a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

10. 09. 2016г. Консультация для педагогов «ФОЛЬКЛОР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Подготовила Федченко В.В.

Опубликовано: 2016-10-07 10:20:22

Документы для скачивания

Консультация для педагогов « ФОЛЬКЛОР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА » Подготовила Федченко В. В. «Фольклор» в переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор—это создаваемая народом поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. В нем воплощены идеи и стремления народа, поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний. Образы народных героев выражают лучшие черты русского национального характера, в содержании фольклорных произведений отражаются наиболее типичные обстоятельства народной жизни. Развитие языковой культуры начинается с детства, и фольклор в моей работе занимает здесь одно из важных мест в воспитании и развитии детей. Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, впитавший в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Дети с интересом повторяют данную пословицу или поговорку. Я объясняю, если им не понятно содержание. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. В свободное время, на прогулке мы вместе с детьми повторяем скороговорки. Устраиваю соревнования, кто быстрее повторит скороговорку. Дети любят эти соревнования и с интересом всегда в них участвуют. Развивая чувства ритма и рифмы, ребенок готовится к дальнейшему восприятию культуры речи. Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Я предлагаю детям назвать отгадку и нарисовать ответ. У детей формируется зрительная память, развивается мышление, мелкая моторика рук. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительност и( использование многозначности слов, определений, эпитетов, сравнений) способствуют речевому развитию. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, формируют представления о переносном значении слова. Загадка – одна из форм устного народного творчества, в которой, в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и их явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, умению самостоятельно делать выводы. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей « поэтический взгляд на действительность». Используя загадки в работе с детьми, я способствую развитию у них навыков речи- доказательства и речи- описания. Уметь доказывать, это не только уметь правильно, логично мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Посредством загадок, пословиц, скороговорок у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирая нужные слова, все глубже у них формируется языковая культура личности. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества. Из всех фольклорных жанров сказка занимает также важную роль не только в речевом развитии, но и в нравственном воспитании. Их герои это примеры истинного поведения человека, поэтому сказки в моей работе с детьми тоже занимают соответствующее место. В сказках выражено радостное бытие—удел честного, умеющего постоять за свое достоинство человека. Мысль в сказке простая: хочешь себе счастье, учись уму- разуму. Таким образом, сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их. Полнота восприятия сказки будет, зависит от того, как она будет прочитана. Насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно он донесет образы персонажей. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику и жест. С помощью сказок дети пополняют свой словарный запас, узнают новые слова, пользуются ими в своей речи. Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребенка обогащать духовный мир, пополнять словарный запас, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций. Таким образом, созданный народом язык благотворно влияет на развитие культуры личности. Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитое чутье родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием—лучшая опора, верное подспорье и очень важная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности.

Оставить комментарий: