Развитие элементов музейной культуры у детей младшего дошкольного возраста

Опубликовано: 12:40:55 23-06-2014

Народ в наиболее чистом виде

всегда представляют дети.

       Когда национальное умирает в детях,

то это означает начало смерти нации.

Г.Н.Волков.

Введение.

     В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

   В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях кропотливо пробивает себе дорогу новая форма работы с детьми – работа в музее на базе детского сада.

   Появление в дошкольных учреждениях детских музеев связано с изменениями социально – экономических условий в стране, новыми социальными потребностями современного общества. Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами как: музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. Хотя в зарубежных странах и России она зародилась более 100 лет назад, сам термин, «Музейная педагогика» начал употребляться в нашей стране только в 70-е годы.

В условиях ДОУ невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки были названы «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Создание мини-музеев в дошкольном учреждении – одно из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.

   С целью более близкого соприкосновения к историческому прошлому русского и мордовского народа и формирования интереса к подлинным предметам старины у нас в группе был создан краеведческий мини-музей.

Содержание и экспонаты.

Музей расположен в отведённом для него месте в групповой комнате. Основным его украшением является изображение русской печки, предметы мебели (кровать, диван с одеялами из лоскутного шитья, стол со скатертью, на которой изображены элементы мордовского узора), а также постеленные на пол круглые половички ручной работы.

В музее собрана коллекция старинных предметов быта русского и мордовского народа, (утюг на углях, чугунки, ухват, деревянная солонка, старинная вышивка, расписные полотенца и др.), предметы народного и декоративно – прикладного творчества. Экспонаты были собраны воспитателями группы, помощником воспитателя, родителями.

Цель создания нашего мини –музея – приобщение детей дошкольного возраста к русским и мордовским народным традициям.

Как используется.

     В научно – педагогической литературе встречаются сведения о довольно раннем приобщении ребёнка к музейной культуре. Известные педагоги С. Т. Шацкий.А. В. Бакушинский и другие доказывают необходимость приобщения к музейной культуре детей младшего возраста, подчёркивают целесообразность более раннего знакомства дошкольников с фондами музеев. Поэтому мы решили создать музей уже в первой младшей группе

         Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления впечатлений от окружающих ребенка вещей. Музей способен обогатить ребенка впечатлениями от совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности.

Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию.

В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их родителей, так как важной особенностью мини –музея является участие в их создании детей и родителей.

   Совместная образовательная деятельность с детьми включает рассказ, демонстрацию предмета, показ репродукций, фотографий, прослушивание произведений музыкального фольклора и фрагментов классической музыки.

Музейная информация усваивается и через чтение народных сказок, потешек, фольклора. Мини-музеи обладают одним важным свойством: они хранят «словесный» ключ к пониманию фольклорных сказок, многие реалии которых давно ушли из жизни не только современных детей, но и их родителей.

Приведу пример с отрывками из народных сказок. «Стала девочка кудель прясть» - звучит красиво, но загадочно. Что такое «кудель», и что значит «прясть»?

«Села Баба Яга на лопату, а Иванушка раз и засунул ее в печь, а устьице задвижкой прикрыл». На какую такую лопату? И, за чем, вообще надо на лопату садиться?

Даже сказки К.И.Чуковского, написанные в начале прошлого века, изобилуют деталями, с которыми современные дети не сталкиваются. Откуда, например, в маминой спальне взялся Умывальник и зачем ему медный таз? Что такое ушат и лохань?

   То есть, мы по праву можем назвать музей «волшебной машиной времени». За считанные минуты дети дошкольного возраста вместе с воспитателем могут совершить увлекательное путешествие не только в прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить события разных времен. Не случайно музеи считают одной из форм работ по краеведению. Как правило, тесно связанные с краеведением, они воспитывают у детей любовь к родному краю, к ее природе, вызывают интерес к историческому прошлому.   Хотелось бы отметить, что детям очень нравится в непосредственной «домашней» обстановке, слушать не только русские народные сказки, но и сказки других народов, отгадывать загадки, играть в разные дидактические игры.

     Музейная информация может быть активно освоена и другими способами, например, в процессе игровой деятельности. Игра в жизни дошкольников – ведущая форма познания. Именно в ней они лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивают способность мысленного манипулирования с предметами: пробуждается творческое начало, развивается воображение.

В свободное время дети постоянно используют уголок избы для сюжетно – ролевых игр «Семья», «Магазин», «Чаепитие» и др. Проводим игровые костюмированные мероприятия, хороводы.

     Уделяем внимание опытно – поисковой деятельности детей. Все темы совместной деятельности с детьми строятся в форме вопроса, например: «В чем хранили одежду?», «Где спали маленькие дети?», «Как гладили бельё?» и др. Задаётся проблема, решение которой детям нужно найти в процессе деятельности. Осуществляется связь поисковой работы с практической деятельностью детей по лепке, рисованию, а в более старшем возрасте по аппликации, макетированию и моделированию, художественному конструированию, т. е. интегрируются разные виды искусств. С эмоциональным радостным настроем проходят встреч с гостями, родителями на различных мероприятиях, которых дети встречают в национальных костюмах с караваем.

В мини - музее, дети погружаются в другую необыкновенную, историческую и сказочную среду одновременно, накапливают сенсорный, практический и культурно – исторический опыт.

   Используя музейную педагогику в воспитательно-образовательном процессе мы решаем задачи:

- формирования интереса к подлинным предметам старины;

- воспитания нравственно-патриотических чувств;

- развития исследовательской, созидательной и познавательной деятельности;

- воспитания музейной культуры.

Мини-музей обладает уникальным потенциалом воспитательной работы с детьми. Предметы быта помогают понять язык вещей, постичь их культурное значение, становятся незаменимыми помощниками в изучении истории и культуры своего народа.

В дальнейшем мини – музей будет пополняться новыми экспонатами и предметами декоративно – прикладного творчества.

Данное направление в музейной педагогике обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании у детей этнической принадлежности, толерантности, культуры межнационального общения в профилактике межнациональных конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: