a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Диагностика индивидуального развития детей

Опубликовано: 2016-09-28 07:39:41

Модернизация образовательного процесса современной дошкольной образовательной организации характеризуется направленностью на индивидуализацию образования, создание траектории развития ребенка, изучению его перспектив развития и их поддержки, диагностики возможных проблем и помощи в их решении. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования  указывается, что одним из принципов дошкольного образования является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования)…». Реализация федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает создание в образовательном процессе условий реализации принципа индивидуализации.

В качестве первого из таких условий выступает органическое включение в образовательный процесс мониторинговой составляющей, которая позволит взрослым, педагогам и родителям, осознанно и четко определять индивидуальные цели развития каждого ребенка; конкретизировать их в соотнесении с такими характеристиками, как состояние здоровья, конституция, тип двигательной активности, особенности психической деятельности, доминирующий познавательный стиль, склонности, интересы и др.

Мониторинг продвижения воспитанников в освоении основной образовательной программы МБДОУ разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. ФГОС ДО и включает в себя требования к результатам освоения программы воспитанниками, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Обучение и воспитание в дошкольном возрасте носит целостный характер и может быть распределено в образовательном процессе по образовательным областям (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие) лишь условно. Именно поэтому, мониторинг детей дошкольного возраста не может в полной мере опираться на определение знаний, умений и навыков. Для ребенка дошкольного возраста первично и важно не то, каким объемом предметных знаний определенной образовательной области он владеет, а то, каким способом эти знания были ребенком освоены.

Основой мониторинга является наблюдение за поведением каждого ребенка, а не проведение специальных тестовых процедур. В процессе наблюдения используются различные неформальные техники наблюдения, включающие регистрацию эпизодов из жизни группы, наблюдения за поведением и развитием воспитанников, беседы, образцы детских работ. Все эти техники просты и доступны и предоставляют обширный материал для того, чтобы лучше понять каждого ребенка и создать условия для его развития на основе индивидуального подхода.

Чтобы понимать индивидуальный темп  развития ребенка, следует осуществлять мониторинг и соответственно оформлять «Дневник успешного развития ребенка» на протяжении освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

По результатам педагогической диагностики проводится анализ эффективности созданных условий развития детей, осуществляется планирование и корректировка дальнейшей системы работы с группой (ребенком), осуществляется подбор эффективных для данного ребенка методов и приемов взаимодействия.

 

Литература: Езопова СА., Солнцева О.В. Педагогическая диагностика индивидуального развития детей как условие реализации основной образовательной программы дошкольного образования

 

Оставить комментарий: