a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Обобщение опыта работы с детьми ТНР

Опубликовано: 2016-10-01 13:56:01

Документы для скачивания

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 28 «Золотой ключик» обобщение опыта по теме: « Современные подходы к организации сопровождения дет ей с тяжелыми нарушениями речи» педагог- психолог Дурягина А. Г. Постоянный рост числа детей с о ограниченными возможностями здоровья выдвигает диагностико- коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 70% от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонением в речевом развитии. В Федеральном Государственном образовательном стандарте обозначены требования, позволяющие определить пути и средства организации образоват ельного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в принципиально новых условиях, когда необходимо организовать обучение детей с учетом их особы х образовательных потребностей. Созданию единой, сплоченной команды, координации действий помогае т психолого- медико- педагогический консилиум, где обсуждаются а ктуальные вопросы профилактики, коррекции речи, обеспечивается интегрированное коррекционно- развивающее образование, преем ственность между специалистами. Цель нашего консилиума мы видим в обеспечени и диагностико – коррекционного психолого – м едико – педагогического сопровождения детей с ОВЗ исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, с возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно – психического здоровья воспитанников. Основные задачи консилиума Раннее выявление детей, имеющих особенности в познавательной, речевой, эмоционально- волевой сферах; Анализ рекомендаций территориальной психолого – медико – педагогической комиссии Определение характера, продолжительности и эффективности специальной( коррекционной) помощи в рамках имеющихся возможностей образовательного учреждения; Работа ПМПк строится в соответствии с Законодательством РФ и локально- нормативными актами ДОУ Рассмотрим организацию деятельности ПМПк ДОУ. Предполагаемый ребенок поступает в ДОУ и на данном этапе осуществляется сбор первичной информации о ребенке, проводится мониторинг, и возможно выявляется проблема в развитии этого ребенка и тогда с согласия родителей он направляется на ТПМПК, где специалисты, обследовав ребенка, выдают родителям заключение и рекомендации по коррекции проблемы, но возможен вариант, что ребенок поступает в ДОУ уже с заключением и рекомендациями ТПМПК. В обоих случаях ребенок получает статус ОВЗ. Н а основании заключения ПМПК ребенок определяется либо в группу компенсирующей направленности и обучается по АООП, или ребенок продолжает посещать группу общеразвивающей направленности, где на него совместно всеми специалистами разрабатывается АОП, с которой мы знакомим родителя. Н а сегодняшний день перед нами не стоит задача раскрытия структуры АОП, мы покажем образовательные маршруты и пути взаимодействия специалистов нашего ПМПк ДОУ в сопровождении детей с ТНР. Психолого- медико- педагогическое сопровождение ребенка с ТНР осуществляется через тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса. Главная цель их сотрудничества сводится к развитию основных компонентов речевой системы. В свою очередь, каждый педагог выстраивает свою систему целей, задач и направлений работы. Рассмотрим более подробно вклад каждого специалиста в работе с детьми с ТНР. Основным специалистом в работе с данной категорией детей является учитель- логопед. Он определяет структуру нарушения, осуществляет м аксимальную коррекцию речевых нарушений, оказывает консультативную и методическую помощ ь родителя м и педагогам ДОУ. Логопеды решают задачи коррекции речевых нарушений в фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работе. Важными участниками коррекционно- образовательного процесса являются воспитатели. Основные задачи воспитателя представлены на слайде. Воспитатели совместно со специалистами участвуют в разработке и реализации адаптированной образовательной программы для детей с ТНР в соответствии с рекомендациями ПМПК. В комплексной деятельности педагогов ДОУ необходимо участие педагога- психолога. Его деятельность включает следующие направления: организация и проведение психологического обследования детей коррекция и развитие основных психических процессов коррекция отклонений в поведении профилактическая работа по развитию эмоций Также педагог- психолог на своих занятиях решает и речевые задачи. В работе с детьми психолог использует игры на сплочение детского коллектива, развитие коммуникативных навыков, снятия эмоционального напряжения, агрессии, тревожности. Дефектолог в сопровождении детей с ТНР осуществляет коррекцию особенностей развития интеллектуальной и сенсорной сфер, обусловленных речевым нарушением, а также подготавли вает детей с ТНР к обучению на следующей ступени образования. Важную роль в сопровождении детей с ТНР играет Медицинская сестра, она осуществляет работу с медицинскими картами поступающих в ДОУ детей для сбора анамнеза с целью ранней диагностики и учета дошкольников с нарушениями речи, осуществляет консультативно- просветительскую работу с педагогами и родителями п о профилактике заболеваний и соблюдению санитарно- гигиенических правил, так же контролирует своевременное направление детей на медицинское обследование. Инструктор по физической культуре в образовательной деятельности с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует фор мированию психомоторных функций, данная р абота подчинена целям коррекции общего недоразвития речи и личности ребенка. Особенности планирования деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных детям с ТНР. Музыкальный руководитель проводит работу по активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространс тве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. Важным моментом в логопедической работе является формирование у детей правильной артикуляции и чистоты интонации. С этой целью н а музыкальных занятиях используются различные попевки, прибаутки, скороговорки, пропевание на слогах. Социальный педагог обеспечивает социальную поддержку детей в организации образовательного процесса, в том числе и детей с ТНР. Так же способствует повышению правовых знаний по вопросу защиты и охране прав ребёнка среди педагогов, родителей и самих детей. Особое место в образовательном процессе занимают Родители. Чтобы ребенок смог усвоить всю сложную систему русского языка, ему требуется помощь не только специалистов, но и поддержка и внимание родителей. При правильном понимании и отношении родителей к речевому дефекту ребенка, при активном участии мамы и папы в процессе преодоления речевого недуга, специалисты гораздо быстрее добиваются желаемых результатов. На родителей детей с ТНР в коррекционно- педагогическом процессе возложено выполнение следующих функции: - помощь в закреплении речевых умений и навыков, усвоенных на занятиях- консультация и лечение ребенка у специалистов медицинского профиля- содействие развитию неречевых процессов В посл еднее время всё чаще педагоги ДОУ используют нетрадиционн ые способы работы с родителями это: тренинги, круг лые столы, мастер- классы, родительские клубы, совместная проектная деятельность. Вся деятельность специалистов ПМПк ДОУ осуществляется по следующим направлениям: диагностическое, коррекционно- развивающее, консультативное, информационно- просветительское. Данная система позволяет решить ряд проблем, которые на сегодняшний день являются актуальными в работе с детьми с ТНР: организация системы коррекционно- развивающей деятельности в воспитательно- образовательном пространстве интеграция коррекционных и общеразвивающих задач педагогической деятельности осуществление педагогами дифференцированного и индивидуального подхода к детям с ТНР возможность своевременной корректировки адаптированных образовательных программ Подводя итог выше сказанному, можно с уверенностью сказать, что т олько в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личнос тной готовности детей с нарушениями развития к школьному обу чению, социализации и адаптации их в обществе. И хочется отметить, что атмосфера доброго внимания, тол ерантности, вхожести детей в детское игровое сообщество и благоприятное образовательное пространство, которое создают окружающие взрослые, помогут достигнуть эффективности и качества в коррекционно- образовательной работе.

Оставить комментарий: