a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад "Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка для детей от 1 до 2 лет с применением педагогики М.Монтессори", ст.воспитатель Медведева О.Н.

Опубликовано: 2014-06-25 11:06:24

Документы для скачивания

 

Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка

для детей от 1 до 2 лет с применением педагогики М.Монтессори

 

Старший воспитатель

МАДОУ "Детский сад

комбинированного вида №10

г.Шебекино Белгородской области"

Медведева Ольга Николаевна

 

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования. Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Вариативный образовательный процесс – взаимосвязанная деятельность всех участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов), средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования.

В декабре 2013г. на базе МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №10 г.Шебекино Белгородской области" был организован Центр игровой поддержки ребенка. ЦИПР является новой формой помощи семье в получении дошкольного образования, когда ребенок в семье включается в единое образовательное пространство детского сада, но при этом находится дома.

Центр игровой поддержки ребенка МАДОУ насчитывает 10 детей в возрасте от 1 до 2 лет. Работает ЦИПР два раза в неделю, длительность одного сеанса – 1 час. В Центр принимаются дети по заявлению родителей (законных представителей), на основе заключенного договора об образовании.

Основными формами работы с ребенком и семьей в нашем Центре игровой поддержки являются индивидуальные и групповые игровые сеансы, консультации, беседы, выставки, семинары.

Чтобы увеличить время воспитательно-образовательной деятельности, и при этом не перевозбудить нервную систему детей, педагогами детского сада были разработаны конспекты комплексных игровых занятий с применением педагогики М. Монтессори. Структура их включает приветствие, упражнения на развитие моторики, дидактические игры, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, развитие движений, художественно-эстетическую деятельность, музыкальное развитие, свободную игру и прощание.Смена деятельности помогает сохранить внимание детей и снимает утомляемость.Все игровые занятия объединены одним сюжетом, что делает переход от одного вида деятельности к другой тематически логичным и незаметным для детей.

Во время игровых сеансов специалисты ЦИПР проводят консультации для родителей по проблемам развития и воспитания детей раннего возраста.

Занятия в группе направлены на педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста, а также развитие эмоциональных отношений между мамой и малышом.

Особое внимание уделяется развитию у детей познавательных навыков, любознательности, общительности, активности, стимулирующих общее творческое развитие ребенка.

На групповых занятиях совместно с мамой мы приобщаем малыша к различным видам продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация), двигательной деятельности (подвижным играм, упражнениям, игровому массажу, пальчиковой гимнастике).

Организация занятий с детьми раннего возраста предусматривает игровую форму, широкое использование наглядного материала, двигательных моментов. Поэтому предметно-развивающая среда ЦИПРа включает в себя ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, социального, познавательного и эстетического развития детей.

С 2009 года наш детский сад принимает участие в экспериментальной работе по внедрению принципов Марии Монтессори в образовательный процесс. При организации работы в нашем Центре игровой поддержки мы взяли за основу ее девиз «Помоги мне это сделать самому!». А это значит, что ребенку  мы предлагаем ровно столько помощи при освоении окружающего мира, сколько ему необходимо. Это приучает детей делать самостоятельный выбор, ни учатся взаимопомощи, дисциплине, уважению к своей работе и работе других людей.

Дети, посещающие Центр игровой поддержки, находятся в периоде сенсорного развития - одного из самых длительных периодов развития ребенка дошкольного возраста, он начинается с момента рождения и длится примерно до 5-5,5 лет. Поэтому  наша задача – помочь ребенку научиться различать такие понятия, как больше-меньше, длинный-короткий, тонкий-толстый, высокий-низкий, а также цвет, форму предметов, играя с дидактическими материалами М.Монтессори.

 До трех лет мозг ребенка представляет собой нечто схожее с губкой (Монтессори употребляла термин «впитывающий разум»), поэтому ребенок беспрерывно познает окружающую его действительность – он смотрит, слушает, трогает, обоняет и пробует на вкус. В предметно-развивающую среду центра игровой поддержки ребенка наряду с традиционными играми мы включили дидактические материалы М.Монтессори из сенсорной и практической зоны.

С целью развития мелкой моторики в развивающую среду Центра игровой поддержки включены рамки-вкладыши для различения цвета и формы, игры с прищепками, рамки с застежками для развития умения манипулировать с различными видами застежек (пуговицы, молнии, кнопки, липучки), игры на сортировку (фасоль, крупа), письмо на манке, игры с бусинами. Педагоги используют эти дидактические материалы в игровых занятиях, а также предлагают их для самостоятельной работы. Большинство пособий просты и интуитивно понятны, и ребенку не составляет труда самостоятельно разобраться с тем, как работать с ними.

Например, при знакомстве ребенка с Розовой башней (10 розовых деревянных кубиков с длиной ребра от 1 до 10 см), педагог и ребенок подходят к материалу, и воспитатель предлагает построить башню. Если ребенок соглашается, педагог берет самый маленький кубик башни и ставит его на левую ладонь малыша. Она сама покрывает его правой ладошкой кубик и предлагает таким образом отнести этот маленький розовый кубик на рабочий коврик. Ребенок делает это. И пока кубик лежит на ладошке ребенка, в сознании малыша рождается представление о его величине. Таким же образом – по одному – ребенок переносит на коврик все остальные кубы Розовой башни. Важным моментом является то, что действия производит сам ребенок. Ладони его, по мере увеличения куба,  расширяются, и, к тому же, малыш ощущает явное изменение веса кубов.

Во время таких презентаций педагоги Центра на практике знакомят родителей с методикой Марии Монтессори, а также дают рекомендации по подбору и созданию благоприятной обстановки дома, способствующей всестороннему развитию малышей.

Существенным различием педагогики Монтессори является то, что в отличие от традиционных дидактических игр, которые могут присутствовать в развивающей среде в нескольких экземплярах, материалы М.Монтессори  представлены в единственном. Это способствует развитию социальных контактов детей – учит договариваться о совместной работе или о работе по очереди, совместно решать общие проблемы. Дети учатся ждать, наблюдают за работой других детей, учатся находить компромисс. Ребенок умеет планировать собственную деятельность в соответствии с задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления.

В педагогике Монтессори используются разные общие занятия, проводимые с детьми группы. В работу Центра игровой поддержки ребенка педагоги включают мини круги, названные так из-за непродолжительного времени. Мы проводим их вначале занятий. Основная цель мини круга – настроить детей на волну взаимного принятия, доброжелательности, поприветствовать друг друга, сказать добрые слова, поддержать тех, кто недавно пришел в группу.  В  проведение таких кругов мы включаем  коммуникативную игру или забавный стишок, поговорку, которые читаем все вместе под музыкальное сопровождение. Мини круги учат детей терпеливо слушать, не перебивать, дожидаться своей очереди.

В конце игрового часа педагоги проводят рефлексивный круг, задача  которого дать возможность детям и родителям научиться оценивать свою деятельность, определять и называть свои чувства, которые он испытывал сегодня: радости от того, что научился новому, удовлетворения от того, что помог кому – то, огорчения из-за того, что не все получилось.

Своей главной задачей мы считаем дать детям не как можно больше знаний, а в том, чтобы зажечь в их душах огонь познания, разбудить воображение, чтобы они двигался самостоятельно, а среда и педагоги им помогали. Включение в работу Центра игровой поддержи ребенка Монтессори-материалов дает возможность педагогам и родителям сделать все  детские несистематизированные познания, впечатления об окружающем мире упорядоченными и осознанными.

Оставить комментарий: