчастье.

  1. Физкультминутка.

Аутотренинг

Я отдыхаю.

Мне хорошо и спокойно.

У меня всё получится.

Я собой доволен.

Я молодец.

  1. Упражнение 240 (стр.141, учебник)

Свежий воздух – затхлый, свежий хлеб – чёрствый, свежие новости - устаревшие, свежие мысли - ; тёмная ночь – светлая, тёмное лицо - , тёмная рубашка - , тёмные мысли - ; верный друг - , верное решение - , верный вывод - ; лёгкий танец - , лёгкое решение - , лёгкий запах - .

Верный (рус.) – преданный, надёжный, правильный: верный друг, верный ответ. Вірний (укр.) – надійний: вірний друг.

  1. Рассказ с продолжением.

Старый Пёс

Был у человека верный друг – Пёс.

Много лет сторожил он хозяйство Человека. Шли годы, Пёс старел, стал плохо видеть. Однажды в ясный летний день он не узнал хозяина. Когда хозяин возвратился с поля, Пёс выбежал из своей будки, залаял как на чужого.

Хозяин удивился и спросил:

- Значит, ты уже не узнаёшь меня?

Пёс виновато вилял хвостом. Он ткнулся носом в ногу хозяина и нежно заскулил. Ему хотелось сказать: прости меня, я сам не знаю, как это получилось, что я не узнал тебя!

Вскоре хозяин принёс молодого Щенка и сказал ему:

- Живи здесь.

Старый Пёс спросил Человека:

- Зачем тебе ещё одна собака?

 

Устно закончите рассказ.

 

- Чтобы тебе одному не было скучно - , сказал Человек и ласково потрепал верного Пса по спине.

Потом Человек повернулся, тихо вздохнул и ушёл.

Пёс не мог вздыхать, он жалобно заскулил, и из глаз на землю скатилась слеза. А на траве кувыркался, играл Щенок.

  1. Лингвистическое наблюдение.

- Найдите в отрывках из художественных произведений антонимы.

 

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том,

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит...                       (А.С.Пушкин)

 

      Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

      Да только воз и нынче там...  (И.А.Крылов)

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка-Русь.                                  (Н.А.Некрасов)

- Для чего писатели использовали антонимы?

  1. Работа в группах.

- Восстановите текст, используя антонимы.

Всё живое надо беречь

Диких животных становится ... (меньше) потому, что их всё ... (больше) теснит человек. Заповедник – это земля, которую когда-то  ... (забрали), а теперь ... (вернули) птицам и зверям. Там их никто не тронет. Вместо ... (большой) рыбу, которую отловили, в водоём выпускают ... (маленькую). В ...(грязной) воде рыба погибает, да и человеку без ... (чистой) воды невозможно прожить. Охраняя природу, человек охраняет самого себя.

- Нарисовать эмблему по охране окружающей среды.

 

 

  1. Итог.
  2. Составление четверостишия.

...изучали,

...отвечали,

...подбирать,

...сверкать.

(Сегодня антонимы вы изучали,

На вопросы без ошибок все отвечали,

Если антонимы  будете подбирать,

Речь ваша станет ярче сверкать.)

  1. Подведение итогов.

- Что выучили на уроке?

- Чему научились?

- Что нового узнали?

  1. Самооценивание.
  • Домашнее задание.
  • 20, стр.140, выучить определение, стр.141, упр.243 (п)

Дополнительный материал

  1. Информационная минутка.
  2. Упражнение «Найди пару»

Жить душа в душу    как кошка с собакой

Чуть свет                       на ночь глядя

Как кот наплакал      хоть пруд пруди

Рукой подать              куда Макар телят не гонял

Черепашьим шагом  сломя голову

Комар носа не подточит    вилами по воде писано

 

 

 

 

 

 

 

Класс: 9

Тема. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины.

Цель. Углубить знания учащихся о сложноподчинённых предложениях с         

           придаточными причины;  совершенствовать пунктуационные навыки при   

           использовании таких предложений;

            развивать творческое мышление, умение анализировать;

            воспитывать бережливое отношение  к здоровью.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: схема «СПП», «Виды придаточных», картинки «Правила 

                            просмотра телевизора».

  1. Организация урока.
  2. Актуализация мышления.

Чтение сказки. Фронтальный опрос.

Жили в одной языковой стране

Словосочетание и предложение.

- А как называется эта страна? (Синтаксис)

Одно предложение рассказывало,

Другое всё время приказывало,

Третье ко всем приставало

И вопросы задавало.

- Какие это были предложения по цели высказывания? (Повествовательное, побудительное, вопросительное)

Одно эмоционально кричало,

Другое всё время молчало.

- Какие это предложения по эмоциональной окраске? (Восклицательные и невосклицательные)

И вот однажды в день ненастный,

Когда гулять было опасно,

В замке забрались все в кресла

И телевизор смотрели совместно.

Там шёл душещипательный сериал,

Потом захватил их громкий скандал,

Следом факты шокировали,

В перерывах всё рекламировали.

В общем, день провели чудесно,

Но ночью никто не уснул. Интересно?

Утром стали совет держать

И решили гонца послать,

Который ответить согласен,

Почему телевизор опасен.

Надо в путь-дорогу отправляться,

Стало сложное предложение собираться.

- Какое предложение называется сложным?

- Какие есть виды сложных предложений?

- Чем отличаются сложноподчинённые предложения от других сложных предложений?

СПП в дорогу собралось,

Выбирать помощника взялось,

А друзей у него много.

Кого ж ему взять в дорогу?

- Попробуем определить  имена помощников сложноподчинённого предложения по вопросам.

 

- Чтобы  ответить на вопрос «Почему телевизор опасен?», какого помощника должно взять сложноподчинённое предложение? (Причины)

 

  1. Мотивация учебной деятельности.
    1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы будем изучать СПП с придаточным причины. Что мы должны выучить?

(Чем отличается придаточное причины от других видов.)

Чему научиться? (определять СПП с придаточными причины, составлять предложения такого типа.)

  1. Запись темы урока.
  1. Изучение нового материала.
    1. Самостоятельное чтение статьи.

Главное предложение помощника нашло:

Придаточное причины с собой взяло.

На прощании СПП всем кивало

И слова такие сказало:

- Друзья, я очень быстро вернусь,

Потому что искать причину не боюсь.

Прочитайте теоретический материал по теме.

  1. Составление вопросов.

Составьте к прочитанному вопросы.

( Какова роль придаточного причины в СПП? С помощью каких союзов присоединяется придаточное причины? На какие вопросы  отвечает придаточное причины? Где ставятся  запятые при составных союзах?)

  1. Закрепление изученного материала.
    1. Анализ предложений.

Бродило предложение по свету,

На вопрос искало ответа.

Люди охотно СПП помогали.

Что ж они ему отвечали?

           сущ.            Част  .сущ.  пр. сущ.                      мест. гл.

Телевизорэто окно в мир, потому что он даёт человеку много новой информации.

                                     сущ.          гл.                                                                               

Зачастую потому, что дети смотрят телевизор, их интеллектуальный

сущ.               гл.

уровень растёт

 

                

                                            гл.                                       сущ.             мест.     гл.       

Так как от телевизора исходит вредное излучение, он вредит нашему здоровью.

                      сущ. сущ.                                                                                   гл.     

В Японии дети после просмотра телевизора попали в больницу оттого,

                           сущ.        сущ.          гл.  

что резкая смена  цветов  вызвала спазмы мозга

 

  1. Отгадывание ТV-перевёртышей.

Предложение устало, решило посидеть,

Программу передач пересмотреть,

Но кто-то взял и пошутил,

Всё в ТV-перевёртыши превратил.

Отгадайте, какие программы передач были написаны. (Книжные перевёртыши: собачья конура – «Кошкин дом»; мышка в босоножках – «Кот в сапогах»)

Плохая ночь – Доброе утро;

Вовсе этого не было – Как это было;

Совсем гласно – Совершенно секретно;

Бар грустных и растерянных – КВН;

Ищу тебя – Жди меня;

Холодная двадцатка – Горячая десятка;

Ваш огород – Наш сад;

С помощью другого оператора – Сам себе режиссёр;

Привет! Один на улице – Пока все дома;

Из войны людей – В мире животных;

Доброе утро, старушки! – Спокойной ночи, малыши!

  1. Физкультминутка.

Наш герой газету отложил,

Физкультминутку сделать решил:

Чтоб усталость снять,

Надо активно отдыхать.

 

  1. Лингвистическое моделирование. Работа в группах.

Предложение наше ужаснулось,

Припомнив на вопрос ответы,

К людям опять оно обернулось:

«Дайте, пожалуйста, советы:

Может, телевизор нам отключить

И всё время друг с другом говорить».

Составьте по картинкам советы, как надо смотреть телевизор, объясняя каждый совет. У вас должно получится СПП с придаточным причины.

Не смотрите телевизор очень близко, потому что от него идёт вредное излучение.

Смотрите телевизор не больше двух часов, так как у вас должно быть время и для других дел.

Влажную уборку надо делать затем, что это уменьшает электромагнитное излучение.

Надо регулировать цветность и звук телевизора, потому что он влияет на наше зрение.                                                                                   

Не смотри телевизор лёжа, оттого что это вредит зрению и осанке.

  1. Упражнение «Третье - лишнее».

Наше предложение домой отправилось,

Но что-то лишнее к нему прибавилось.

Найдите это лишнее.

А. Отчего, почему, когда.

Б. Так как, с тех пор как, вследствие того что.

В. Потому что, оттого что, так как.

Г. Ибо, затем что, оттого что.

  1. Составление концовки сказки.

                                      … мчало,

                                      … скучало.

                                      … встретили,

                                      … заметили.

                                      … устал,

                                      … отвечал.

                                      … признание

                                      … задание.

 

 

         СПП домой быстро мчало,

         Потому что за всеми скучало.

         В Синтаксисе его дружно встретили,

         Так как отсутствие СПП заметили.

         Наш герой устал

         Из-за того, что на вопросы отвечал.

         Ну, а потом он получил признание

         Благодаря тому, что выполнил задание.

  1. Итог.

Вот и сказочке конец.

Кто всё запомнил – молодец!

- Что мы выучили на уроке?

- Что узнали о сложноподчинённом предложении с придаточным причины?

- Чему научились?

  1. Домашняя работа.

      Составить 5 сложноподчинённых предложений с придаточными причины на тему «Компьютер».

 

                Схема сложноподчинённого предложения

 

     
   
 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коментарии
Ирина Николаевна написано 2016-11-05 10:22:35
Возьму на заметку! Посмотрю, понравится ли детям.
Ответить

Оставить комментарий: