a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей: «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»

Опубликовано: 2016-10-09 20:41:57

Документы для скачивания

Консультация для воспитателей: «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры» Нарушения формирования лексики у детей с ОНР на фоне ЗПР, проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. Формирование словаря у этих детей чаще всего происходит в замедленном те мпе. Бытовой словарь детей в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью: целый ряд слов дети не могут назвать по картинкам, хотя имеют их в пассиве; не зная названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета( стена- дом) или действия; они также заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам( раскрашивает- пишет) . В словаре мало обобщающих понятий: почти нет антонимов, мало синонимов. Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. В процессе формирования лексики происходит и уточнение значения слова, а также развитие мышления и других психических процессов. Своевременное формирование словаря ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь- это основное средство проявления важнейших психических процессов- памяти, восприятия, эмоций. Овладение лексическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении со взрослыми и детьми. Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что при наличии достаточно обширного пассивного словаря ребенок зачастую затрудняется перенести его содержимое в активное использование в повседневной жизни, на занятиях, в игре. Вся логопедическая работа направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системы работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Таким образом, формирование лексики у детей с ОНР является одним из актуальных направлений в системе коррекционной логопедической работы. В основе обучения применяются дидактические игры. Они включаются в структуру непосредственно образовательной деятельности как составляющие. Игра- наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактическая игра- это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш; это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющиеся у детей, причем часто в одной игре они могут использовать знания и представления, полученные на занятиях в самостоятельной деятельности. Например, в игре «Назови три предмета» приходится вспоминать и называть животных, средства передвижения, овощи и фрукты, мебель, посуду. Для поддержания интереса к звучащему слову, для уточнения имеющегося словаря и его обогащения можно использовать следующие упражнения. « Четвертый лишний » Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых относятся к одному обобщающему понятию. Вы раскладываете их перед ребенком и предлагаете определить, какие подходят друг к другу и можно ли назвать их обобщающим словом, а какая из картинок лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, блюдце, тарелка и яблоко; медведь, лошадь, собака и курица; елка, береза, дуб и рыба. Если ребенок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы, попросите назвать известных ему животных( птиц, рыб) , овощи( фрукты) . Можете подобрать картинки с предметами, относящимися к общему понятию, но отличающиеся( например, «береза», «дуб», «липа», и «ель») . Эта игра предназначена для развития логического мышления дошкольника. «Фрукты – овощи» Цель игры: дифференциация сходных понятий. Ход игры. В начале игры ведущий напоминает детям, какие растения мы называем фруктами, какие-  овощами. Для фруктов выбирается картинка «Сад», а для овощей – «Огород». Эти картинки выкладываются на разных краях стола. Предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, лежат на столе стопкой изображенными вниз. По очереди дети берут из стопки по одной картинке, называют её, а также объясняют, к какой группе она относится. Объяснение должно быть полным: «Помидор – это овощ, потому что он растёт на огороде». Если ребёнок дал неправильный ответ, картинка возвращается на место, а если ребёнок  верно назвал картинку и отнёс её к нужному понятию, он забирает её себе. Игра заканчивается после того, как всё картинки будут находиться у детей. Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок. «Мяч бросай и животных называй» Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй». Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. Вариант 1. Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. Взрослый: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь. Взрослый: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос. Взрослый: - Ягоды; Дети: - М алина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика. Взрослый: - Деревья; Дети: - Б ереза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т. д. Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова. Взрослый: Огурец, помидор, репа: Ребенок: Овощи. «Загадки Зайца» Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме. Оборудование: игрушка Заяц, предметы по теме. Ход: сказать ребенку, что Зайчик хочет с ним поиграть и загадать загадки; затем Зайчик описывает свойства предмета, а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь. «Кто чем питается? » Цель. Закреплять представления детей о пище животных. Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т. п. Называют его и вспоминают, какое животное питается этой едой. «Что из чего сделано? » Цель: расширение словарного запаса за счет употребления прилагательных. Взрослый( говорит ребенку) . В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан, например, стол из чего сделан? Взрослый. При обследовании некоторые дети ответили: «Из досок». Взрослый. Какой стол, если он сделан из дерева? Ребенок. Деревянный. Взрослый. Стакан из стекла? Ребенок. Стеклянный. Взрослый. Ключи из стали? Ребенок. Стальные и т. д. «Кто как работает» Цель: активизация словаря глаголов, закрепление знаний о профессиях людей. Взрослый рассказывает детям, что есть очень много профессий. Взрослый. Что делает врач? Ребенок. Врач лечит больных. Делает операции. Выезжает на «скорой помощи» и т. д. Можно спросить у детей, знают ли они, кто взрослый по профессии, где работает? Выслушайте рассказ ребенка, а затем поправьте его. “Что делают эти животные? ” Цель:   активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных. Ход игры. Ведущий, бросая мяч каждому ребёнку по очереди, называет какое- либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. Ведущий: Собака Кошка Мышка… Дети: Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается… Мурлычит, крадется, царапается, умывается … Ш уршит, пищит, грызет, запасает. . . Кто больше слов скажет” Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера. Взрослый показывает ребенку картинку например, белочку и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи. Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок с длинным хвостом, любопытный. «Скажи наоборот» Цель: расширение словаря антонимов. Мама произносит фразу с эпитетом, ребенок повторяет ее, называя антоним эпитета. Мама. Я вижу высокий дом. Ребенок. Я вижу низкий дом. Мама. У меня острый нож. Ребенок. У меня тупой нож. Пирожное сладкое, а лекарство … Ночью темно, а днем … У волка хвост длинный, а у зайца … Хлеб мягкий, а сухарь … Чай горячий, а лед … Летом жарко, а зимой … Итак, хорошая речь- важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи- её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя- одна из важнейших задач обучения детей. Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Именно поэтому в логопедической практике рассматривают вопрос развития словаря у детей, как одну из наиболее важных задач развития речи. Развитие активного словаря детей посредством дидактической игры будет достаточно эффективным, так как дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.

Оставить комментарий: